Методы формирования цены в условиях конкурентного рынка
Различают следующие основные методы ценообразования, которые применяются в зависимости от цели и положения предприятий на рынке.
Договорное ценообразование по принципу «средние издержки плюс прибыль», которое основано на начислении торговой надбавки на покупную (отпускную) стоимость товара.
Можно отметить следующие положительные качества этого метода:
· привязывание цены к издержкам упрощает проблему ценообразования;
· ценовая конкуренция сводится к минимуму, так как у большей части предприятий аналогичная методика ценообразования;
· этот метод одинаково понятен продавцам и покупателям.
Однако нужно сказать и об отрицательных качествах данного
метода:
· ориентация происходит в большей степени на продавца, чем на покупателя;
· не принимается в полной мере во внимание фактор спроса на товар.
При установлении цены в данном случае можно использовать следующую формулу:
,
где И — издержки обращения или затраты на производство;
Р — рентабельность.
При выборе уровня рентабельности учитывают свои потребности в массе прибыли, ограничения на рентабельность, а также рентабельность, заложенную в цену конкурента.
Определение цены посредством конкурсных торгов. В этом случае при определении цены ориентируются прежде всего на цены конкурентов. Но при этом предлагаемая цена должна быть не ниже затрат самого предприятия.
Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли. В основе этого метода лежат тестирование цен на прибыльность и определение точки безубыточности. Формирование цены происходит по следующей методике:
1) оцениваются полностью затраты на реализацию (производство) товара;
2) оценивается предполагаемый в течение планируемого периода объем реализации товара;
3) определяется прибыль, необходимая для обеспечения жизнедеятельности предприятия и уплаты всех отчислений;
4) определяется предполагаемая цена товара в зависимости от целевой прибыли и объема реализации с учетом точки безубыточности.
Точку безубыточности можно определить по формуле:
где ИПОСТ — условно-постоянные издержки;
ИПЕР — условно-переменные издержки;
Q — объем реализации;
СПР — цена продажи товаров.
Отметим недостатки данного метода:
· приближенность определения цены;
· использование для определения цены объема реализации, который в свою очередь зависит от цены товара;
· отсутствие учета зависимости между ценой и спросом.
Установление цены на основе ощущаемой ценности товара.
Основным фактором при этой методике являются не издержки продавца, а покупательское восприятие. При использовании данного метода предприятие исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает с такими же показателями для аналогичных товаров, продаваемыми другими предприятиями. При этом имеет большое значение прогнозирование объема спроса. Для этих целей используют три основных показателя:
1) коэффициент прямой эластичности спроса по цене;
2) коэффициент перекрестной эластичности;
3) коэффициент эластичности по доходу.
Кроме того, на рыночный спрос большое влияние оказывают психологические факторы (эффект подражания, эффект снобизма).
При установлении окончательной цены необходимо учитывать также государственное регулирование, психологию ценовосприятия, возможность воздействия различных методов конкуренции.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что понимается под процессом ценообразования?
2. Каковы цели и задачи процесса ценообразования?
3. Назовите основные принципы ценовой политики предприятий.
4. Какие факторы влияют на ценообразование?
5. Перечислите этапы ценообразования.
6. В чем заключается сущность ценовой политики предприятий?
7. Какие стратегии ценообразования используются в ценовой политике предприятия?
8. Какие тактические приемы используются в ценообразовании?
9. Кратко охарактеризуйте этапы реализации ценовой политики предприятий.
10. Какие основные методы ценообразования используются в условиях конкурентного рынка?