Факторы рисков страны - стратегического поля деятельности предприятия и внутрифирменные факторы
Среди способов достижения стратегических целей внешнеэконо
мической деятельности фирмы могут быть следующие:
- поставка товаров, услуг на рынок страны с развертыванием
- торгово-сбытовой сети фирм в стране;
- прямые капиталовложения в экономику страны для строитель
- ства новых предприятий и последующего выпуска товаров;
- приобретение уже существующих предприятий, которые испыты
вают финансовые затруднения с целью развертывания выпуска товаров.
При анализе вариантов торговых отношений с зарубежными стра
нами учитываются следующие факторы:
- политические , экономические и социальные;
- склад ума и психология людей, живущих в стране;
- культурные традиции;
- практика проведения переговоров, заключения сделок, выпол
- нения обязательств;
- финансовое положение возможного зарубежного партнера и
- страны в целом;
- колебание курса национальной валюты и валютные риски;
- сохранность товара при перевозках по стране.
Важную роль в регулировании экономических отношений между
партнерами из двух стран играют также международные переговоры и
специальные нормы внутригосударственного законодательства: валют
ного, таможенного, банковского, о контроле за экспортом и импор
том.
Серьезными побудительными мотивами для осуществления капита
ловложений является выход фирмы на новый рынок в те страны, где
более низкие издержки производства или более низкие налоговые
ставки.
Для оценки вариантов принимаются во внимание следующие кри
терии:
- политическая и экономическая стабильность;
- издержки производства;
- транспортная инфраструктура;
- государственные льготы и стимулы;
- наличие как квалифицированной, так и относительно дешевой
- неквалифицированной рабочей силы;
- емкость рынка данной страны;
- наличие торговых организаций;
- наличие требуемых поставщиков сырья, материалов и т.д.
При анализе альтернативных вариантов, относящихся к долгос
рочным целям, возникает необходимость принятия стратегических ин
вестиционных решений. Для этого важно знать ответы на следующие
вопросы:
1) Почему фирмы данной страны не смогли или не могут удов
летворить спрос на конкретные виды продукции?
2) Почему иностранные фирмы в состоянии захватить значитель
ную часть или весь рынок?
3) Почему фирмы данной страны не создали систему взаимодейс
твия с иностранными фирмами по производству конкретного товара
(не создали совместное предприятие, не стали поставщиком своей
продукции транснациональным корпорациям)?
Важнейшим внутренним фактором для принятия стратегического
решения является организационная структура предприятия, которую
необходимо приспосабливать к меняющимся потребностям рынка. Орг
структура существенно усложняется, если предприятие имеет филиалы
или дочерние фирмы за рубежом.
Управленческая структура предприятия, активно занимающегося
внешнеэкономической деятельностью, также должна быть в высшей
степени четкой, чтобы предприятие своевременно изменяло цели и
приспосабливалось к меняющейся ситуации в сфере внешнеэкономичес
кой деятельности.
Успех стратегии внешнеэкономической деятельности во многом
зависит также и от принципов деятельности менеджеров таких, как:
- предприимчивость и готовность идти на строго рассчитанный
риск;
- интуитивное восприятие требований рынка;
- способность больше работать, чем подчиненные;
- подробное знание своего дела;
- хорошая мотивация сотрудников;
- контроль за расходами и прибылью.
Итак, изложив кратко факторы влияния на выбор стратегии
внешнеэкономической деятельности предприятия и на претворение в
жизнь выбранного варианта, представим процесс выбора стратегии в
виде этапов.
Этап 1. Анализ всех сторон внешнеэкономической деятельности,
который включает в себя:
а) анализ положения на рынке с теми товарами и услугами, ко
торые выпускаются в данный момент;
б) анализ деятельности фирмы с позиций потребителя товаров и
услуг;
в) анализ деятельности фирмы с позиций рынка.
Этап 2. Анализ рынка будущего (анализ спроса и предложения),
который включает в себя:
а) сопоставление положения фирмы с емкостью будущего рынка;
б) анализ колебаний конъюнктуры рынка.
Этап 3. Анализ возможностей фирмы.
а) анализ увеличения объема внешнеэкономической деятельности;
б) анализ переброски фирмы на другие рынки;
в) анализ деятельности в новой сфере и прекращение деятельности в старой сфере.
Этап 4. Анализ бюджетно-налоговой политики.
а) бюджетно-налоговая политика внутри страны и ее влияние на фирму;
б) бюджетно-налоговая политика зарубежом и ее влияние на
фирму.
Этап 5. Влияние тенденций в мировой экономике.
а) анализ мирового рынка ссудного капитала;
б) анализ внешнеторговой политики различных стран.
Этап 6. Разработка долгосрочной стратегии внешнеэкономической деятельности фирмы.
а) формулировка глобальной долгосрочной цели внешнеэкономи
ческой деятельности;
б) декомпозиция глобальной цели на подцели;
в) формулировка вариантов достижения целей внешнеэкономической деятельности;
г) сравнение вариантов достижения стратегических целей.
Таким образом, выработка стратегии внешнеэкономической деятельности - это процесс сканирования мирового рынка, определения
глобальной и локальных целей внешнеэкономической деятельности,
выбор предпочтительных сегментов (ниш), где эта деятельность в
большей мере позволит достичь выбранных целей, приведение экс
портного потенциала фирмы в соответствие с этими целями, выбор
предпочтительных партнеров по экспортно-импортным операциям с
целью предотвращения неэффективных международных рыночных тран
сакций.