Финансы как экономическая категория, их роль и значение в системе экономических отношений.

Финансы как экономическая категория, их роль и значение в системе экономических отношений.

Финансы – совокупность экономических отношений, которые возникают по поводу распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства (национального дохода), путем формирования и использования финансовых ресурсов для удовлетворения общественных и личных потребностей. Главная черта, отличающая финансы от другой категории, что в процессе распределения ВВП посредством финансов формируются денежные фонды (- четко обособленные денежные средства, которые планомерно, в установленном порядке, формируются и используются на заранее установленные цели). Выделяют 2 группы ден.фондов: централизованные или ден.фонды гос-ва – гос.бюджет, бюджет гос.соц.страх., пенсионный фонд, фонды обязат.мед.страх.; и децентрализованные или фонды предприятий, учреждений и организаций. В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы. Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям: 1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства. 2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов. 3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных). Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство. Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами: - через эффективное вложение финансовых ресурсов; - создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.); - использование бюджетных стимулов (представление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития); - использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т.п.).

Финансы в системе макроэкономического регулирования национальной экономики.

Сущность и функции финансов.

Бюджетное устройство в РФ.

Бюджетное устройство - это структура и принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней: - I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; - II уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; - III уровень - местные бюджеты. Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов: 1. Принцип единства бюджетной системы, который обеспечивается единством бюджетного законодательства, денежной системы, бюджетной классификации, форм бюджетных документов и бюджетной отчетности, бюджетной политики и т.п. 2. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ. 3. Самостоятельность бюджетов всех уровней, выражающаяся в наличии у каждого бюджета своих источников доходов, в праве каждого бюджета самостоятельно расходовать их по своему усмотрению и определять источники финансирования дефицита бюджета; в утверждении каждого бюджета соответствующими представительными органами; в исполнении каждого бюджета соответствующими исполнительными органами власти; в недопустимости компенсации за счет бюджетов других уровней потребности в доходах и дополнительных расходах. 4. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов должен быть равен объему доходов плюс источники финансирования дефицита бюджета (размер дефицита бюджетов всех уровней ограничен Бюджетным кодексом). При этом бюджеты всех уровней должны быть утверждены без профицита бюджета. Профицит - это превышение доходов бюджета над расходами. 5. Принцип эффективного и экономного использования бюджетных средств. 6. Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей бюджетов, их адекватность существующему экономическому положению. Нарушение этого принципа ведет к серьезным финансовым последствиям. Примером может служить бюджетный кризис 1997г. и секвестр бюджета (пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям бюджета, кроме защищенных). 7. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов означает необходимость их отражения в бюджетах в полном объеме и в обязательном порядке. 8. Принцип гласности, т.е. необходимость публикации законов о бюджетах и отчетов об их исполнении в открытой печати. 9. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в адрес конкретных получателей с обозначением цели их использования

Отчет об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному собранию в форме закона. Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется органом исполнительной власти субъекта РФ на рассмотрение и утверждение законодательному органу субъекта РФ в форме закона.

Прочие поступления

Прочими доходами являются:

Операционные поступления:- связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации;

- связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности;

-поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций;

-прибыль, полученная организацией в результате совместной деятельности (по договору простого товарищества);

-поступления от продажи основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции, товаров;

-проценты, полученные за предоставление в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование банком денежных средств, находящихся на счете организации в этом банке;

Внереализационные: штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; активы, полученные безвозмездно, в том числе по договору дарения; поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы; сумма дооценки активов; прочие доходы.

Чрезвычайные: поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации и т.п.): стоимость материальных ценностей, остающихся от списания непригодных к восстановлению и дальнейшему использованию активов, и т.п.

Принципы управления: Обеспечение максимизации доходов (увеличивать объем продаж, снижать издержки, расширять рынок сбыта, гибкая ценовая политика, расширение номенклатура товаров)­.

Госдума сейчас рассматривает пакет законопроектов, корректирующих и развивающих пенсионную систему. В результате их принятия она станет более простой, логичной, справедливой и, самое главное - сбалансированной.

Для того чтобы увеличить пенсию и одновременно не разбалансировать пенсионную систему, принято решение перейти на страховые взносы с 2010 года, отменив ЕСН с его регрессивной шкалой, которая не пересматривалась последние пять лет.

Вместо ЕСН работодатели будут уплачивать страховой взнос, который будет распределяться между внебюджетными социальными фондами. В 2010 году взнос останется на уровне нынешнего ЕСН - 26% от фонда оплаты труда, из которых 20% будет идти в Пенсионный фонд, остальное распределится между Фондом социального страхования и Фондом обязательного медицинского страхования.

Президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон "О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов", принятый Госдумой 31 октября 2008 г. и одобренный Советом Федерации 12 ноября нынешнего года. Бюджет Пенсионного фонда на 2009 г. сформирован по доходам в сумме 3 трлн 217,5 млрд руб. (6,3% к объему ВВП, определенному, по прогнозу, в сумме 51 трлн 475 млрд руб.), по расходам - 2 трлн 911,1 млрд руб. (5,7% к объему ВВП). Предельный объем профицита фонда в 2009 г. утвержден в сумме 306,4 млрд рублей.

Законом предусматривается индексация базовой части трудовой пенсии на 8,5% с 1 марта 2009 г., а с 1 апреля дополнительное увеличение страховой части на 15,6%. С 1 декабря 2009 г. предусмотрено увеличение размера базовой части трудовой пенсии по старости на 26,45%.

Особенности финансовой системы США. Бюджетное устройство и бюджетный процесс. Состояние государственного долга и тенденция развития.

Бюджетное устройство США.

бюджет США выполняет три основные функции: содержание государственной машины, перераспределение доходов между социальными слоями населения и территориями в целях обеспечения благоприятного социального климата, использование бюджета в качестве инструмента для стимулирования экономического роста, поддержания условий развития предпринимательства.

Федеративное устройство США обуславливает очень важную особенность бюджетно-налогового процесса: четкое взаимодействие трех систем – государственных доходов, государственных расходов и межбюджетных отношений («бюджетного федерализма»). Система государственных расходов включает подготовку проекта бюджета, его доработку в исполнительных органах («утряску»), утверждение в Конгрессе и контроль за исполнением. Система государственных доходов – это совокупность налогов и неналоговых платежей, существующих в государстве и обеспечивающих его расходы, механизмы сбора доходов и контроля над ними, а также законодательное обеспечение бюджетных поступлений.

Бюджет подразумевает наличие доходной и расходной частей.

Бюджетные дефициты допускаются (в идеале) на короткое время и при условии, что они будут в последствии компенсированы в результате более успешного функционирования экономики и увеличения бюджетных поступлений.

Важнейшая и сложнейшая задача – создание и поддержание системы бюджетно-налогового федерализма. В США решение проблемы бюджетного федерализма основано прежде всего на наличии собственных источников поступления у каждого уровня власти, а также на «помощи сверху», которой охвачены все штаты и местные органы власти.

Федеральный бюджет США – часть общего механизма принятия и исполнения экономических решений на высшем уровне.

Принципиальная особенность бюджетно-налоговой политики и бюджетной системы США – их неразрывная связь с состоянием экономики и хозяйственной политики государства. Все американские бюджетные мероприятия разрабатываются и проводятся в русле общеэкономической государственной стратегии.

Бюджетный процесс в США имеет три основных этапа, каждый из которых взаимосвязан с другими:

-составление бюджета президента;

-работа Конгресса над бюджетом;

-исполнение бюджета.

1. Составление бюджета президента.

Бюджет США состоит из нескольких томов, излагающих финансовые предложения президента и порядок распределения средств. Основное внимание уделяется предстоящему бюджетному году. Бюджетные показатели охватывают и последующие четыре года, чтобы отразить действие бюджетного решения на длительный срок. Президент устанавливает общие направления бюджетной и финансовой политики

2. Работа Конгресса.

Конгресс рассматривает проект президентского бюджета, вносит изменения, одобряет или отклоняет его. Он может изменить уровень финансирования, отменить программы или внести другие изменения. Конгресс может отменить или ввести налоги и другие источники доходов или внести изменения, влияющие на величину собираемых доходов.

государственный долг США Продолжает увеличиваться в среднем на $1.49 миллиарда в день с Сентября.

В октябре-декабре 2008 г. долг увеличен на $550 миллиардов. Еще $368 млрд будут взяты в долг в I квартале 2009 года. Об этом говорится в официальном заявлении Государственного казначейства США.

Государственный долг CША за вычетом обязательств перед военными пенсионерами сейчас составляет около 11,3 трлн долларов, что составляет около 80% от ВВП.

Внешний госдолг на март 2009 года был примерно равен 28% от общей величины обязательств. Крупнейшими кредиторами США в порядке убывания являются Китай, Япония, группа стран - экспортёров нефти, карибские офшоры, Бразилия, Великобритания и Россия.

Финансовая система Германии и характеристика ее звеньев. Бюджетное устройство и бюджетный процесс в ФРГ. Государственный долг и тенденция развития.

ФРГ входит в число ведущих держав мира. Обладает значительным эк-им и научно-техн-им потенц-ом, занимает 3-е место, после США и Японии, по объёму промыш-го произв-а, явл-ся главным экспортёром тов-в и услуг. В последние годы Г значительно увеличила своё участие в международной миграции капиталов и превратилась в одного из крупнейших импортёров и экспортёров капитала. По уровню произв-ти труда в обрабатывающей промыш-ти, нац-го дох-а на душу населения ФРГ опережает США и др. ведущие страны мира.

Финансовая система ФРГ состоит из звеньев: федеральный бюджет, бюджеты 16 земель, общин, спец-ые правительственные и внебюдж-ые фонды, финансы Федеральной железной дороги (Бундесбан) и Федеральной почты (Бундеспост), гос-ых пред-ий, органов соц-го страх-я, федерального ведомства по труду. Вся страна разбита на фин-ые округа. Связующим звеном между бюд-ом федерации и бюд-ми земель явл-ся высшие фин-ые дирекции( объединяют несколько фин-ых округов).

Формально все звенья бюджетной системы автономны, т. е. самостоятельно составляют бюджет, взимают налоги, сборы, расходуют средства на выполнение функций, подпадающих под их юрисдикцию.

Бюджетное устройство, бюджетный процесс: Орг-ция и принципы построения бюд-ой системы представляют собой б-тное устройство страны. Бюджет (б-т) выступает главным звеном финансовой системы ФРГ, его стр-ра и бюдж-етный процесс соотв-ют федеративному хар-ру гос-го строя. В гос.б-т включаются доходы и расходы трех уровней административного упр-я - федерации (центральный б-т), земель (региональные б-ты), и общин (местные б-ты). Сводный (консол-ый) госб-т получается путем сложения дох-в и расх-в б-тов всех 3-х уровней за вычетом межб-тных трансфертов (субсидий, дотаций). С 1974 г. в госб-т вкл-ся ср-ва фонда соц-го страх-я и соц-го обесп-я.

Бюджетный год в ФРГ совпадает с календарным. Федеральный б-т (ФБ) утверж-ся бундестагом (парламентом). Состав-ие, утверж-е и исполн-е ФБ-а предусм-ет опред-е ожидаемых дох-в и расх-в в б-тном плане и ведение б-тного учета, фактическое отражение исполнения б-та.

Составление центрального б-та: министерства и ведомства направляют в Минфин предполагаемые сметы расх-в на след-ий год (за 9 месяцев). Минфин на основе прогнозируемых дох-в уточняет расходную часть б-та и передает проект б-та на утверж-ие федеральному прав-ву. Одобренный кабинетом министерств проект б-та направл-ся на утверж-е в законодат-ые органы. Сначала бюджет направляется в бундесрат (рассм-ся в течение 3-х недель). Из бундесрата законопроект о б-те направл-ся бундестаг. В случае внесения одной из палат парламента поправок в б-т, он возвращ-ся на повторное рассм-ие. После принятия законопроекта бундестагом законопроект подпис-ся главой прав-ва и стан-ся законом.

В те же сроки в такой же последовательности составляются проекты бюджетов земель и общин. Однако если федеральное прав-во формально не имеет права контролировать финансы земель, то земли обязаны установить контроль за б-тами общин. Б-ты земель утверж-ся ландтагами на один год, но в отдельных случаях могут быть рассчитаны на более длит. период. Для покрытия кассового разрыва в связи с тем, что налоги поступают неравномерно, земли имеют право выпускать кр/ср-ые займы. Во всех других случаях к займам прибегают с особого разрешения.

Высшим контрольным органом ФРГ в области гос.финансов явл-ся федеральная счетная палата. Отчет об исполнении бюд-та сост-ся Минфином и напр-ся в парламент и сч. палату. После закл-ия сч. палаты парламент утверждает закон об исполнении б-та.

Бюджетная политика ФРГ подчиняется общим целям эк-ой политики и опирается на отлаженный в послевоенный период механизм ее реализации, на богатый арсенал средств и методов формирования доходных и расходных статей госбюджета.

Налоговая система ФРГ включает прямые и косвенные налоги. Основными плательщиками налогов явл-ся рабочие и служащие. На их долю приходится около 70% всех налоговых поступлений в стране. Налоговое обложение не ограничивается только федеральными налогами. Оно дополняется взносами на социальное страхование и местными налогами.

Налоговая система ФРГ: К косвенным налогам ФРГ относят НДС, земельный налог с оборота, индивидуальные акцизы (на нефтепродукты, табак, кофе), налог с оборота импорта, фискальная монополия и тамож-е пошлины. НДС занимает гл. место среди косвенных налогов. На его долю приходится около 43% всех косвенных налоговых поступлений в стране.

НДС облагается конечный потребитель в частной и государственной сфере потребления товаров и услуг. Применяются две ставки НДС: общая (14%) и льготная (7%).

В ФРГ развилась практика введения спец-ых платежей, кот-е предусматривают особую фин-ую ответст-ть плательщика за решение задач гос-го финансирования.

Обязательным общегосударственным налогом явл-ся церковный налог. Забота о сохранении естественной среды обитания повлекла за собой введение "экологического налога", который, в сущности, является добавкой к поземельному налогу.

Кроме налоговых поступлений доходы центрального бюджета складываются из прибыли от экономической деятельности гос-ых предприятий и рентных платежей. В эту статью доходов регулярно вкл-ся многомиллиардная прибыль ЦБ ФРГ. Несколько меньшее значение имеют поступления процентных выплат за предоставленные межгосударственные кредиты, дох-ы от участия в капитале, а также средства от реализации этих участий.

Специальные правительственные фонды - важное звено фин-ой системы ФРГ. По объему эти фонды стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования - это фонды страхования по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, страхование от несчастных случаев, страхование на случай болезни, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму. Средства фондов образуются за счет трех источников: обязательных отчислений, взносов предпринимателей и государственных субсидий из федерального бюджета. Наибольшую долю составляют отчисления предпринимателей.

Система пенсионного обеспечения Германии содержит сочетание двух систем финансирования обеспечения граждан в старости: перераспределительную и накопительную. Эта система называется "системой трех уровней": 1- около 80% всех пенсионных выплат в основном финансируется перераспр-ым сп-бом- охватывает обязательное пенсионное страхование всех работников по найму. 2 и 3- уровни пенсионного обеспечения из фондов предприятий и частные накопления, финансируются накопительным способом.

В финн-ую систему страны входят внебюджетные фонды, находящиеся в распоряжении центрального правительства: Фонд выравнивания бремени войны, Фонд развития европейской эк-ки и др. целевые фонды.

Наряду с ростом государственной задолженности увеличивается и кредитная деятельность государства. На протяжении нескольких последних лет сумма предоставленных кредитов превышает сумму полученных займов. ФРГ размещает займы внутри страны и за границей.

Рынок государственных ценных бумаг Г - четвертый крупнейший междунар-ый рынок правительственных обяз-в после США, Я. и Велик.

Для финан-ия гос-го долга федеральное прав-во выпускает след. виды ц. б-г: облигации ФРГ; федеральные обл-ии; долговые сертификаты; федеральные кассовые обл-ии; сберегательные сертификаты; казначейские фин-вые обяз-ва; бес%ые казначейские сертификаты.

Большая часть государственного долга ФРГ размещена у банков , сберегательных касс и Фонда соц.страх-ия. Кредиторами прав-ва в выступает гос-ая кредитная система: государственные ипотечные и специальные банки, Бундесбанк.

Суммарный гос. долг Г в 2008 г. достиг рекордного уровня(1,5 трлн евро).

Ипотечные ссуды

Ссуда под залог недвижимости (ипотека) - один из важнейших источников долгосрочного финансирования. Владелец имущества получает ссуду у залогодержателя и в качества обеспечения возврата долга передает последнему право на преимущественное удовлетворение своего требования из стоимости заложенного имущества в случае отказа от погашения задолженности.

Наиболее распространенными объектами залога являются земля и недвижимость, находящаяся в собственности юридических и физических лиц.

Лизинг - трехсторонние отн-ия, в которых лизинговая компания по просьбе и указанию пользователя приобретает у изготовителя транспортные ср-ва и оборудование и сдает их этому пользователю во временное пользование. Затем участники вновь арендуют оборудование у его владельцев, сохраняя тем самым право эксплуатировать его и владеть продуктом, который явл-ся рез-том функционирования проекта.

Плательщики налогов

физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения;

Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

+--------------------------------------+-------------------------+

¦ Стоимость имущества ¦ Ставка налога ¦

+--------------------------------------+-------------------------+

¦До 300 тыс. рублей ¦До 0,1 процента ¦

¦От 300 тыс. рублей до 500 тыс. ¦От 0,1 до 0,3 процента ¦

¦Свыше 500 тыс. рублей ¦От 0,3 до 2,0 процента ¦

+--------------------------------------+-------------------------+

Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Льготы по налогам

От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца.

Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия.

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей.

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.

Порядок исчисления налога

Сумма налога исчисляется налогоплательщиком самостоятельно как произведение налоговой базы, установленной по каждому объекту налогообложения, и ставки налога, установленной для каждого объекта налогообложения.

В случае, если один игровой стол имеет более одного игрового поля, ставка налога по указанному игровому столу увеличивается кратно количеству игровых полей.

Налоговая декларация за истекший налоговый период представляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Операционные.

Операционные бюджеты включают:

б.продаж; производственный б.; б. запасов; б. прямых материальных затрат (бюджет затрат на сырье, материалы); б. общепроизводственных расходов (хоз. расходы, вспомогательные расходы); б. управленческих расходов (организационных расходов); б. коммерческих расходов.

Эти бюджеты составляются по каждому подразделению или по каждому виду продукции.

На основании операционных бюджетов составляются: основные (финансовые) бюджеты, вспомогательные и специальные бюджеты.

Основные бюджеты включают:

- прогнозный баланс;

- бюджет движения денежных средств;

- бюджет доходов и расходов.

Вспомогательные бюджеты. К ним относятся:

- кредитный бюджет;

- бюджет налоговых платежей;

- бюджет капитальных затрат.

Специальные бюджеты показывают распределение отдельных статей основных бюджетов и не связаны между собой. Например, бюджет чистой прибыли, бюджеты отдельных проектов.

В каждой организации набор бюджетов свой.

Целесообразно начинать процесс бюджетирования с составления БЮДЖЕТА ПРОДАЖ. Бюджет продаж строится на основе прогноза продаж. Прогноз продаж составляется отделом маркетинга.

Бюджет продаж также включает расчет уровня складских запасов (на начало и на конец каждого планового периода). Также бюджет продаж должен включать бюджет возникновения и погашения ДЗ.

Бюджет продаж дополняется бюджетом необходимых платежей, связанных с продажей.

После составления бюджета продаж предприятие составляет ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ.

Для составления этого бюджета делаются предположения о поведении затрат (постоянных и переменных), составляется смета затрат.

Далее составляется БЮДЖЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ, а также БЮДЖЕТ ЗАКУПОК (делается выбор , какие цены будут использоваться: цены продаж или цены закупок ), т.е. из-за возможных различий в условиях оплаты бюджет закупок не отражает реальной потребности в денежных средствах.

Для планирования всех денежных поступлений и выплат предприятий составляется БЮДЖЕТ ДВИЖЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ (КАССОВЫЙ БЮДЖЕТ). Этот бюджет также показывает наличие денежных средств в различные периоды времени и потребность в дополнительных источниках денежных средств, необходимых для покрытия временного дефицита.

Таким образом, у предприятия возникает кассовый разрыв (несоответствие срока поступлений и выплат денежных средств), для ликвидации которого предприятие может привлечь кредит. После чего составляется скорректированный бюджет денежных средств.

Бюджет движения денежных средств дополняется бюджетом поступлений денежных средств, а также бюджетами по выплатам (бюджет оплаты закупок, бюджет оплаты переменных расходов, бюджет оплаты постоянных расходов, сводный бюджет оплаты расходов).

Такими образом, бюджетирование (составление бюджетов) является составной частью финансового планирования, т.е. инструментом как для планирования, так и для контроля. Бюджет представляет собой план или норматив, выраженную в стоимостных показателях программу действий в области производства, , закупок или товаров, реализации произведенной продукции и т.д.

Планирование прибыли хозяйствующих субъектов и факторы ее роста.

Прибыль является основным фактором экономического и социального развития не только для предприятия, но и для экономики страны в целом.

Поэтому экономически обоснованное планирование прибыли на предприятиях имеет очень большое значение.

Прибыль планируется раздельно по видам, а именно:

· прибыль от продажи продукции и товаров;

· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;

· прибыль от реализации основных средств;

· прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;

· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;

· прибыль (убыток) от внереализационных операций.

Основными методами планирования прибыли являются:

· метод прямого счета;

· аналитический метод;

· метод совмещенного расчета.

Метод прямого счета

Данный метод наиболее распространен на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Он применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и акцизов и полной ее себестоимостью.

П = (О × Ц) - (О × С),где О-объем выпуска продукции в планируемом периоде в натуральном выражении;

Ц-цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов); С - полная себестоимость единицы продукции.

Аналитический метод

Этот метод применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу, так как он позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяется отдельно.

Исчисление прибыли аналитическим методом включает три последовательных этапа:

1) определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за тот же период;

2) исчисление объема товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на товарную продукцию исходя из базовой рентабельности;

3) учет влияния на плановую прибыль различных факторов: снижение себестоимости сравнимой продукции, повышение ее качества и сортности, изменение ассортимента, цен и т.д.

После выполнения расчетов по всем трем этапам определяется прибыль от реализации товарной продукции.

Метод совмещенного расчета

В этом случае применяются элементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценах планируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методом прямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменение себестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и др., выявляется с помощью аналитического метода.

Факторы роста прибыли:

1)увеличение выпуска продукции;

2)улучшение качества продукции;

3)продажа излишнего оборудования и др. имущ-ва или сдача его в аренду;

4)снижение себ-ти продукции засчет более рац. исп-я мат.ресурсов;

5)расширение рынка продаж.

Можно сделать 2 вывода:

1. Эффективность использования заемного капитала зависит от соотношения между рентабельностью активов и процентной ставкой за кредит. Если ставка за кредит выше рентабельности активов - использование заемного капитала убыточно.

2. При прочих равных условиях больший финансовый рычаг дает больший эффект.

Рентабельность активов – важный для предприятия показатель, выражающий эффективность использования основного и оборотного капитала.

ЭФР – это приращение к рентабельности собственного капитала, полученное благодаря привлечению кредита, несмотря на его платность и уплату налога на прибыль. Т.е. предприятие должно предусматривать такую рентабельность активов, чтобы денежных средств было достаточно на уплату процентов за кредит и уплату налога на прибыль.

Чем больше сила воздействия фин. рычага, тем выше у предприятия уровень финансового риска, и в этом случае:

· для коммерческого банка возрастает риск непогашения кредита и процентов по нему;

· для инвестора увеличивается риск снижения дивидендов на принадлежащие ему акции предприятия-эмитента с высоким уровнем финансового риска.

Финансовый рычаг (финансовый леверидж) характеризует использование предприятием заемных средств, которые влияют на измерение коэффициента рентабельности собственного капитала.

Финансовый рычаг – объективный фактор, появляется с возникновением заемных средств, позволяющих получить дополнительную прибыль.

Превентивные методы

(обяз-ть регистрир-тья в кач-ве нал.плат-ка, обяз-ть представлять деклар-ции, обяз-ть удерживать нал-ги у источника)

1.2. Штрафные налоги(в США: нал. на неразумное аккумулирование прибыли и др)

Адм. огр-ния

(оператив. вмешат-во в д-ть нал.плат-ков, напр-ную на уклонение)

3. Судеб. механизм (в США судеб. доктрины: деловой цели, вытянуто

Наши рекомендации