Их классификация и краткая характеристика. Причины и источники
Тема № 2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера (производственные аварии и катастрофы).
Их классификация и краткая характеристика. Причины и источники.
Производственные аварии, в том числе и крупные - нередкое явление нашего века, характеризующегося бурным развитием промышленности, научно-технического прогресса, быстрой сменой технологии производства и энергии, высокими скоростями движения.
Изучение причин возникновения производственных аварий свидетельствует об их большом внешнем разнообразии, но в сущности эти причины можно объединить в три основные группы.
Первая - это недостаточно ответственное отношение работников при проектировании предприятий к требованиям техники и не менее халатное отношение отдельных руководителей к выполнению этих требований, отсутствие постоянного контроля за взрывоопасными и легковоспламеняющимися участками.
Вторая группа причин обусловлена тем, что еще не все явления достаточно познаны. Иногда обнаруживалось, что различные химические вещества при определенных сочетаниях вступали в бурную реакцию и вызывали взрывы или самовозгорания.
Третья - производственные аварии могут быть следствием воздействия внешних природных факторов, в том числе стихийных бедствий, проектно-производственных дефектов сооружений, нарушения правил их эксплуатации и технологических процессов производства.
Анализ эксплуатации жилых зданий показывает, что наибольший выход из строя в мирное время обуславливается следующими причинами (в %):
* низкое качество изысканий и ошибки при проектировании - 7,5
* низкое качество производства строительных работ - 15,0
* нарушение правил эксплуатации - 64,0
* прочие причины - 3,5
В связи с нарушением правил эксплуатации и технологических процессов при работе в подземных условиях во многих странах неоднократно происходили взрывы газа и пыли, рудничные пожары, внезапные выбросы угля, газа, затопление вследствие прорыва воды и плывунов, обрушения сводов, провалы зданий, поражения людей электрическим током. Наибольшее число жертв наблюдается при авариях, происходящих от взрыва газа и каменноугольной пыли, взрывчатых веществ. Пожары по числу жертв занимают второе место.
К крупным производственным авариям относятся: аварии на промышленных объектах, строительстве, а также на железнодорожном, воздушном, водном, автомобильном, трубопроводном транспорте, в результате которых: образовались пожары, разрушения гражданских и промышленных зданий, создалась опасность загрязнения и заражения почвы, водных бассейнов и атмосферы радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, произошло растекание нефтепродуктов и агрессивных (ядовитых) жидкостей по поверхности земли и воды и возникли другие последствия, создающие угрозу населению и окружающей среде.
В соответствии с установленной классификацией к чрезвычайным ситуациям техногенного характера относят:
1. Транспортные аварии (катастрофы) на всех видах транспорта.
2. Пожары и взрывы.
3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ).
4. Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ (БОВ).
5. Аварии на коммунальных системах обеспечения.
6 Аварии на промышленных очистных сооружениях,
7 Гидродинамические аварии.
1. Транспортные аварии
Отличительными особенностями транспортных аварий (катастроф) могут являться:
* удаление места катастрофы от крупных населенных пунктов, что усложняет сбор достоверной информации в первый период и объем оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
* ликвидация пожаров (взрывов) на территории железнодорожных станций и узлов, связанная с необходимостью вывода железнодорожного состава с территории станции на перегоны, туники и подъездные пути;
* необходимость использования тепловозов для рассредоточения составов на электрифицированных участках;
* затрудненность обнаружения возгорания в пути следования, отсутствие мощных средств пожаротушения;
* труднодоступность подъездов к месту катастрофы и затрудненность применения инженерной техники;
* наличие, в некоторых случаях, сложной медико-биологической обстановки, характеризующейся массовым возникновением санитарных и безвозвратных потерь;
* необходимость отправки большого количества пострадавших (эвакуация) в другие города в связи со спецификой лечения;
* трудность в определении числа пассажиров, выехавших из различных мест и оказавшихся в зоне аварии (катастрофы);
* организация отправки погибших к местам их захоронения в другие города;
* прибытие родственников из различных городов страны, организация размещения, обслуживания и др.;
* организация поиска останков погибших и вещественных доказательств путем прочесывания местности и т.д.
2. Внезапное обрушение сооружений и зданий
Этот тип аварий, как правило, происходит обычно не сам по себе, а инициируется каким-то побочным фактором. Например, большое скопление людей; активная производственная деятельность в разгар рабочего дня; проходящий подвижной состав и т.п.
В результате, эти чрезвычайные ситуации труднопредсказуемы и сопровождаются большими человеческими жертвами.
3. Аварии на электроэнергетических сетях
Подобные аварии приводят к чрезвычайным ситуациям. Обычно, из-за вторичных последствий и при условии наложения на них каких-либо чрезвычайных условий; К особенно тяжелым последствиям приводят аварии на электроэнергетических сетях в зимнее время года, а также в удаленных или труднодоступных районах.
Особенно характерны такие чрезвычайные ситуации для сельских районов или в особо холодные зимы из-за перегрузок энергосетей в связи с резким увеличением расхода энергии на обогрев.
4. Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения
Подобные аварии происходят обычно в городах, где большое скопление людей, промышленных предприятий, установившейся ритм жизни. Поэтому любая подобная авария, даже устранимая и не всегда опасная,, сама по себе может вызвать негативные последствия среди населения.
5. Аварии на очистных сооружениях
Опасность данного типа аварий обусловлена не только резким отрицательным воздействием на обслуживающий персонал и близлежащие населенные пункты, но и большими залповыми выбросами отравляющих веществ в окружающую среду.
6. Пожары и взрывы
Пожары и взрывы являются самыми распространенными чрезвычайными событиями в современном индустриальном обществе.
Наиболее часто и, как правило, с тяжелыми социальными и экономическими последствиями происходят пожары на пожароопасных пожаровзрывоопасных объектах.
7. Гидродинамические аварии
1. Гидродинамическая авария - это чрезвычайное событие, связанное с выводом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его части и неуправляемым перемещением больших масс воды, несущих разрушения и затопление обширных территорий.
2. Гидротехническое сооружение - народно-хозяйственный объект, находящийся на или вблизи водной поверхности, предназначенный для
* использования кинетической энергии движения воды с целью преобразования в другие виды энергии;
* охлаждения отработавших паров ТЭС и АЭС;
* мелиорации;
* защиты прибрежной территории воды;
* забора воды для орошения и водоснабжения;
* осушения;
* рыбозащиты;
* регулирования уровня воды;
* обеспечения деятельности речных и морских портов, судостроительных и судоремонтных предприятий,судоходства;
* подводной добычи, хранения и транспортировки (трубопроводы) полезных ископаемых
(нефти и газа).
Разрушение (прорыв) гидротехнических сооружений происходит в результате действия сил природы (землетрясения, ураганы, размывы плотин) или воздействия человека, а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования.
К основным гидротехническим сооружениям относятся: плотины, водо-образные водосборные сооружения, запруды,
3. Плотины - гидротехнические сооружения (искусственные плотины) или природные образования (естественные плотины), ограничивающие сток, создающие водохранилища и разницу уровней воды по руслу реки.
4. Водохранилища могут быть долговременными (как правило, образованными гидротехническими сооружениями; временными и постоянными) и кратковременными ( за счет действия сил природы; оползней, селей, лавин, обвалов, землетрясений и т.п.).
Проран - повреждение в теле плотины, образовавшееся в результате ее размыва.
Устремляющийся в проран поток воды образует волну прорыва, имеющую значительную высоту гребня и скорость движения и, обладающую большой разрушительной силой. Волна прорыва образуется при одновременном наложении двух процессов: падения вод водохранилища из верхнего в нижний бьеф, порождающего волну и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызывает перетек воды из этого места в другие, где уровень воды ниже.
5. Высота волны прорыва и скорость ее распространения зависят от размера прорана, разницы уровней воды в верхнем и нижнем бьефе, гидрологических и топографических условий русла реки и ее поймы.
Скорость продвижения волны прорыва, как правило, находится в диапазоне от 3 до 25 км/ч, а высота 2-50 м.
Основным следствием прорыва плотины при гидродинамических авариях является катастрофическое затопление местности, заключающееся в стремительном затоплении волной прорыва ниже-расположенной местности и возникновением наводнения.
Катастрофическое затопление характеризуется:
*максимально возможными высотой и скоростью волны прорыва;
*расчетным временем прихода гребня и фронта волны прорыва в соответствующий створ;
*границами зоны возможного затопления;
*максимальной глубиной затопления конкретного участка местности;
* длительностью затопления территории.
При разрушениях гидротехнических сооружений затопляется часть прилегающей к реке местности, которая называется зоной возможного затопления.
В зависимости от последствий воздействия гидропотока, образующегося при гидротехнической аварии, на территории возможного затопления следует выделять зону катастрофического затопления, в пределах которой распространяется волна прорыва, вызывающая массовые потери людей, разрушения зданий и сооружений, уничтожение других материальных ценностей.
Время в течении которого затопленные территории могут находиться под водой, колеблется от 4 часов до нескольких суток.
По масштабу распространения, сложности обстановки и тяжести последствий наиболее катастрофическими являются пожары, взрывы, аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых, радиоактивных и биологически опасных веществ, гидродинамические аварии. Преимущественно такие аварии происходят на потенциально опасных объектах.