Биржа обеспечивает брокеров помещением, связью, осуществляет учет операций, определяет биржевые цены, содействует расчетам, разрабатывает типовые контракты, ведет арбитражное разбирательство споров.

В зависимости от биржевого товара биржи подразделяются на:
- фондовые, на которых торгуют ценными бумагами;

- валютные, на которых торгуют валютой;

- товарные, обеспечивающие торговлю массовым товаром по стандартам или образцам;

- фьючерсные, торгующие контрактами;

- универсальные, на которых торговля идет разными видами биржевых товаров.

Рождение самого термина "биржа" связывают с голландским городом Brugge, где жила богатая торговая семья Van der Burgser. Семья содержала гостиницу, которая и стала излюбленным пристанищем венецианских торговцев. Так выражение "пойти к Burgser" постепенно преобразовалось в современное слово биржа, применительно к торговле ценными бумагами - фондовая биржа.

Специально построенное здание для заключения сделок - биржа (позднее крупнейшая европейская фондовая биржа) впервые появилась в 1531 г. во фламандском городе Антверпене. По ее образу были созданы Лионская биржа (1545), Лондонская Королевская биржа (1566) и другие биржи, которые являлись в основном товарными. Их отличиями от оптовой торговли являлись не только возможность купить или продать товар без необходимости везти всю партию к месту заключения сделки, но и то, что на бирже можно было заключить сделку на поставку товара, который мог быть еще не произведен. Появление сделок с отдаленным сроком исполнения дало возможность извлечения прибыли из колебания цен, что и сделало биржу пристанищем спекулянтов. С этого момента биржей стал интересоваться всякий, кто понимал, что сохранение капитала - это его приумножение, а единственным инструментом обогащения становился свой собственный интеллект и проницательный ум.

Унаследовав от товарной биржи инструменты торговли, фондовая биржа довольно быстро обогнала ее. Массовый переход к акционерной форме всего бизнеса, начавшийся во второй половине XIX в., закрепил за ней статус первенства в биржевом мире. С этого момента биржа стала играть одну из главных ролей в экономическом росте страны.

Дальнейшее развитие фондовых бирж пошло по пути увеличения своей сферы влияния. Постепенно на передний план выдвигались биржи наиболее экономически развитых стран. На таких биржах закреплялись акции компаний, которые довели масштабы своих финансовых операций до общенациональных.

С укрупнением фондовых бирж начинает меняться и биржевой механизм. Первоначально являясь местом встречи двух купцов, желающих заключить сделку, биржа не выполняла никаких функций, кроме обеспечения условий для заключения сделки.

С ростом количества торгов фондовая биржа физически была не в состоянии вместить всех, кто хотел бы продать или купить товар либо ценные бумаги. Тот, кто брал на себя функцию проведения биржевых операций, становится посредником. В отдельно взятой фондовой сделке уже задействованы три стороны: продавец, покупатель и посредник. На начальных этапах модель проста - один посредник сводит продавца с покупателем. При росте масштабов фондовых операций усложняется и модель: в ней посредников уже два. Покупатель обращается к одному, а продавец - к другому, причем вероятность совпадения мала. При еще большей интенсивности фондовых операций складывается модель, популярная еще в XIX веке: теперь уже сами посредники нуждаются в помощи, и между ними появляется еще один. Назовем его "центральным", а его контрагентов - "фланговыми" посредниками. В XX веке биржа стала столь популярной, что, например, в США более 50 % населения принимают участие в торгах. Фондовая биржа уже имеет очень разветвленную и развитую сеть обслуживания заявок, где заключить сделку с небольшим капиталом является очень простой процедурой, правда, пока еще дороговатой из-за множества посредников.

Литература:

1. Мяпин В.А., Воробьев «Ценные бумаги и фондовая биржа» Финансы 2000г

2. Сейткасымов Г.С., Ильясов А.А. Формирование фондового рынка: уч. Пособие- Алматы, 1996

3. Фондовый рынок РК: проблемы и перспективы развития/ И.Х. Бейсембетов и др. – Алматы, 1997

Тема 16.Правовое регулирование финансового рынка Казахстана

1. Сущность регулирования финансового рынка

2. Методы и виды регулирования

3. Основные направления регулирования финансового рынка

Цель занятия: Рассмотреть роль государственного регулирования, методы, принципы, виды и основные напрвления

Казахстанское законодательство о финансовых рынках сравнительно молодое и сейчас переживает период становления и развития. Ориентиром для совершенствования выступают законодательные системы наиболее развитых юрисдикций, в первую очередь стран Евросоюза.

Зарубежное законодательство о финансовых рынках не отличается однородностью и единообразием подходов – первые различия видны уже на уровне правовых систем общего и континентального права. На уровне национальных правопорядков также появляются свои особенности: как в моделях организации и построения инфраструктуры финансового рынка, так и в инструментарии, который доступен участникам финансового рынка и инвесторам.

Особого внимания заслуживают модели правового регулирования финансового рынка США и Европейского союза. Для более детального изучения наиболее важных нормативных актов США и ЕС компанией IMAC в 2007 году была учреждена Программа переводов законодательства стран ЕС и США, регулирующего деятельность на финансовых рынках.

Отличительными чертами американского и европейского законодательства (в сравнении с российской моделью) являются:

· рамочный подход к установлению ограничений и условий работы с финансовыми инструментами и представления финансовых услуг;

· трансграничный характер финансовой деятельности и обращения финансовых инструментов (на взаимной основе);

· высокая степень концентрации на вопросах раскрытия информации, связанной с инструментами и услугами, предлагаемыми неограниченному кругу лиц;

· свободная схема инвестирования вложений квалифицированных инвесторов;

· значительная роль инфраструктурных организаций в организации работы с инструментами (банки-кастодианы, администраторы);

· ускоренные и/или упрощенные процедуры выпуска финансовых инструментов (в особенности, предназначенных для квалифицированных инвесторов).

Сравнивая американское и европейское законодательство, регулирующее деятельность на финансовых рынках, можно отметить, что США, имея солидный опыт работы и внедрения новых институтов и решений на финансовом рынке, тем не менее, проигрывают Евросоюзу в адаптации и кодификации наработанного опыта к новым реалиям и возможностям глобального финансового рынка.

Эволюционные процессы, проходящие в законодательстве США, нельзя назвать интенсивными, так как за последние годы вышло только 2 особенно значимых закона – это Закон Сарбэйнса-Оксли 2002 года (Sarbanes-Oxley Act) и Национальный закон об улучшении регулирования рынка ценных бумаг 1996 года (National Securities Markets Improvement Act).

Европейцы в вопросах регулирования деятельности на финансовых рынках получили уникальную возможность на базе наднационального законодательства ЕС заново выстроить нормативную основу всех сегментов экономики, используя как правовые решения и институты национального законодательства стран-членов ЕС, так и позитивный опыт США.

Директивы ЕС носят рамочный характер, но определят базовую правовую модель регулирования тех или иных отношений, представляя станам-членам ЕС возможности по адаптации механизма применительно к их специфике и потребностям.

Среди наиболее важных и интересных актов можно отметить:

· Директива Совета ЕС 85/611/EEC от 20 декабря 1985 г. [о координации законов и других нормативных актов, регулирующих образования коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (ЮКИТС)];

· Директива Совета ЕС 2004/39/ЕС от 21 апреля 2004 г. [о рынках финансовых инструментов] (MiFID);

· Директива Совета ЕС 2003/71/EC от 4 ноября 2003 года [о публикации проспекта при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам].
Следует отметить, что именно на основе положений Директивы 2003/71/ЕС о квалифицированных инвесторах была создана модель российского квалифицированного инвестора, появившаяся в конце прошлого года в Законе «О рынке ценных бумаг».

Нормотворчество Соединенного Королевства можно отметить такими актами, как Акт «О налогообложении доходов компаний» (Corporation Tax, 2006) и Акт «О финансовых услугах и рынках» (Financial Services and Markets Act, 2000).

В рамках общеевропейского тренда, немецкие законодатели приняли в 2007 года закон о немецких фондах недвижимости «German REIT Act» (2007).

Отдельного внимания заслуживают и научные изыскания исследовательских институтов и нормотворчество наднациональных отраслевых организаций (например, стандарты Basel II).

Мировая практика развития финансовых рынков и правового регулирования этой отрасли уже апробировала практически весь инструментарий и решения на рынке финансовых услуг; сейчас основными векторами развития законодательства зарубежных стран являются:

· адаптация национальных правовых систем к единообразным и стандартным правовым механизмам (например, гармонизация права европейских государств);

· снятие барьеров для трансграничного обращения финансовых инструментов и услуг;

· унификация стандартных процедур выпуска и обращения финансовых инструментов;

· повышение качества оказываемых финансовых услуг и стандартов раскрытия информация.

Казахстанский финансовый рынок развивается в русле интеграции в мировую и, в том числе, европейскую экономику. Для выстраивания эффективных и оптимальных механизмов взаимодействия с иностранными инвесторами, привлечения иностранных инвестиций и размещения российских активов в низко-рисковые активы на европейском рынке, законодатели и регуляторы ведут активную работу по унификации законодательства с учетом мировых и европейских стандартов, адаптируют лучшие правовые решения и механизмы регулирования финансового рынка.

Литература:

1. Закон РК «О государственном регулировании и надзоре финансового рынка и финансовых организаций» от 04.07.2003г.

2. Закон РК «О государственном регулировании отношений, связанных с драгоценными камнями» от 20.05.1995г.

3. Закон РК «О валютном регулировании» от 24.12.1996г.

4. Сейткасымов Г.С., Ильясов А.А. Формирование фондового рынка: уч. Пособие- Алматы, 1996

5. Фондовый рынок РК: проблемы и перспективы развития/ И.Х. Бейсембетов и др. – Алматы, 1997

Тема 17. Национальный банк РК - как регулирующий орган финансового рынка

1. Статус и формы организации центральных банков. Взаимосвязь между независимостью Центрального банка от органов государственной власти и темпами инфляции.

2. Функции центральных банков государств. Роль Национального банка РК в денежно-кредитном регулировании экономики.

3. Денежно-кредитная эмиссия. Характеристика эмиссии банкнот: форма
осуществления и порядок обеспечения.

Цель занятия: изучить основные функции регулирующего органа, создание и развитие системы нормативных актов, обеспечение эффективного регулированию

Важнейшим звеном банковской системы является Центральный банк. Первый Центральный банк появился в Швеции в 1668 г. для регулирования денежно-кредитной системы. Первоначально под Центральными банками подразумевались самые крупные коммерческие банки. Но затем такие банки отказались от осуществления ряда рисковых операций (например, кредитование, операции с ценными бумагами) и в то же время монополизировали эмиссионную функцию. Позднее, в целях предотвращения излишнего выпуска денег и более жесткого контроля за денежной массой, был определен и национализирован лишь один Центральный банк страны.

В мировой практике встречаются разные правовые формы организации центральных банков:

-унитарный банк с 100 % участием государства;

-акционерное общество;

-объединение ассоциативного типа;

-системы независимых банков в совокупности выполняющих функции центрального банка.

В США в имуществе центрального банка государство не участвует, их капитал состоит из паевых взносов коммерческих банков, вступающих в члены Федеральной резервной системы.

Национальный банк РК является унитарным органом, государство единственный владелец уставного фонда.

Сущность Центрального банка проявляется в его функциях:

1) эмиссионный центр страны

- выпуск денег в обращение;

-управление золотовалютными резервами

2) банк правительства

-исполнение госбюджета (принимает платежи по налогам);

-управление госдолгом (выпуск госзаймов, прямое кредитование)

3) банк банков

-надзор за коммерческими банками;

-кредитование коммерческих банков;

- хранение средств коммерческих банков на счетах Центрального банка;

-проведение безналичных расчетов между коммерческими банками

4) Международная функция: Центральный банк представляет интересы государства в международных денежно-кредитных отношениях. Так, например, Центральный банк:

-возглавляет отдельные валютные зоны ( тенговую зону – Национальный банк РК; рублевую зону - ЦБ РФ; долларовую зоны - ФРС США);

-распоряжается золото-валютными запасами страны;

-проводит валютную политику;

-является представителем государства в международных кредитных

организациях.

5) Денежно-кредитное регулирование проводится посредством регулирования :

-нормы обязательных резервов (повышая ее Центральный банк, сокращает кредитоспособность коммерческих банков)

-процентной ставки (повышая % по кредитам, Центральный банк «удорожает» их, что делает их невыгодными для коммерческих банков, снижает кредитоспособность)

-операций на открытом рынке (покупка-продажа государственных ценных бумаг на рынке. Если Центральный банк продает их, то он «поглащает» денежный капитал, снижая кредитоспособность коммерческих банков).

Согласно Закону РК «О Национальном банке Республики» от 30.03.1995 №2155 Национальный Банк Казахстана проводит государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан.

Национальный Банк Казахстана является единственным органом, определяющим и осуществляющим государственную денежно-кредитную политику Республики Казахстан. Денежно-кредитная политика осуществляется Национальным Банком Казахстана с целью обеспечения стабильности цен.

Денежно-кредитная политика осуществляется путем установления:

-официальной ставки рефинансирования;

-уровней ставок вознаграждения по основным операциям денежно-кредитной политики;

-нормативов минимальных резервных требований;

-в исключительных случаях прямых количественных ограничений на уровень и объемы отдельных видов операций.

В целях реализации денежно-кредитной политики Национальный Банк Казахстана осуществляет следующие виды операций:

1) предоставление займов;

2) прием депозитов;

3) валютные интервенции;

Литература:

1.Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями);

2. Закон РК « О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» от 31.08.1995 №2444 (с изменениями и дополнениями);

3. Закон РК «О Валютном регулировании и валютном контроле» от 13.06.2005;

4.Закон РК «О рынке ценных бумаг»;

5. Постановление Правления Национального Банка РК от 23.05.1997 «О правилах о пруденциальных нормативов» (с изменениями и дополнениями,внесенными постановлениями Правления НацБанка РК);

6. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 2 июня 2001 года N 190 «О минимальных размерах уставного и собственного капиталов банков второго уровня»

7. Постановление Правления Национального Банка Республики Казахстан от 3 ноября 2000 года N 416 Об установлении минимального значения коэффициента текущей ликвидности для банков второго уровня.

8. Постановление Правления Национального Банка РК от 27.05.2006 № 38 « Об утверждении Правил о минимальных резервных требованиях»

Литература:

1.Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» от 30.03.1995 №2155 (с изменениями и дополнениями);

2. Долан Э. Дж.,Кэмпбелл Колин Д., Кэмпбелл Розмари ДЖ. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика”, Пер. с англ. Л. 1996 г.

3. Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция.- М., 1999г.

4. “Деньги, кредит, банки”. Учебник под ред. проф. Г. Сейткасимова; Алматы, КазГАУ; “Экономика”,1999 г.- 432с.и др.

Наши рекомендации