Тема 2. Государство: понятие, признаки и сущность. Сущность современного государства

1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права. Закономерности происхождения государства и права

2. Особенности возникновения государства у разных народов (восточный путь, западный путь).

3. Понятие и признаки государства.

4. Сущность государства. Подходы к сущности государства (классовый, общесоциальный, разносторонний). Назначение современных государств.

5. Государственная власть: понятие общие черты.

6. Методы осуществления государственной власти.

Вопросы для обсуждения:

1. Основные теории государства:

1.1. Теория элит (В. Парето, Г. Моски, Д. Сартори, Т.Дай).

1.2. Технократическая теория (Т. Веблен, Д. Барнхейн, Г. Саймон, Д. Белл).

1.3. Теория плюралистической демократии (Г.Ласки, ДМ.Дюверже, Р.Дарендорф, Р.Даль).

1.4. Теория «государства всеобщего благоденствия» (Д. Кейнс, Д. Мюрдаль, А. Ригу).

1.5. Теория правового государства.

1.6. Теория «технократического государства».

1.7. Теория конвергенции (Д. Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин).

1.8. Историко-материалистическая концепция государства.

2. Обязательные и факультативные признаки государства.

3. Социальное назначение государства.

4. Новые подходы к сущности функций государства.

Усвойте значение терминов:

Понятие государства в узком и широком смыслах; классовый, общесоциальный, разносторонний подходы к сущности государства; общесоциальное и классовое в сущности государства; функции государства и права; теория элит, «государство всеобщего благоденствия», теория правового государства, «технократическое государство», теория конвергенции, историко-материалистическая концепция государства.

Практическое занятие 2.

Тема 3. Механизм государства.

  1. Механизм государства: понятие и назначение. Механизм и аппарат государства: соотношение понятий.
  2. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
  3. Государственный орган, его признаки, компетенция и полномочия.
  4. Разновидности современных систем государственных органов.

Вопросы для обсуждения:

Теоретические сообщения (доклады, рефераты):

1. Теория разделения властей: генезис и основные положения.

2. Механизм современного Российского государства.

3. Современный механизм сдержек и противовесов в государстве.

4. Институт президентства в современном мире.

5. Разделение властей: опыт современных государств.

Усвойте значение терминов:

Механизм государства, аппарат государства, орган государства, институт государства, государственные органы, представительные, исполнительные и судебные органы государственной власти.

Самостоятельная работа

Задача 1

К какому виду государственных органов (законодательным, исполнительным, судебным) относятся следующие организации: Свердловская областная Дума, Правительство Республики Саха, Замоскворецкий межмуниципальный суд, Западно-сибирский военный суд Сибирского военного округа.

Задача 2

Исполнительная власть как ветвь государственной власти самостоятельна. Эта самостоятельность абсолютна или относительна?

Задача 3

В каких исторических условиях был сформулирован и воплощен принцип разделения властей? Объясните назначение и организацию законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Возможно ли выделить иные ветви государственной власти? Что означает правило «сдержек и противовесов»?

Контрольный тест

1. Укажите, какие из перечисленных ниже образований не входят в механизм (аппарат) государства:

а) профсоюзы;

б) законодательные органы власти;

в) исполнительные органы власти;

г) правоохранительные органы.

2. Государственный орган — это:

а) политическая организация;

б) элемент механизма государства;

в) общественная организация;

г) верный ответ отсутствует.

3. Органы прокуратуры входят в систему органов:

а) законодательной власти;

б) исполнительной власти;

в) судебной власти;

г) не входят ни в одну из вышеперечисленных систем.

4. Постановления, издаваемые органами исполнительной власти, называются:

а) конституции;

б) законы;

в) кодексы;

г) подзаконные акты.

5. Укажите, какой из нижеперечисленных признаков не является признаком государственного органа:

а) орган государства образуется в законодательном порядке;

б) орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата;

в) орган государства взаимодействует с другими государственными органами;

г) орган государства участвует в борьбе за власть в государстве.

6. Судебная власть отличается от всех иных ветвей власти тем, что:

а) суды не издают законов;

б) суды применяют законы, изданные парламентом;

в) суды осуществляют правосудие;

г) суды осуществляют надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории государства.

7. Укажите, какие ветви власти соответствуют принципу разделения властей:

а) законодательная, судебная, контрольная;

б) законодательная, исполнительная, судебная;

в) законодательная, избирательная, судебная;

г) законодательная, политическая, судебная.

8. Укажите, какой государственный орган Российской Федерации издает подзаконные акты:

а) Правительство РФ;

б) Государственная Дума ФС;

в) Совет Федерации ФС;

г) Конституционный Суд РФ.

9. Представительные органы власти в Теории государства и права принято называть:

а) правительствами;

б) префектурами;

в) парламентами;

г) судами.

10. К правоохранительным государственным органам относятся:

а) суд, прокуратура, адвокатура;

б) полиция, прокуратура, армия;

в) органы внутренних дел, органы юстиции, прокуратура, органы государственной безопасности;

г) отдел учета и распределения жилой площади.

11. Импичмент — это:

а) продление сроков полномочий президента;

б) процедура отрешения президента от должности;

в) процедура отставки правительства;

г) досрочные выборы президента.

12. Одним их способов контроля исполнительной власти властью судебной является:

а) право помилования у главы государства;

б) законодательное регулирование судоустройства и судопроизводства;

в) право амнистии;

г) все вышеперечисленное.

Тема 4. Функции государства

1. Понятие функций государства.

2. Классификация функций государства.

3. Формы и методы осуществления функций государства.

Вопросы для обсуждения:

Теоретические сообщения (доклады, рефераты):

1.Функции Российского государства на современном этапе.

2. Влияние глобализации на функции государства.

3. Понятие и структура функций современного государства.

4. Правовые формы осуществления функции государства.

5. Организационные формы осуществления функции государства.

Самостоятельная работа

Задачи:

Задача 1

Каким образом глобальные проблемы современности влияют на развитие функций государства?

Задача 2

Крупнейший немецкий юрист конца XIX в. Г. Мейер писал: «Первая и важнейшая задача государства есть обеспечение правовой защиты: как ни разнообразно может сложиться круг деятельности государств, от этой задачи не может уклониться ни один общественный союз, претендующий на обозначение его государством». О какой функции государства идет речь?

Задача 3

Приведите примеры того, как российское государство реализует свои функции.

Контрольный тест

1. Функции государства — это:

а) методы осуществления государственной власти;

б) основные направления государственной деятельности, выражающие сущность и социальное назначение государственного управления обществом;

в) виды государственной деятельности;

г) объективные трудности, решение которых представляет

существенный интерес для общества и входит в круг полномочий государства.

2. Укажите, какая из нижеперечисленных функций является регулятивной:

а) экономическая;

б) охраны правопорядка;

в) экологическая;

г) защиты государства от внешней угрозы.

3. Укажите, какие факторы являются решающими в определении целей и задач государства на соответствующем этапе его развития:

а) административно-территориальное устройство;

б) степень демократизма;

в) национально-государственное устройство;

г) сущность и социальное назначение государства.

4. Назовите современное понимание социального назначения государства:

а) утверждение нравственности в обществе;

б) обеспечение общей безопасности;

в) воплощение всеобщей свободы;

г) достижение социального компромисса в условиях верховенства права.

5. Укажите, какая из функций государства является важнейшей для демократических стран на современном этапе:

а) экономическая;

б) идеологическая;

в) охраны прав и свобод граждан;

г) насилия.

6. Назовите одну из охранительных функций государства:

а) функция взаимодействия с другими государствами;

б) экологическая;

в) хозяйственная;

г) культурно-воспитательная.

7. Укажите, к какой функции государства относится деятельность по развитию сети общеобразовательных учреждений:

а) экологической;

б) социальной;

в) охраны законности и правопорядка;

г) экономической.

8. Укажите, проявлением какой из функций государства является его участие в военно-политических блоках и союзах:

а) защиты общества и государства от внешней угрозы;

б) взаимодействия с международными организациями;

в) взаимодействия с другими государствами;

г) идеологической.

9. Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства является принятие Государственной Думой Закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях»:

а) правотворческой;

б) правоисполнительной;

в) правоохранительной;

г) верный ответ отсутствует.

10. Укажите, проявлением какой функции государства являлось участие войск Российской Федерации в составе миротворческого контингента сил ООН в Боснии:

а) защиты общества и государства от внешней угрозы;

б) взаимодействия с другими государствами;

в) взаимодействия с международными организациями;

г) легализованного осуществления принуждения в отношении отдельных социальных групп и индивидов.

11. Укажите, проявлением какой формы осуществления

функций государства являлся расстрел Верховного Совета

РСФСР в октябре 1993 г.:

а) правотворческой;

б) правоисполнительной;

в) правоохранительной;

г) верный ответ отсутствует.

12. Укажите, проявлением какой формы осуществления функций государства является работа Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов Президента РФ:

а) правотворческой;

б) организационно-хозяйственной;

в) организационно-регламентирующей;

г) правоохранительной.

Практическое занятие 3.

Тема 5. Форма государства

1. Понятие формы государства.

2. Форма правления:

2.1. Монархия как форма правления, ее отличительные признаки. Виды монархии: абсолютная (неограниченная), сословно-представительная, конституционная, дуалистическая, парламентарная монархия.

2.2. Республиканская форма правления, ее отличительные признаки. Древние (афинская, спартанская, римская республики) и феодальные республики. Президентская, парламентская и смешанная республики.

3. Форма государственного устройства:

3.1. Унитарная форма государственного устройства, особенности.

3.2. Федеративная форма государственного устройства, особенности.

3.3. Конфедеративная форма государственного устройства, особенности.

4. Политический режим. Демократические и антидемократические режимы, общая характеристика.

Вопросы для обсуждения:

1. Каково соотношение понятий форма правления, форма государственного устройства и политический режим?

2. Какие виды форм правления действует в современном мире?

3. Какие виды форм государственного устройства действует в современном мире?

4. Какие виды политических режимов действует в современном мире?

5. РФ: характеристика формы государства.

Основные термины и понятия:

Форма государства, форма правления, монархи, конституционная монархия, ограниченная и абсолютная монархия, республика, республиканская форма правления, президентская и парламентская республика, смешанная (полупрезидентская) республика, форма государственного устройства, унитарное государство, федерация, конфедерация, политический (государственный) режим, демократический и антидемократический режим.

Самостоятельная работа

Задачи:

Задача 1

В государстве «N» действует однопалатный парламент; главой государства является президент, избираемый парламентом; правительство возглавляется премьер-министром; премьер-министр имеет право подписывать внешнеполитические соглашения.Определите форму правления данного государства.

Задача 2

Как соотносятся элементы формы государства? Возможна ли, к примеру, в рамках монархической формы правления федеративная форма государственного устройства и демократический государственный режим?

Задача 3

Какую монархию называют теократической? Приведите исторические примеры такой формы правления.

Задача № 4

Что бы Вы сказали, участвуя в дискуссии на тему «Возможно ли и целесообразно ли возрождение монархии в России»?

Контрольные тесты

Т е с т 1

1. Укажите один из элементов формы государства:

а) избирательная система;

б) форма правления;

в) партии и общественные объединения;

г) правительство.

2. Монархия отличается от республики:

а) наличием института референдума;

б) наличием поста президента;

в) передачей власти главы государства в порядке престолонаследия;

г) ответственностью правительства перед парламентом.

3. Назовите форму правления, при которой правительство образуется на парламентской основе и несет политическую ответственность перед парламентом:

а) дуалистическая монархия;

б) парламентская республика;

в) президентская республика;

г) смешанная республика.

4. Определите форму правления указанных ниже государств:

а) Великобритания; б) Франция; в) Израиль; г) Иордания;

д) Норвегия; е) США; ж) Швейцария; з) Бельгия; и) ФРГ; к) Колумбия; л) Бразилия; м) Китай; н) Италия; о) Марокко; п) Дания; р) Австрия; с) Япония; т) Кувейт; у) Испания; ф) Канада; х) Катар; ц) Оман; ч) Саудовская Аравия.

5. Какое из указанных положений характеризует форму правления государства?

а) Способ объединения населения на определенной территории;

б) соотношение компетенции центральных и местных органов власти;

в) источник и способ организации власти;

г) средства и методы осуществления государственной власти.

6. Какой из признаков характеризует президентскую республику?

а) Внепарламентский способ избрания президента;

б) ответственность правительства перед парламентом;

в) наличие у президента права роспуска парламента;

г) наличие поста премьер-министра.

7. Укажите, какое суждение выражает содержание президентской республики:

а) в государстве имеется президент;

б) президент имеет право распускать парламент;

в) президент является главой государства и правительств;

г) президент не может быть привлечен к ответственности.

8. Правительство формируется из членов партий, получивших большинство на выборах в парламент страны. Укажите, какой форме правления свойственен такой порядок формирования исполнительной власти:

а) абсолютной монархии;

б) дуалистической монархии;

в) президентской республике;

г) парламентарной республике.

9. Укажите, какой из перечисленных признаков характерен для советской формы правления:

а) разделение властей;

б) верховенство закона;

в) приоритет прав человек над законами государства;

г) соединение законодательных, исполнительных и контрольных функций.

10. Укажите, в каком пункте перечислены явления и понятия, противоречащие друг другу:

а) парламентарная монархия, назначение главы правительства по принципу партийного большинства, институт контрасигнатуры, право абсолютного veto у монарха;

б) дуалистическая монархия, неограниченное право роспуска парламента у монарха, ответственность правительства перед

монархом, право монарха на чрезвычайно указное законодательство в период между сессиями парламента;

в) президентская республика, ответственность правительства перед президентом, отсутствие поста премьер-министра, избрание президента внепарламентским путем;

г) парламентарная республика, наличие права роспуска парламента у президента, существование поста премьер-министра, избрание президента парламентским путем.

11. Институт контрасигнатуры существует:

а) в абсолютной монархии;

б) у дуалистической монархии,

в) в парламентарной монархии;

г) в президентской республике.

12. Из перечисленных ниже выберите и соотнесите: а) признаки республики;

б) признаки монархии;

1) источник власти — народ;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

3) сменяемость высших органов государственной власти;

4) осуществление власти выборными государственными органами.

Т е с т 2

1. Укажите, какое из указанных положений характеризует форму государственного устройства.

а) Методы и приемы осуществления государственной власти;

б) способы территориального устройства, порядок взаимоотношений между центральной, региональной и местных органов власти;

в) источник и способ образования и организации высших

органов государственной власти и управления;

г) соединение законодательных, исполнительных и контрольных функций.

2. Определите форму государственного устройства указанных ниже государств:

а) Великобритания; б) Франция; в) Швейцария; г) Испания; д) Мексика; е) ФРГ; ж) Бельгия; з) Греция; и) США; к) Канада;л) Пакистан; м) Дания; н) Швеция; о) Индия; п) Нидерланды; р) Австро-Венгрия (1867–1918); с) Австрия; т) Германский союз (1815–1867); у) Финляндия; ф) Португалия; х) Малайзия; ц) Япония; ч) Таиланд; ш) Швейцарский союз (1815–1867).

3. Укажите, в чем заключается отличие унитарного государства от федеративного:

а) в наличии двух уровней государственного аппарата;

б) в том, что субъект суверенитета — народ;

в) в наличии двойного гражданства;

г) в существовании одноканальной налоговой системы.

4. В США нет «еврейского штата», «негритянского штата»,«китайского штата» потому что:

а) в США не учитываются интересы национальных, расовых меньшинств;

б) США — федерация, состоящая из государственных, а не национально — государственных единиц;

в) США — не многонациональное государство;

г) верно все вышеперечисленное.

5. Укажите, какое из указанных положений не характеризует демократический политический режим:

а) полный контроль над СМИ;

б) признание прав и свобод граждан;

в) политический плюрализм;

г) правовой характер деятельности государственных органов.

6. Соотнесите форму государственного устройства и ее признак:

а) унитарное государство;

б) федерация;

в) конфедерация;

1) использование власти центральным правительством без прямого одобрения членами местных органов власти;

2) одноканальная система налогов;

3) отсутствие единой территории;

4) наличие двойного гражданства;

5) формирование бюджета на основе добровольных взносов;

6) единая правовая система.

7. Тоталитарный режим, в отличие от демократического, характеризуется тем, что:

а) существует суверенное государство;

б) гарантируется широкий спектр прав и свобод граждан;

в) существует свободная пресса;

г) осуществляется всесторонний контроль за жизнью общества.

8. Укажите, в каких исторических условиях демократический режим может приобретать черты авторитарного режима:

а) если правительство не пользуется доверием населения;

б) в обстановке острого конфликта различных ветвей власти;

в) в случае чрезвычайной ситуации в общенациональном масштабе;

г) в случае перехода власти от одной партийной коалиции к другой.

9. Укажите, в какой стране существовал тоталитарный политический режим:

а) Англия;

б) Франция;

в) Япония;

г) Швейцария.

10. Укажите, в каком пункте перечислены государства и понятия, противоречащие друг другу:

а) форма правления, парламентарная монархия, передача власти по наследству — Англия;

б) форма государственного устройства, унитарное государство, единая судебная система — Франция;

в) политический режим, тоталитаризм, многопартийность — США;

г) политический режим, демократия, выборность государственных органов — ФРГ.

11. Демократический режим, в отличие от антидемократического, имеет следующую черту:

а) гарантируется право на инакомыслие;

б) ограничиваются политические права граждан;

в) действует командно-административная система управления;

г) существуют судебные и иные правоохранительные органы.

12. Авторитарный режим отличается от тоталитарного тем, что:

а) государство является элементом политической системы;

б) государство не претендует на всеобъемлющий контроль над обществом;

в) проводятся равные и свободные выборы;

г) личность имеет широкие возможности влиять на принятие политических решений.

Т е с т 3

1. Укажите, какое суждение неверно отражает сущность демократического политического режима:

а) при демократическом режиме соблюдаются права человека;

б) при демократическом режиме допускается существование оппозиции правящей партии;

в) при демократическом режиме существует разделение властей;

г) демократический режим существует только в федеративных, а не в унитарных государствах.

2. Характерной чертой демократического государственного режима является:

а) устранение оппозиционных партий;

б) существование свободной прессы;

в) соединение различных ветвей власти;

г) срастание правящей партии с государственным аппаратом.

3. Политический плюрализм предполагает:

а) разделение властей;

б) верховенство права;

в) конкуренцию многообразных участников политической жизни;

г) регулярное проведение выборов.

4. Укажите, какая из перечисленных ниже форм не является формой осуществления народовластия:

а) правление монарха;

б) работа органов местного самоуправления;

в) работа парламента;

г) выборы президента.

5. Высшим непосредственным выражением власти народа являются:

а) законы, принятые парламентом;

б) указы главы государства;

в) свободные выборы;

г) постановления правительства,

6. Демократический режим предполагает:

а) подчинение большинства меньшинству;

б) подчинение всего населения власти одного или нескольких лиц;

в) подчинение меньшинства большинству;

г) подчинение всего населения власти одной партии.

7. Укажите, в какие периоды возможна известная независимость общества от государства:

а) в период проведения коренных реформ экономической и политической систем;

б) в период равномерного, благоприятного общественно-экономического развития;

в) в период острого экономического или политического кризиса;

г) верный ответ отсутствует.

8. Укажите, что является центральным институтом политической системы:

а) политические партии;

б) государство;

в) профсоюзы;

г) общественные объединения.

9. В политическую систему входят:

а) спортивные общества;

б) транспортная система;

в) политические партии;

г) нации.

10. Укажите, какой принцип не относится к основам организации жизни гражданского общества:

а) свобода экономической деятельности;

б) идеологический плюрализм;

в) политический плюрализм;

г) экономическое равенство.

11. Укажите, какое из определений наиболее точно выражает сущность политики:

а) политика — это сфера управления;

б) политика — это подчинение одних людей другим людям;

в) политика — это деятельность и отношения людей по поводу государственной власти;

г) политика — это установление целей общественного развития.

12. Определите, какое из нижеперечисленных суждений является правильным:

а) политическая система общества — это система государственных органов;

б) в политическую систему входят все организации, которые существуют в обществе;

в) в политическую систему входят лишь те организации, которые созданы только для достижения политических целей;

г) в политическую систему включены государство и организации, занимающиеся политической деятельностью.

Тема 6. Типология государства.

1. Формационный подход к типологии государства, его достоинства и недостатки. Характеристика рабовладельческого, феодального, буржуазного и социалистического типов государства.

2. Цивилизационный подход, понятие, сущность, его достоинства и недостатки. Основные классификации цивилизаций и соответствующих им типов государства:

- восточные, западные и смешанные;

- древние, средневековые и современные;

- крестьянские, промышленные и научно-технические;

- доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные;

- локальные, особенные и современные.

(по Лазареву В.В.)

3. Политико-правовой подход к типологии государств.

Вопросы для обсуждения:

1. Взгляды Аристотеля и Полибия на типы государств.

2. Характеристика государств эксплуататорского и социалистического типа; сущность преемственности между историческими типами государства.

Основные термины и понятия:

Формационная типология государства, формация, рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический тип государства; цивилизационный подход к типологии государств, цивилизация, признаки цивилизации; политико-правовой подход к типологии государств, сословно-представительное государство, современное и цивилизованное государство; государства эксплуататорского и социалистического типа.

Самостоятельная работа студента (СРС)

Виды СРС:работа с рекомендованной литературой, подбор описательного материала в сети Интернет разбор конкретных проблемных вопросов и выполнение индивидуальных и групповых творческих заданий.

Задания для самостоятельной работы:

1. Типы государства.

       
  Тема 2. Государство: понятие, признаки и сущность. Сущность современного государства - student2.ru   Тема 2. Государство: понятие, признаки и сущность. Сущность современного государства - student2.ru
 


  1. Цивилизация – это … (А.Дж.Тойнби).
  2. Формация – это …

В Конституции РФ найти и законспектировать статьи, в которых содержится характеристика Российского государства.

Проанализировать исторические типы государства (рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический), отразить в конспекте по схеме: экономическая основа, социальная основа, функции (внутренние, внешние), основная характеристика.

Отразить в конспекте сущность основных научных подходов к типологии государства.

Практическое занятие 4.

Наши рекомендации