На выполнение курсовой работы

КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ

БИЗНЕС - ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Королёв 2011

ББК 65.9(2Р)29-23я7

Б

Рецензент:

В.А.Горемыкин, доктор эконом. наук, профессор

Бронникова Т.С. Бизнес – планирование. /Учебно – методическое пособие для выполнения курсовой работы. Королёв: М.О., КИУЭС, 2011, 83 с.

ISBN 5-230 24704-5

Учебно – методическое пособие для выполнения курсовой работы по дисциплине «Бизнес – планирование» предназначено для студентов следующих специальностей:

- 080502 65 Экономика и управление на предприятии машиностроения;

- 08050265 Экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания;

- 080502 65 Экономика и управление на предприятии городского хозяйства;

- 080116 Математические методы в экономике.

Данное пособие может быть использовано при разработке дипломных проектов а также бизнес-планов реальных инвестиционных проектов.

В работе рассмотрена последовательность разработки бизнес-плана проекта, содержится задание и пример выполнения курсовой работы.

с Бронникова Т.С.

с Королевский институт управления,

экономики и социологии

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4

ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ……………………………………..6

1. НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА……………………...7

2. СТРУКТУРА РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА…………………………..8

3.ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ БИЗНЕС - ПЛАНА ПРОЕКТА. РЕЗЮМЕ…..10

4. ОПИСАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА………………………………………… 12

5. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЫНКА ………...………………………………. 13

6. РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА………………………………. 17

7. РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА…………………………….20

8. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПЛАНА……………………32

9. РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА……………………..33

10. РАЗРАБОТКА ФИНАНСОВОГО ПЛАНА……………………………35

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОГО

ПРОЕКТА………………………………………………………………………39

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И ОЖИДАЕМЫЕ ФИНАНСОВЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ (РЕЗЮМЕ)…………………………………………………..52

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………....53

ПРИЛОЖЕНИЕ: Пример бизнес – плана проекта………………………54

ВВЕДЕНИЕ

Любой инвестиционный проект требует тщательного изучения с научно-технической, экономической, коммерческой, социальной точки зрения. Будущему экономисту – менеджеру и математику - экономисту важно уверенно владеть приемами и методами технико-экономического обоснования, сопоставления альтернативных вариантов, анализа чувствительности обобщающих финансово-экономических показателей инвестиционного проекта, оценки его эффективности и риска. При выборе варианта осуществления проекта обязательными предпосылками принятия правильного решения служат:

- последовательный анализ идеи инвестиционного проекта;

- его технико-экономическая оценка и конкурентоспособность;
- учет собственного экономического интереса инициатора проекта, изготовителя, интересов потребителей, партнеров, инвесторов;

- знание возможных альтернатив, их оценка и выбор лучшего варианта с учетом ранее определенного критерия.

Учебно – методическое пособие предназначено для выполнения курсовой работы, однако оно могут быть использовано для дипломного проектирования и разработки бизнес-плана любого инвестиционного проекта. Основной итог бизнес – плана проекта выражается, как это принято в мировой практике, в оценке ряда обобщающих показателей, характеризующих эффективность проекта и позволяющих подготовить решение о целесообразности (нецелесообразности) инвестиций для его реализации.

В учебно – методическом пособии представлен порядок разработки бизнес-плана проекта, включающий также для инновационных проектов расчеты затрат на этапы НИОКР от формирования идеи до изготовления опытного образца, пробного выхода на рынок и коммерциализации. Задачи по разработке бизнес-плана как по комплексу решаемых вопросов, так и по трудозатратам являются сложными, новыми и актуальными, так как позволяют на ранних этапах оценить потенциальную эффективность проекта посредством решения ряда локальных взаимосвязанных задач:

- оценка рынка сбыта;

- определение маркетинговой стратегии;

- разработка плана маркетинга;

- определение затрат на разработку проекта;

- определение объема инвестиций;

- краткое описание производственного процесса и определение годового объема производства;

- определение стратегии управления;

- оценка финансовых показателей;

- оценка эффективности инвестиционного проекта.

В курсовой работе допускается точность расчетов в пределах ±20%.

Объем бизнес-плана 25-30 страниц машинописного текста без приложений.

Перечень разделов курсовой работы приведен в ЗАДАНИИ.

Содержание разделов курсовой работы приведено в таблице 1.

В Приложении приведен пример бизнес-плана проекта.

Допускается разработка бизнес плана проекта группой студентов (не более трёх) с дифференциацией тем курсовых работ по направлениям:

1.Бизнес план: Анализ рынка, разработка плана маркетинга;

2.Бизнес – план: Разработка планов производства и инвестиционного;

3.Бизнес – план: Разработка финансового плана и оценка эффективности проекта.

При этом в курсовой работе каждого студента из группы приводится бизнес – план в сокращённом виде тех его разделов, которые выполнены другими членами группы, и детально рассматривается тема своей курсовой работы.

ЗАДАНИЕ

НА ВЫПОЛНЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Студенту ________________

Группы _________________

I. Исходные данные для выполнения курсовой работы:

a) Определить сферу деятельности малого предприятия _____________ б) Установить организационно-правовую форму малого предприятия ___

в) Наименование продукта или услуги _____________________________

г) Указать планируемую ёмкость рынка ___________

(минимально и максимально возможные объемы продаж )

д) Определить источники и условия финансирования проекта (тыс. руб.)

е) Привести перечень налогов и льгот ___________________

ж) Определить ликвидационную стоимость ______________________

з) Другие исходные данные:

1. Определить производительность (мощность) технологического

оборудования при 100% -ной загрузке (шт.) _____________

2. Установить режим работы ____________________________

3. Установить коэффициент загрузки оборудования _____________

4. Указать сроки осуществления проекта ___________________

5. Определить перечень и стоимость основных средств

6. Установить уровень накладных расходов (в процентах к основной заработной плате основного производственного персонала) ___________

7. Рассчитать себестоимость и производственную цену продукта (услуги)

11. Оценить эффективность инвестиционного проекта двумя методами: без учета концепции дисконтирования; с учетом концепции дисконтирования.

12. Оформить пояснительную записку к курсовой работе в соответствии с правилами оформления текстовых документов.

НАЗНАЧЕНИЕ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА

Бизнес-план - это общепринятая в мировой хозяйственной практике форма представления деловых предложений и проектов, содержащая развернутую информацию о производственной, сбытовой и финансовой деятельности предприятия и оценку перспектив, условий и форм сотрудничества на основе баланса собственного экономического интереса предприятия – инициатора проекта и интересов партнеров, инвесторов, потребителей и конкурентов.

Он составляется при создании новых предприятий, в том числе малых, новых производств, торговых точек, объектов сервисного обслуживания, постановке научных исследований и опытно-конструкторских разработках новых изделий, проектировании строительства новых объектов и т. п. и для организации деятельности действующих предприятий различных форм собственности и выполняет информационную и рекламную функции.

Процесс составления бизнес-плана вынуждает предпринимателя критически оценивать собственные силы.

По тем сведениям, которые приводятся в бизнес-плане, потенциальный партнер по совместной деятельности или инвестор будет судить:

- о состоянии дел на предприятии в настоящее время;

- перспективе развития предприятия в последующие несколько лет;

- реалистичности и перспективности того проекта (научно-технического, производственного и др.), который лежит в основе предложения;

- целесообразности сотрудничества с предприятиям, исходя из условий, изложенных в бизнес-плане.

Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сфере инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности.

СТРУКТУРА РАЗДЕЛОВ БИЗНЕС-ПЛАНА

Разработка бизнес-плана осуществляется в соответствии со структурой и последовательностью разделов и параграфов, изложенных в таблице 1. Допускается исключение из перечня разделов и параграфов в соответствии с Заданием.

Таблица 1 - Укрупненная структура разделов бизнес-плана

Номер раздела (подраздела) Наименование раздела (подраздела)
  Титульный лист
  Резюме
ИДЕЯ (СУЩНОСТЬ) ПРЕДЛАГАЕМОГО ПРОЕКТА
1.1 Общие исходные данные и условия
1.2 Описание положения дел в отрасли
1.3 Описание идеи (сущности) проекта
1.4 Жизненный цикл проекта
АНАЛИЗ И ОЦЕНКА РЫНКА
2.1 Исследование и описание потребителей продукта (услуги)
2.2 Оценка конкурентов
2.3 Оценка собственных сильных и слабых сторон относительно конкурентов
2.4 Оценка рынка поставщиков
ПЛАН МАРКЕТИНГА
3.1 Описание целей маркетинга
3.2 Разработка стратегий по элементам комплекса маркетинга
3.3 Бюджет маркетинга
ПЛАН ПРОИЗВОДСТВА
4.1 Определение изготовителя продукции, услуги
4.2 Оценка производственной мощности
4.3 Материальные факторы производства
4.4 Описание производственного процесса
4.5 Оценка себестоимости, цены единицы продукции (услуги)
4.6 Составление плана производства. Оценка точки безубыточности.
4.7 Оценка устойчивости проекта (точки безубыточности)
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЛАН
5.1 Организационно-правовая форма собственности предприятия
5.2 Организационная структура предприятия
5 3 Распределение обязанностей. Штатное расписание
5.4 Разработка плана организационных мероприятий
РАЗРАБОТКА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПЛАНА
6.1 Оценка капитальных вложений
6.2 Оценка прироста оборотного капитала
6.3 Формирование плана инвестиционных издержек проекта
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН
7.1 Отчёт о прибылях и убытках
7.2 План денежных поступлений и выплат (денежные потоки проекта)
ОЦЕНКА РИСКА И СТРАХОВАНИЕ
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ БИЗНЕС – ПРОЕКТА
9.1 Оценка показателей коммерческой эффективности
9.2 Оценка показателей социальной эффективности
9.3 Построение графика финансового профиля проекта
9.4 Уточнение показателей инвестиционного плана
ПРИЛОЖЕНИЯ

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ БИЗНЕС - ПЛАНА ПРОЕКТА. РЕЗЮМЕ

3.1. Оформление титульного листа бизнес – плана проекта

Титульный лист бизнес-плана имеет информационную и рекламную функции:

Информационная функция достигнет своей цели, если разработчик титульного листа создаст краткую, но достаточно ёмкую формулировку сути предлагаемого проекта: минимум слов - максимум информации.

Рекламная функция будет обеспечена, если в названии проекта

будет отражена сфера бизнеса, место расположения и другая положительная информация для участников проекта, которая может быть использована в дальнейшем в рекламных целях и сопровождать планируемый бизнес- проект.

При использовании любой формы титульного листа, в ней должны быть отражены следующие сведения: наименование предприятия – инициатора проекта; наименование проекта; утверждающая подпись руководителя предприятия - инициатора проекта; год и месяц составления бизнес-плана, гриф конфиденциальности. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении.

3.2 Формирование резюме бизнес-плана проекта

Резюме бизнес - плана это краткий обзор всех основных вопросов содержания его каждой главы. Оно пишется после того как будет разработан бизнес - план полностью и проведена оценка его экономической эффективности.

Объём резюме не более 1-3 страниц. Следует иметь в виду рекламный характер резюме и поэтому необходимо приложить максимум усилий для лаконичного, понятного и информативного освещения основных вопросов, которые интересуют инвестора, т. к. это единственная часть бизнес-плана, которую читают полностью все инвесторы.

Примерное содержание резюме включает ответы на следующие вопросы.

1. Наименование проекта. Инициатор проекта. Местонахождение проекта.

2.Организационно-правовая форма реализации проекта. 3. Суть проекта с указанием:

- цели проекта; его конкурентных преимуществ; объема продаж (доли рынка); прибыли (рентабельности), которые планируется достигнуть;

- типа проекта: модернизация оборудования, реконструкция, новое строительство, научная разработка и т.п.;

- способа достижения цели: снижение себестоимости производства выпускаемой продукции, расширение действующего производства, разработка и выпуск новой конкурентоспособной продукции, освоение новой технологии производства (инновации), выход на новые рынки сбыта и т. п.

4. Сроки и этапы реализации проекта, в том числе выполненные работы.

5. Финансовые ресурсы, необходимые для осуществления проекта:

- общая стоимость проекта;

- потребность в финансировании, схема финансирования:

- соотношение собственных и заемных средств;

- объем инвестиций;

- процентная ставка;

- график предоставления и возврата инвестиций.

6. Оценка экономической эффективности проекта:

а) показатели, определяемые на основании использования концепции дисконтирования;

б) показатели, не предполагающие использования концепции дисконтирования:

7. Оценка рисков проекта.

8. Обеспечение проекта.

9. Основные препятствия, способные помешать реализации проекта.

ОПИСАНИЕ ИДЕИ ПРОЕКТА

Содержание этого раздела составляет идею курсовой работы и включает:

1. Анализ положения и тенденции развития продукта (услуги) в отрасли (наличие аналогов, потребителей, конкурентов).

2. Описание создаваемого продукта или услуги, с указанием: назначения, потребительских свойств, патентной чистоты, воздействия на окружающую природу, отличительных особенностей по сравнению с аналогами конкурентов, вызывающих предпочтение у потребителей, перечня достоинств, недостатков и выгод с точки зрения потребителя, анализа недостатков и мер по их последующему устранению.

3. Наглядное изображение продукта (услуги), если идея проекта позволяет его представить (рисунки, эскизы, фото).

4. Характеристику качеств, преимуществ дизайна, организацию сервиса.

5. Жизненный цикл продукта, услуги, нового товара (НТ). Типовой график жизненного цикла продукта (услуги) представлен на рисунке 1.

на выполнение курсовой работы - student2.ru

Рисунок 1 - Жизненный цикл продукта (услуги) [5]

АНАЛИЗ ИОЦЕНКА РЫНКА

Данный раздел содержит:
- описание потребителей ;
- сегментацию рынка по группам потребителей;

- оценку конкурентоспособности продукта, услуги;

- оценку и выбор поставщиков;
Исследование потенциальных потребителей продукта (услуги) осуществляется методом опроса объёма выборки из генеральной совокупности потребителей выбранного региона с использованием анкет и интервью.

Сегментация рынка по группам потребителей - это группировка потребителей по каким-либо признакам, в той или иной степени определяющим мотивы их поведения на рынке.

Сегментация рынка по группам (продуктов, услуг) является производной от сегментации рынка по потребителям, т.к. учитывает запросы и предпочтения потребителей по качественным характеристикам.

Сегментация по предприятиям-конкурентам – это группировка конкурентов по факторам конкурентоспособности в продвижении продукта (услуги) на рынок.

Основные признаки (факторы) сегментации по группам потребителей приведены в таблице 2.

Результатом сегментации рынка по группам потребителей является оценка количества потенциальных потребителей продукта (услуги) с указанием регионов, частоты покупок, уровня доходов. На основании этих данных строится кривая спроса на первые три – пять лет реализации продукта (услуги).

Для повышения конкурентоспособности и правильного определения емкости рынка помимо сегментации рынка по группам потребителей проводится сегментация рынка по группам продуктов (услуг) по наиболее важным для его продвижения на рынке параметрам.

Таблица 2 - Основные факторы сегментации рынка по группам потребителей

Факторы, переменные Наиболее распространенные значения переменных
Географические:  
Регион Район Крайнего Севера, Северный Кавказ, Урал, Сибирь и т. п.
Административное деление Республика, край, область, район, город
Численность населения (для городов) 5-20 тыс. чел., 20-100 тыс.чел., 100-250тыс. чел.,250-500 тыс. чел., 500-1000 тыс.чел.,1-4 млн. чел., свыше 4 млн.чел.
Плотность населения Город, пригород, сельская местность.
Климат Умеренный, континентальный, субтропический и т. п.
Демографические:  
Возраст до 3-х лет, 3-6 лет, 6-12 лет. 13-19 лет, 20-34 лет, 35-49 лет, 50-65 лет.,65 и более.
Пол Мужской, женский
Размер семьи 1-2 чел., 3-4 чел., 5 и более чел.
Семейное положение Молодежь одинокие, молодежь – семейные без детей, молодежь – семейные с детьми, пожилые – имеющие детей, пожилые – семейные, не имеющие детей, пожилые – одинокие и т. д.
Уровень дохода До уровня минимальной оплаты труда (МРОТ) 2-3 уровня МРОТ, 4-5 уровней МРОТ и т.д.
Виды профессий Научные работники, инженерно-технические работники, служащие, бизнесмены, рабочие , фермеры, преподаватели, учителя, студенты, домохозяйки и т.д.
Уровень образования Без образования, начальное образование, среднее образование, средне специальное образование, высшее образование, ученая степень, звание.
Национальность Русские, украинцы, белорусы, грузины, армяне, азербайджанцы, евреи, татары и т.п.
Религия Православная, католическая, ислам и т.д.
Раса Европеоидная, монголоидная.
Психографические:  
Социальный слой Неимущие, среднего достатка, высокого достатка, очень высокого достатка.
Стиль жизни Элитарный, богемный, молодежный, спортивный и т.п.
Личные качества Амбициозность, авторитарность, импульсивность, стадный инстинкт, новаторство, стремление к лидерству и т.п.
Поведенческие:  
Степень случай­ности покупки Приобретение товаров обычно носит случайный характер; иногда носит случайный характер.
Поиск выгод Высокого качества, более низких цен, отличного обслуживания.
Степень нуждаемо­сти в продукте Нужен постоянно, нужен время от времени.
Степень готовности купить Не желает покупать; не готов купить сейчас; недостаточно информирован, чтобы купить; обязательно купит.

Сущность метода в выделении сегментов рынка по группам потребителей и сопоставлении их с различными значениями факторов (технических, функциональных и экономических параметров), выбранных для анализа: определяется, какие из параметров более всего подходят для выделенной группы потребителей. Наиболее распространенными для оценки конкурентоспособности продукта (услуги) являются следующие параметры: технические (органолептические), функциональные, экономические т.п.

Результаты анализа оформляются в виде матрицы, по столбцам которой откладываются конкурирующие модели, а по строкам - факторы (показатели). Пример оценки конкурентоспособности двух моделей с использованием предлагаемого метода приведен в таблице 3.

Каждому количественному значению i-го показателя, каждой j-й конкурирующей модели присваивается экспертным методом балльная оценка (аij). При этом, максимальный балл, например 10, присваивается лучшему-значению показателя, остальным значениям aij присваивается балл, меньший максимального значения. Значения средневзвешенных балльных оценок (bij) в общем виде определяются по формуле:

на выполнение курсовой работы - student2.ru

где aij - балльная оценка i-го показателя j-й модели;
bi - весовой коэффициент i-го показателя.

По значению суммы средневзвешенных балльных оценок (bij) всех показателей продукта (услуги) можно судить о его конкурентоспособности.

Анализ результатов средневзвешенных балльных оценок моделей М1 и М2, представленных в таблице 3, показал, что новая модель М1, несмотря на более высокую цену, является конкурентоспособной за счёт повышения качества.

Таблица 3 – Оценка конкурентоспособности продукта (услуги)

  Показатель   Единица измерения   Весовой коэф фициент, bj М1 (новая) М2 (конкурент)
Значение показателя
Количес- твенное В баллах Средне- взвешенное Количе- ственное В Баллах Средне- взвешенное
  aij bij   Аij bij
Объем памяти GB 0,3 3,0 2,7
Быстродействие Млн. опер/ сек 0,2 1,2 1,8
Совместимость 1;0 0,03 0,3 0,3
Периферийные Устройства 1;0 0,03 0,3 0,3
Прикладные программы 1;0 0,04 0,4 0,4
Цена Тыс.руб. 0,3 27,0 2,7 25,0
Надежность Тыс. час 0,1 *** 0,1 *** 0,1
Сумма средневзвешенных балльных оценок     1,0       8,8       8,6
                   

После оценки конкурентоспособности продукта (услуги) определяется потенциальная емкость рынка по формуле:

E = на выполнение курсовой работы - student2.ru (Si ki Эх) – (Н – Иф – Им) – А

где: Е - емкость потребительского рынка;

Si - численность потребителей i -й социальной или возрастной группы;

ki - потребление на душу в i -й группе потребителей;

Эх - поправка на эластичность спроса (при изменении цен или дохода);

Н - насыщенность рынка (наличие товаров у потребителей);

Иф и Им – износ соответственно физический и моральный;

А - альтернативные нерыночные формы потребления (например, потребление продуктов собственного производства).

РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГА

План маркетинга предусматривает, каким образом предполагается продавать продукт (услугу), какую назначить за него цену и как стимулировать продажи.

План маркетинга должен ответить на три главных вопроса:
- Какое положение предприятие занимает на рынке?
- Какое положение на рынке оно хочет занять?
- Как достичь этого положения?

Для этого необходимо сформулировать конкретные конечные цели: объем продаж, долю рынка, политику ценообразования, систему товародвижения и сбыта и систему стимулирования продаж.

Объем продаж определяется исходя из оценки производственной мощности предприятия и графика жизненного цикла продукта (услуги).

Например. Производственная мощность предприятия – 1000 единиц в год. Потенциальный объем спроса на продукт (услугу) в первый год 1200 единиц, второй год – 1300 единиц, третий – 1300 единиц.

То есть, график жизненного цикла спроса на продукт (услугу) покажет, что можно предприятию увеличивать производственные мощности или оставить нишу для других производителей аналогичной продукции (услуг).

В практике ценообразования различают следующие основные типы ценовой политики:
- политика проникновения на рынок;
- политика «снятия сливок»;
- политика ценового лидерства;
- политика следования за лидером.

Политика проникновения на рынок характеризуется тем, что первоначально товар вводится на рынок по очень низкой цене с целью привлечения как можно большего числа покупателей.

Политика «снятия сливок» применяется в тех случаях, когда предприятия, выпускающие на рынок товары, пользующиеся широким спросом, могут временно устанавливать за них очень высокие цены, затем цены снижаются по мере «насыщения» рынка.

Политика ценового лидерства применяется предприятиями, выступающими монополистами на определённых рынках.

Политика следования за лидером применяется малыми предприятиями, не владеющими значительной долей рынка.

Перед разработкой политики ценообразования необходимо изучить ряд вопросов:

- Какой общий спрос на продукт (услугу) и реакция рынка на изменение цены?
- Отреагируют ли конкуренты на изменение цены (повысят или понизят цену)?
- Как достичь максимума прибыли: путем продажи большего количества по низким ценам или путем продажи малого количества по высоким ценам?
- Как лучше завоевать рынок: высокими ценами и высокими расходами на маркетинг или низкими ценами и малыми расходами на маркетинг?
В бизнес-плане следует указать стратегические задачи предприятия с помощью ценообразования. К их числу относятся:

- внедрение на рынок новых товаров;

- выход на новые рынки;

- увеличение доли на существующем рынке;

- уход с освоенных рынков;

- уменьшение, увеличение или стабилизация производства.

Система товародвижения и сбыта представляет физическое перемещение и передачу права собственности на товар или услугу от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок.

Следует описать процесс товародвижения, указать, услугами каких оптовых и розничных торговых агентов вы будете пользоваться. Определить, какие факторы влияют на выбор вашим предприятием торговых агентов. В заключение этого этапа необходимо раскрыть структуру издержек товародвижения (сбытовые расходы на единицу проданного товара, как стимулируется работа продавцов, занимается ли предприятие прямыми продажами), перспективы изменения объема продаж на 3 – 5 лет с указанием:

- объемов продаж;

- критического объема продаж (в точке безубыточности) и др.

Система стимулирования продаж - это любая форма сообщений предприятия для информации, убеждения или напоминания потребителям о своих товарах, услугах, образцах, идеях. Например: реклама, выставки, презентации, паблик-рилейшнз, пропаганда. Она создает образ престижности, низких цен или инноваций для предприятия, ее продукции и услуг, информирует о параметрах товаров и услуг, убеждает потребителей переходить от одних товаров и услуг к более дорогим, информирует потребителей о распродажах, создает благоприятную информацию о предприятии, ее товарах и услугах относительно конкурентов. В плане маркетинга приводят мероприятия по развитию продукта (услуги), методам распределение, стимулирования и затраты как показано в таблице 4.

Таблица 4 - План маркетинга

Перечень мероприятий Срок проведения Сумма затрат, руб.в год  
Стимулирование продаж: реклама 1 квартал 2000 года 100 000
Тактика маркетинга: выставка 2 квартал 2000 года 200 000
Товародвижение и сбыт: оплата торговых агентов; аренда складского помещения 2000 год 2000 год 500 000 100 000
ИТОГО:   900 000

РАЗРАБОТКА ПЛАНА ПРОИЗВОДСТВА

Наши рекомендации