Глава 15. Финансы в системе экономических отношений
§ 43. Бюджетная и налоговая системы
§ 44. Государственные расходы и дефицит бюджета
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 16. Кредитно-банковская система
§ 45. Банки и банковская система
§ 46. Кредит и кредитная система
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 17. Государственное регулирование экономики
§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики
§ 48. Национальный рынок и механизм установления равновесия между спросом и предложением
§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 18. Циклические колебания и кризисы в экономике
§ 50. Причины и механизм циклических колебаний
§ 51. Финансовые и структурные кризисы в экономике
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 19. Народонаселение, занятость и социальная защита населения
§ 52. Народонаселение и общественное развитие
§ 53. Занятость и безработица
§ 54. Социальная защита населения
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 20. Современная экономическая система и тенденции ее развития в начале третьего тысячелетия
§ 55. Радикальные изменения в технологическом способе производства
§ 56. Новые тенденции в эволюции собственности
§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
РАЗДЕЛ V. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО
Глава 21. Законы развития мирового хозяйства
§ 58. Сущность экономических законов мирового хозяйства
§ 59. Интернациональные формы закона стоимости и неравномерности экономического развития
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 22. Международные экономические отношения и их структура
§ 60. Международная торговля и особенности ее развития в современных условиях
§ 61. Международное движение капитала
§ 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика
§ 63. Международная экономическая интеграция
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 23. Международные валютные отношения
§ 64. Эволюция международной валютной системы
§ 65. Валютный рынок и валютное регулирование
§ 66. Формы конвертируемости валют и условия их формирования
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
Глава 24. Экономические аспекты глобальных проблем
§ 67. Причины возникновения и сущность глобальных проблем
§ 68. Разоружение — ключ к решению глобальных проблем
§ 69. Основные пути разрешения других глобальных проблем
§ 70. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и формирование глобальной экономики
Основные категории и термины
Вопросы и задания для самоконтроля
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Предисловие
В условиях сложно протекающего процесса становления рыночной системы хозяйства, радикального изменения экономических отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, реализуемая в следующих ее функциях: — критическо-аналитической (селективная) и позитивно-информативной (объясняющая); — мировоззренческо-ориентирующей (методологическая); — инновационно-поисковой (эвристическая); — системно-формирующей (концептуальная); — инструментально-методической (исследовательская); — псрспективно-экстраполяционной (прогнозная); — сценарно-вариантной (прагматическая).
На фоне болезненно проявляющегося разрыва экономической теории с реалиями хозяйственной практики и тенденциями осуществляемых реформ все более явно видна неприменимость как оторванных от нынешней действительности догматов традиционной отечественной политической экономики дореформенного периода, так и абстрактных схем взращенного в иных условиях и заимствованного без необходимой адаптации к национальной специфике транзитивной экономики западного опыта.
В то же время в попытке создания реально применимой экономической теории нельзя отказываться от методологической ценности, концептуальной системности и традиционной фундаментальности отечественной экономической школы и конструктивного использования инструментарного аппарата и прагматических установок, присущих западной экономической традиции.
В условиях открытости национальных экономик и информационно-образовательного пространства важно также давать трактовку ключевых, базовых категорий экономической науки с позиций различных школ, мировоззренческих подходов, сравнивая их исходные теоретические положения (посылки) и логику доказательств, акцентируя внимание на возможностях концептуальной совместимости позиций (например, при оценке количества общественно необходимого труда и качества — потребительских — свойств товара в его стоимости через диалектику взаимодействия качественной и количественной определенности труда в границах меры этого экономического явления).
Исходя из этих предметно-содержательных и общих дидактико-методических установок при подготовке данного учебного пособия авторы свою задачу видели в том, чтобы оно способствовало формированию системных знаний в области экономической теории, востребованных в их инструментарных, прогностических и прагматических функциях.
Это учебное пособие рассчитано на самую массовую, первую ступень экономического образования студентов высших учебных заведений. В ее рамках будущие специалисты должны получить прочные знания об экономических системах, их эволюциях и современном состоянии, механизмах развития и функционирования, что и предопределило логику построения, содержание и концептуальный аппарат учебного пособия.
Члены международного авторского коллектива, представленного научно-педагогическими работниками, профессорами вузов России и Украины, выражают надежду, что найдут в лице студентов, аспирантов и преподавателей заинтересованных читателей и будут признательны за присланные замечания и пожелания.