Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика

Изучение любой отрасли права невозможно без рассмотрения вопроса о его источниках, поскольку именно источники права как понятие характеризуют связь права с государством, в них опосредуется государственная воля в отношении тех или иных общественных отношений. Под источниками таможенного права России следует понимать совокупность нормативно-правовых актов различных государственных органов, в которых содержатся нормы таможенного права. Причем поскольку таможенное регулирование отнесено к исключительному ведению Российской Федерации, то и источниками таможенного права могут быть только нормативные акты федерального уровня. Основным критерием классификацию источников права является их юридическая сила. В этой связи источники таможенного права можно расположить в следующей последовательности: 1) международно-правовые договоры и иные соглашения по таможенному делу, участниками которых является Российская Федерация; 2) Конституция РФ, нормы которой являются нормами прямого действия и закрепляют исходные начала и основные принципы таможенного дела в Российской Федерации; 3) федеральные законы (в том числе и законы сводного характера — кодексы), нормы которых рассчитаны на длительный период действия и так или иначе регулируют общественные отношения в сфере таможенного дела; 4) подзаконные нормативно-правовые акты (их еще можно охарактеризовать как текущие нормативно-правовые акты) по вопросам таможенного дела, издаваемые Президентом РФ, Правительством РФ, Государственным таможенным комитетом РФ, а также совместные акты ГТК РФ с другими министерствами и ведомствами.

7. Важное значение для ТАП имеет положение КРФ о том, что общепризнанные принципы и нормы МП и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч.4 ст.15 КРФ).

Международные договоры РФ, касающиеся таможенных вопросов, — важнейший источник ТАП РФ.

РФ участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов:

1) Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 в редакции от 26.05.1999;

2) Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 с поправками 1997;

3) Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961;

4) Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990;

5) Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983;

6) Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушенийот 09.06.1977;

7) Таможенная конвенция о контейнерах 1972;

8) двусторонние договоры РФ с иностранными государствами в области таможенного дела.


8. Таможенное законодательство РФ, понятие и краткая характеристика

Таможенное законодательство РФ - совокупность нормативных правовых актов, соблюдение которых обеспечивается таможенными службами в области ввоза, вывоза и транзита товаров и которые касаются взимания таможенных пошлин, налогов и других сборов либо определяют меры по запрету, ограничению и контролю перемещения товаров через государственные границы.

В систему законодательства таможенного права как отдельной правовой отрасли входят правовые акты, в которых содержатся нормы таможенного права. К их числу относятся Конституция; федеральные законы; нормативные акты Президента и Правительства РФ, министерств, государственных комитетов и других федеральных органов исполнительной власти. Нормы таможенного права содержатся также в некоторых актах региональных таможенных управлений. Эти нормативно правовые акты называются источниками таможенного права и составляют его законодательную систему. К источникам таможенного права можно отнести те международные договоры и соглашения в сфере таможенного дела, которые признает и в которых участвует Российская Федерация, например, Соглашение о принципах таможенной политики от 13 марта 1992 года, подписанное большинством стран СНГ. Каждый из перечисленных источников таможенного права имеет свою специфику.


9. Понятие и структура таможенно-правовой нормы. Реализация таможенно-правовых норм

В общем виде правовая норма — это юридическое пра­вило, санкционированное и закрепленное в соответствующих актах государства — в Конституции, федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства Россий­ской Федерации, актах министерств, государственных коми­тетов и других государственных органов. В административ­но-правовой литературе норма административного права оп­ределяется следующим образом.

Норма административного права есть установленное или санкционированное государством правило, которое призвано регулировать отношения в сфере государственного управле­ния и реализация которого, как и норм других отраслей пра­ва, подкрепляется на случай невыполнения принудительной силой государства. Это установленные или санкционированные государст­вом правила, регулирующие отношения в сфере государст­венного и муниципального управления, реализация которых при неисполнении обеспечивается государственным принуж­дением.

Административно-правовую норму можно определить в качестве устанавливаемого государством правила поведения, целью которого является регулирование общественных от­ношений, возникающих, изменяющихся и прекращающихся (по мере необходимости) в сфере функционирования меха­низма исполнительной власти или (в широком смысле) госу­дарственного управления.


Наши рекомендации