Тема 3. Финансы в системе экономических отношений

3.1 Финансовая система: понятие, сферы (подсистемы), звенья

3.2 Финансовая политика России

3.3 Управление финансами России

Финансовая система общества – это исторически сформировавшаяся и закрепленная действующим финансовым законодательством совокупность сфер финансовых отношений отношений, посредством которых обеспечивается мобилизация и последующее использование финн ресурсов для удовлетворения соответствующих потребностей общества в целом.

Тема 3. Финансы в системе экономических отношений - student2.ru

Комментарии к таблице

  1. В зависимости от методов формирования фин ресурсов экономических субъектов, фин систему принято подразделять на сферы:
    1. Централизованных финансов (публичных)
    2. Децентрализованных финансов (финансы организаций и финансы домашних хозяйств)
  2. Финансовая система подразделяется на 3 взаимосвязанные подсистемы, которые обеспечивают формирование и использование фин ресурсов соответственно:
    1. У хоз субъектов (фин эк субъектов)
    2. У населения (финансы хозяйствующих субъектов и финансы домохозяйств)
    3. У государства и у органов самоуправления
  3. Эти подсистемы в свою очередь подразделяются на отдельные звенья, в зависимости от механизмов формирования и использования денежных фондов у конкретных экономических субъектов
  4. Основой фин системы являются децентрализованные финансы. Именно в этой сфере формируется преобладающая доля фин ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций, коммерческих организаций в виде субсидий, субвенций, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и тд)
  5. Среди дец ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций, так как здесь создаются материальные блага, работы и услуги, то есть формируется прибыль – главный источник развития общества.

В зависимости от реализуемой государством экономической политики, финансовая система общества может иметь один из следующих типов:

· Банковский тип – ключевую роль в распределении национального дохода играют коммерческие банки и другие ссудно-сберегательные учреждения (Германия, Франция, Япония)

· Рыночный тип– главную роль в перераспределении национального дохода выполняет фондовый рынок (США, Великобритания, Канада)

· Бюджетный тип– наибольшая часть финансовых ресурсов общества в централизованном порядке перераспределяется через систему бюджетов и внебюджетных фондов (Россия, Швеция)

Под экономическими субъектами понимается независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и другие кредитные учреждения, а также страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные и пенсионные, общественные и др. фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.

Постановление Правительства РФ от 07.12.94 №1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке".

Финансы домашнего хозяйства – финансы населения

Домашнее хозяйство – хозяйство, которое ведется одним или несколькими совместно проживающими и имеющими общий бюджет людьми.

Финансы дом хозяйства – это совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств (в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе своей социально-экономической деятельности)

Финансы коммерческих организаций – это система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками организаций, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения ими всех своих обязательств.

Финансы ИП – звено финансовой системы, связанное с формированием и использованием финансовых ресурсов граждан с целью обеспечения их предпринимательской деятельности.

Предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст.2, п.1, абзац 3 ГК РФ).

Финансы некоммерческих организаций – это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации. При этом некоммерческая организация может выполнять один или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством РФ и соответствующих целям деятельности организации.

Финансы некоммерческих организаций – финансы организаций, деятельность которых не преследует получение прибыли, как первостепенную цель своей деятельности.

Финансовые посредники – это фирмы, специализирующиеся на организации взаимодействия лиц, имеющихся временно свободные денежные средства, с лицами, нуждающимися в денежных средствах.

Финансы финансовых посредников – процесс аккумулирования и размещения финансовых ресурсов, осуществляемый фин системой и связанный непосредственно с функционированием фин рынков и деятельностью фин институтов.

Структура финансового посредничества:

· Финансовые посредники депозитного типа:

o Банки

o Сберегательные институты

o Небанковские коммерческие организации

o Почтово-сберегательные учреждения

· Договорно-сберегательные финансовые посредники:

o Страховые компании

o Пенсионные фонды

o Строительные общества

o Общества на взаимности

o Кредитные союзы и кооперативы

· Инвестиционные фонды:

o Инвестиционные компании

o Паевые инвестиционные фонды

· Прочие финансовые посредники:

o Факторинговые фирмы

o Лизинговые фирмы

Основные выгоды:

Со стороны инвестора (кредитора) Со стороны заемщика
· Посредники осуществляют диверсификацию риска путем распределения вложений по видам финансовых инструментов, что уменьшает кредитный риск · Посредники осуществляют проверку платежеспособности заемщика и организует систему распространения своих услуг, что также снижает кредитный риск · Посредники позволяют обеспечить постоянный уровень ликвидности для своих клиентов (т.е. возможность получить наличные деньги) · Посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить кредит на приемлемых условиях · Наличие посредника зачастую позволяет уменьшить ставку за кредит именно за счет снижения риска и увеличения объемов операций · Посредники осуществляют трансформацию сроков, восполняя разрыв между предпочтением долгосрочных кредитов заемщиком и предпочтением ликвидности кредитором · Посредники удовлетворяют спрос заемщиков на крупные кредиты за счет аккумулирования средств инвесторов

В развитых странах мира в звене фин посредников сконцентрированы огромные фин ресурсы, используемые прежде всего на инвестиционные цели. Они приобретают и продают финансовые продукты, перемещая фин ресурсы к их конечным потребителям.

Финансовые институты – это профессиональные участники фин рынка, занимающиеся операциями по передачи денег, кредитованию, инвестированию и заимствованию денежных средств с помощью различных финн инструментов. Основное назначение – организация посредничества, т.е. эффективного перемещения денежных средств (в прямой ил опосредованной форме) от сберегателей к заемщикам...

Основные виды финансовых институтов:

  1. Коммерческие банки
  2. Сберегательные учреждения – распространенный вид кредитных учреждений, основная функция которых состоит в привлечении вкладов населения.
  3. Кредитный союз – объединение товаропроизводителей для удовлетворения потребности его членов в кредите.
  4. Ипотечные учреждения – специализируются на выдаче долгосрочных ссуд под залог недвижимости – земли, городских строений.
  5. Финансовая компания – компания, профессионально работающая на рынке ценных бумаг в качестве посредника между инвестором и эмитентом, между продавцом и покупателем. ФК могут выступать на рынке в виде брокеров, дилеров и др.
  6. Инвестиционные фонды или компании – разновидность кредитно-финансовых институтов, которые аккумулируют денежные средства частных инвесторов путем эмиссии собственных ценных бумаг, которые помещают в акции и облигации предприятий в своей стране и за рубежом
  7. Депозитарий – компания, имеющая лицензию на право работы с ценными бумагами, выполняющая функция специализированного регистратора

Централизованные публичные финансы – находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ объединяются в бюджетную: федеральный, региональные, местные бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации

2. Бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов

3. Местные бюджеты, в т.ч. бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также бюджеты городских и сельских поселений.

Финансовые ресурсы, аккумулируемые в бюджетах, имеют строго целевое направление их расходования. Для целей планирования бюджета составляются консолидированные бюджеты, федеральный бюджет + консолидированные бюджеты субъектов РФ = консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет субъекта РФ = бюджет субъекта РФ + бюджет муниципальных образований, находящихся на его территории.

Правовая форма бюджетов

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов

2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ

3. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в соответствии с правовыми актами представительных органов местного самоуправления, либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Государственные внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ для финансировании конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значении.

Внебюджетные фонды подразделяются на фонды социального и экономического назначения.

Государственные внебюджетные социальные фонды:

  1. Пенсионный фонд РФ
  2. Фонд социального страхования
  3. Фонд обязательного медицинского страхования

Эти фонды формируются для финансового обеспечения реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца, рождения детей, а также на бесплатную медицинскую помощь и охрану здоровья.

К экономическим внебюджетным фондам в РФ относятся ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития.

Они создаются на федеральном уровне по решению органов Федерального Собрания РФ, указами Президента, постановлениями Правительства, а на местном уровне – по решению законодательных органов власти субъектов РФ и местного самоуправления.

Экономические внебюджетные фонды:

  1. Ведомственные фонды
  2. Фонды территориального (регионального) развития.

Государственный и муниципальный кредиты обслуживают функционирование и использование средств бюджетов публичных органов власти и бюджетов внебюджетных фондов. Выступают как:

  1. Способ финансирования дефицита бюджета, а также бюджетов ВБ фондов
  2. Как средство покрытия временной недостаточности фин ресурсов для исполнения бюджетов ВБ фондов.

Самостоятельным звеном в системе финансов являются государственный и муниципальный кредиты

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ.

Способами обеспечения исполнения по возврату государственного кредита могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

Банк России:

· Разрабатывает и представляет на рассмотрение Думы Основные направления денежно-кредитной политики (совместно с Правительством)

· Обслуживает счета бюджетов

· Осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам России и др.

Финансовая политика государства – это особая сфера деятельности Президента и Правительства РФ, направленная на мобилизацию финансовых ресурсов общества, их рациональное распределение и перераспределение, эффективное использование для финансового обеспечения реализации программы социально-экономического развития страны.

Главная цель – создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.

Это составная часть экономической политики, должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном сообществе.

Основные задачи финансовой политики государства:

1. Обеспечение условий для формирования сбалансированного роста финансовых ресурсов во всех звеньях финансовой системы страны

2. установление рационального, с т.зр. государства, распределения и использования финансовых ресурсов;

3. выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;

4. создание эффективной системы управления финансами.

Цель – определение наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Содержание финансовой политики:

- выработка концепции развития финансов;

- определение основных направлений на текущий период;

- разработка мер, направленных на достижение поставленных целей

Финансовая политика:

  • Финансовая стратегия – долговременный курс финн. политики, рассчитанный на длительную перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач (например, проведение пенсионной или бюджетной реформы)
  • Финансовая тактика – методы решения финн. задач на важнейших участках финансовой стратегии (например, уменьшение ставки налога на прибыль)

Финансовая политика включает бюджетную, налоговую, таможенную, кредитно-денежную политику.

Бюджетная политика. Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения.

Налоговая политика. Основная задача – создание эффективной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость. Снижение налогового бремени.

Таможенная политика – симбиоз налоговой и ценовой политики. С ее помощью поощряется либо сдерживается экспорт и импорт товаров.

Кредитно-денежная политика.Основные приоритетные задачи: снижение инфляции и совершенствование финансовых рынков и платежной системы России.

Существуют разные определения термина "управление". В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.

Управление финансами – сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хоз. Субъектов в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения в решении экономических и социальных задач.

В управлении финансами выделяют: объекты, субъекты и инструменты управления.

Объекты управления финансами – различные сферы финансовых отношений.

Под субъектами управления финансами понимают совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике.

Управление финансами:

· Объекты управления (Разнообразные виды финансовых отношений):

o Централизованные финансы

o Децентрализованные финансы

· Субъекты управления (Органы управления финансами):

o Органы законодательной власти

o Органы исполнительной власти

o Органы судебной власти

Органы законодательной власти (на федеральном уровне):

· Федеральное Собрание (двухпалатное), в которое входят Государственная Дума и Совет Федерации. Принимаемы Федеральным Собранием законы, утверждение федерального бюджета, налогового, таможенного законодательства) создают нормативную основу для формирования всей системы финансов и финансовой системы РФ.

· Президент РФ. Определяет цели и задачи финансовой политики в посланиях Федеральному Собранию. Имеет право на подписание либо отклонение федеральных законов.

Органы исполнительной власти (на федеральном уровне)

- Указом Президента РФ от 12.05. 08г №724 определены федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых (непосредственно Председатель Правительства), прямое руководство осуществляет ПРЕЗИДЕНТ РФ (администрация Президента РФ)

- ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ –высший федеральный орган. Ответственно за разработку и реализацию финансовой политики России, составляет проект бюджета РФ, обеспечивает его реализацию и финансового законодательства

- СЧЕТНАЯ ПАЛАТА – постоянно действующий орган государственного финансового контроля. Счетная палата образована Федеральным Собранием и подотчетна ему

- ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИИ – главный банк страны, главный эмиссионный, денежно кредитный институт РФ. Разрабатывает и реализует совместно с Правительством РФ единую государственную кредитно–денежную политику, Федеральным казначейством осуществляет кассовое исполнение бюджета. Наделен особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности коммерческих банков.

Правительство РФ осуществляет руководство деятельностью:

  1. Министерством финансов РФ (Минфин России)
  2. Федеральной таможенной службой (ФТС России)
  3. Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг)
  4. Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР России)
  5. Федеральной службой по тарифам

- Минфин России –главный орган, осуществляющий текущее управление государственными финансами в РФ

- ФТС –осуществляет в соответствии с законодательством РФ функции по контролю и надзору в области налогового, таможенного и валютного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РФ.

- Росфинмониторингуполномочен принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

- ФСФР Россииосуществляет функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в т.ч. по контролю и надзору в сфере страховой деятельности.

- Федеральная служба по тарифамосуществляет правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ и контроль над их применением

В структуру Минфина входит:

1. Федеральная налоговая служба (ФНС России)

2.Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор)

3. Федеральное казначейство (Казначейство России)

ФНС России осуществляется функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и иных обязательных платежей

  1. Росфиннадзоросуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля, а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»
  2. Федеральное Казначейство Россииосуществляет в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю над ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями и получателями средств федерального бюджета

Органы судебной власти:

Правосудие осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством:

- Конституционного

- Гражданского

- Административного

- Уголовного

Судопроизводства.

В Кодексе РФ об «Административных правонарушениях» гл.15 включает составы правонарушений в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.

Например:

- Ст. 15.1 Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций

- Ст. 15.2 Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций

- Ст.15.5 Нарушение сроков представления налоговой декларации

- Ст.15.14 Нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов и др.

В уголовном кодексе РФ содержится несколько статей, содержащих составы преступлений, которые условно можно отнести к преступлениям в сфере финансов:

- Ст.199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

- Ст.285.1. Нецелевое расходование бюджетных средств

- Ст.285.2. Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов.

Инструменты управления финансов:

  1. Планирование: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений
  2. Контроль предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений
  3. Организация: обеспечение оптимального достижения цели посредством использования специальных организационных моделей
  4. Информационное обеспечение, включающее в себя переработку, учет, анализ и прогноз информации, представляет собой связующее звено между планированием, контролем и организацией

1.04.13

Наши рекомендации