Глава 15. Финансы в системе экономических отношений

§ 43. Бюджетная и налоговая системы

§ 44. Государственные расходы и дефицит бюджета

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 16. Кредитно-банковская система

§ 45. Банки и банковская система

§ 46. Кредит и кредитная система

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 17. Государственное регулирование экономики

§ 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики

§ 48. Национальный рынок и механизм установления равновесия между спросом и предложением

§ 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 18. Циклические колебания и кризисы в экономике

§ 50. Причины и механизм циклических колебаний

§ 51. Финансовые и структурные кризисы в экономике

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 19. Народонаселение, занятость и социальная защита населения

§ 52. Народонаселение и общественное развитие

§ 53. Занятость и безработица

§ 54. Социальная защита населения

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 20. Современная экономическая система и тенденции ее развития в начале третьего тысячелетия

§ 55. Радикальные изменения в технологическом способе производства

§ 56. Новые тенденции в эволюции собственности

§ 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в.

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

РАЗДЕЛ V. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

Глава 21. Законы развития мирового хозяйства

§ 58. Сущность экономических законов мирового хозяйства

§ 59. Интернациональные формы закона стоимости и неравномерности экономического развития

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 22. Международные экономические отношения и их структура

§ 60. Международная торговля и особенности ее развития в современных условиях

§ 61. Международное движение капитала

§ 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика

§ 63. Международная экономическая интеграция

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 23. Международные валютные отношения

§ 64. Эволюция международной валютной системы

§ 65. Валютный рынок и валютное регулирование

§ 66. Формы конвертируемости валют и условия их формирования

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

Глава 24. Экономические аспекты глобальных проблем

§ 67. Причины возникновения и сущность глобальных проблем

§ 68. Разоружение — ключ к решению глобальных проблем

§ 69. Основные пути разрешения других глобальных проблем

§ 70. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и формирование глобальной экономики

Основные категории и термины

Вопросы и задания для самоконтроля

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Предисловие

В условиях сложно протекающего процесса становления рыночной системы хозяйства, радикального изменения экономических отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, реализуемая в следующих ее функциях: — критическо-аналитической (селективная) и позитивно-информативной (объясняющая); — мировоззренческо-ориентирующей (методологическая); — инновационно-поисковой (эвристическая); — системно-формирующей (концептуальная); — инструментально-методической (исследовательская); — псрспективно-экстраполяционной (прогнозная); — сценарно-вариантной (прагматическая).

На фоне болезненно проявляющегося разрыва экономической теории с реалиями хозяйственной практики и тенденциями осуществляемых реформ все более явно видна неприменимость как оторванных от нынешней действительности догматов традиционной отечественной политической экономики дореформенного периода, так и абстрактных схем взращенного в иных условиях и заимствованного без необходимой адаптации к национальной специфике транзитивной экономики западного опыта.

В то же время в попытке создания реально применимой экономической теории нельзя отказываться от методологической ценности, концептуальной системности и традиционной фундаментальности отечественной экономической школы и конструктивного использования инструментарного аппарата и прагматических установок, присущих западной экономической традиции.

В условиях открытости национальных экономик и информационно-образовательного пространства важно также давать трактовку ключевых, базовых категорий экономической науки с позиций различных школ, мировоззренческих подходов, сравнивая их исходные теоретические положения (посылки) и логику доказательств, акцентируя внимание на возможностях концептуальной совместимости позиций (например, при оценке количества общественно необходимого труда и качества — потребительских — свойств товара в его стоимости через диалектику взаимодействия качественной и количественной определенности труда в границах меры этого экономического явления).

Исходя из этих предметно-содержательных и общих дидактико-методических установок при подготовке данного учебного пособия авторы свою задачу видели в том, чтобы оно способствовало формированию системных знаний в области экономической теории, востребованных в их инструментарных, прогностических и прагматических функциях.

Это учебное пособие рассчитано на самую массовую, первую ступень экономического образования студентов высших учебных заведений. В ее рамках будущие специалисты должны получить прочные знания об экономических системах, их эволюциях и современном состоянии, механизмах развития и функционирования, что и предопределило логику построения, содержание и концептуальный аппарат учебного пособия.

Члены международного авторского коллектива, представленного научно-педагогическими работниками, профессорами вузов России и Украины, выражают надежду, что найдут в лице студентов, аспирантов и преподавателей заинтересованных читателей и будут признательны за присланные замечания и пожелания.

Наши рекомендации