Тема 1. Понятие организации и ее сущность
1. Понятие и отличительные особенности организации.
2. Организация как система. Основные критерии ее формирования.
3. Внутренняя и внешняя среда организации.
4. Миссия и цели деятельности организации.
5. Классификация основных структур управления организацией.
Изучение экономики организации невозможно без самого понятия «организация» и современных форм его существования.
Значимость организации как основного звена экономики определяется следующим:
· Организация производит продукцию, оказывает услуги, выполняет работы, составляющие основу жизнедеятельности человека и общества в целом;
· Организация является одним из источников формирования доходов бюджетов всех уровней;
· Организация-главный субъект в системе отношений, складывающихся в обществе в процессе производства, реализации, распределения и потребления продукции;
· Организация формирует спрос на факторы производства, технологические и продуктовые инновации, организационно-управленческие нововведения;
В организациях подавляющая часть населения получает вознаграждение за свой труд, материально обеспечивая себя и своих близких;
В организациях граждане проходят социальную адаптацию, формируют основы трудовой дисциплины, субординационные взаимоотношения (взаимоотношения руководителей и подчиненных) и пр.
В Толковом словаре Владимир Даль определил организацию как само дело или вещь.
В том случае, если существуют устоявшиеся границы организации, если определено ее место в обществе, организация принимает форму общественной ячейки и выступает в виде социального института. Такими организациями являются:
1) Частные и государственные предприятия и учреждения коммерческого и некоммерческого характера;
2) Научно-исследовательские институты;
3) Общественные объединения;
4) Учреждения культуры, образования и т. д.
В самом общем смысле под организацией понимают группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Организации могут быть формальными и неформальными.
Неформальная организация – спонтанно возникшая группа людей, вступающих во взаимодействие друг с другом, не имеющая четко поставленных целей, структур и правил. К ним относят институт семьи, неформальные взаимоотношения между людьми
Формальная организация – организация, обладающая правом юридического лица, цели которой закреплены в учредительных документах, а функционирование в нормативных актах.
В рамках данного учебного курса под понятием «организация» мы будем понимать только формальные организации, которые и являются предметом нашего изучения.
Прежде чем приступить к изучение основных составляющих функционирования организаций следует обратить внимание на тот факт, что несмотря на относительную идентичность в науке и практике таких понятий как «организация», «предприятие», «фирма», «компания» определенные отличия между ними имеются.
Организация (франц. Organization) – объединение людей для совместной деятельности в рамках определенных правил и процедур и решающих поставленные задачи для достижения общей цели.
Организации могут быть классифицированы по различным признакам и отличаться друг от друга по размерам (малые – в промышленности до 100 чел, в сельском хозяйстве – до 60, в сфере обслуживания – до 30, в остальных отраслях – до 50, средние 100-300 чел, крупные от 300), по участию в различных секторах производства (отрасли первичного цикла (добыча сырья), отрасли вторичного цикла (обрабатывающая промышленность), отрасли третичного цикла (услуги), четвертый сектор экономики (информационные услуги)), по формам собственности (частные, государственные, муниципальные, иные (смешанная собственность), по отношению к прибыли (коммерческие – цель: получение прибыли, некоммерческие), по организационно-правовым формам (коммерческие: хозяйственные товарищества, АО, ООО, ГУП и т.д., некоммерческие: фонды, учреждения, ассоциации, общественные и религиозные организации и т. д.
Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, где объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 ГК РФ).
Компания (франц. Compagnie) – объединение юридических и физических лиц, предпринимателей для ведения экономической, торговой, посреднической и др. деятельности. Под компаниями возможно понимать организации, имеющие различные организационно-правовые формы.
Фирма (итал. Firma) – самое общее название предприятия, компании, коммерческой организации. Пришло в русский язык из переводной литературы и иностранной практики.
Таким образом, организация в современных условиях рассматривается как одна из организационных структур, которая в силу обладания определенными признаками и свойствами, рассматривается как открытая социально-экономическая система, динамически взаимодействующая с внешним окружением.
Цели и задачи организации определяются:
1) Интересами владельца;
2) Размерами организации;
3) Ситуацией внутри организации;
4) Внешней средой.
Рассмотрим важнейшие цели и задачи организации с позиций:
Владельца – максимизация прибыли при минимизации затрат;
Общества – обеспечение потребителей продукцией;
Региона – создание рабочих мест;
Бюджета – своевременная и максимально полная уплата налогов;
Государственных органов власти – соблюдение действующих стандартов, нормативов, законов;
Природоохранных организаций – обеспечение охраны окружающей среды и рациональное природопользование;
Персонала организации – получение высокой заработной платы, обеспечение нормальных условий труда, возможностей профессионального роста.
Управляющего – ритмичная и равномерная работа организации и обеспечение высокой эффективности от ее деятельности.
Таким образом, все цели организации можно подразделить на общественные и личные (персональные), а учет их требований приводит к тому, что деятельность любой организации в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, влияет на общество, активизирует структурную и научно-техническую перестройку экономики региона и страны.
Организация – это сложная система, состоящая из двух подсистем: производственной и организационной.
Производственная система – это совокупность средств производства, материальных и трудовых ресурсов, предопределяемых производственной технологией преобразования материалов и комплектующих в конечных продукт хозяйственной организации.
Организационная система – это система, связывающая людей, предметы, орудия труда в процессе разработки, производства и реализации продукции. Она регламентирует содержание и последовательность этапов этого процесса, основываясь на научных принципах организации производства.
Для сформировавшейся организации как системы характерен ряд специфических процессов и свойств. К важнейшим из них следует отнести:
1) Целостность;
2) Структурность;
3) Динамика;
4) Саморегуляция;
5) Эмерджентность;
6) Свойство иерархичности;
7) Комплексность.
Реализация всех вышеназванных принципов позволяет рассматривать организацию как открытую систему.
Рис.
Любая организация функционирует в условиях внешней и внутренней среды.
Совокупность элементов, так называемых внутренних переменных, организации, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто “данное”, что руководство должно преодолеть в своей работе.
• Производственно-технические;
• Социальные;
• Экономические;
• Информационные;
• Организационные
Внешнюю среду функционирования организации условно можно разделить на микро- и макросоставляющие.
К микросреде традиционно можно отнести потребителей, конкурентов, поставщиков, контактные аудитории и посредников организации.
К макросреде относят экономические (доход населения, уровень инфляции и т.д.), демографические (пловозрастная структура, национальная принадлежность, уровень образования, менталитет, плотность населения и т.д.), природно-климатические, географические, политические, социо-культурные и другие факторы.
Среда, а так же особенности деятельности организации, накладывают определенные особенности на формирование миссии и целей деятельности организации. Миссия – это концептуальное намерение организации двигаться в определенном направлении. Обычно в ней детализируется статус организации, описываются основные принципы ее работы, действительные намерения руководства, а также дается определение самых важных хозяйственных характеристик организации. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными.
Миссия организации – это выраженное словесно основное социально значимое функциональное назначение организации.
Миссия должна отражать:
• Ценности организации;
• Организационные приоритеты;
• Цели организации и общества.
Миссия предназначена для решения следующих основных задач:
- представить в явном виде то, для чего существует компания, и установить базу для определения и обеспечения непротиворечивости ее целей;
- определить, чем компания отличается от всех других компаний, действующих на том же рынке;
- создать критерий для оценки необходимости выполнения всех действий, осуществляемых в компании;
- согласовать интересы всех лиц, связанных с организацией (собственников, руководство, персонал, клиентов и др.);
- способствовать созданию корпоративного духа, в том числе расширить для сотрудников смысл и содержание их деятельности.
Цель деятельности организации – это конкретизация миссии организации в форме, доступной для управления процессом их реализации.
Свойства целей:
• Конкретность и измеримость;
• Определенность во времени;
• Адресность, направленность;
• Согласованность и непротиворечивость с другими целями и ресурсными возможностями организации;
• Контролируемость.
Можно выделить шесть типов целей:
1. Достижение определенных значений показателя рыночной доли.
2. Инновационные цели.
3. Ресурсные цели характеризуют стремление организации привлекать наиболее ценные ресурсы: квалифицированных сотрудников, капитал, современное оборудование.
4. Цели повышения эффективности деятельности.
5. Социальные цели направлены на снижение отрицательного воздействия на природную среду, на оказание помощи обществу в решении проблем занятости, в области образования и т. п.
6. Цели получения определенной прибыли могут быть установлены только после формулирования предыдущих целей. Можно так же классифицировать цели по другим признакам, представленным на слайде.
Организационная структура управления (ОСУ) – это внутреннее строение любой производственно-хозяйственной системы, то есть способ организации элементов в систему, совокупность устойчивых связей и отношений между ними. ОСУ является не только основой существования количественно определенной системы управления, но и формой, в рамках которой протекают изменения, зреют предпосылки для перехода системы в целом в новое качество. Вместе с тем ОСУ является наиболее консервативным элементом системы управления. Этот консерватизм объясняется не только тем, что изменения ОСУ затрагивают интересы целых коллективов, но и объективными требованиями сохранения устойчивости системы.
Выделяют следующие типы ОСУ:
- ОСУ линейного типа;
- ОСУ функционального типа;
- ОСУ линейно-функционального типа.