Практика определения конкурентоспособности товара основы-

Вается на сравнительном анализе его совокупных характеристик

С товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных

Потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена ко-

Личественно через показатель конкурентоспособности.

Известно несколько способов определения этого важнейшего

Показателя. Остановимся на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкурентоспо-

Собности техники является цена потребления этого товара, которая

Определяется из выражения

цена потребления;

- цена приобретения новой техники;

Издержки у потребителя, связанные с использованием новой техни-

Ки за весь нормативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные катего-

Рии. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются

Единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т. е.

Покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вто-

Рых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе

Пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы

(энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслужива-

Ние и др.

Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно

Определить по формуле

Где годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с от-

числениями в единый социальный фонд;

годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

Годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные материа-

Лы, связанные с эксплуатацией техники,

Годовая величина амортизации,

- прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Нормативный срок службы.

Окончательный вид формулы цены потребления с учетом пре-

дыдущей формулы и дисконтирования примет вид:

Где Е —ставка дисконтирования.

По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает,

И соответственно увеличивается их доля в цене потребления.

На основе этих противоположных тенденций формируется

Удельная цена потребления, которая в определенный момент дости-

Гает своего минимума, т. е. становится оптимальной. Период, за ко-

Торый достигается оптимальный уровень цены потребления при

Нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономиче-

Ским ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить

Пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести

Его капитальный ремонт, т. е. восстановить в той или иной степени

Экономический ресурс, который должен находиться в непосред-

Ственной близости к установленным срокам полного амортизаци-

Онного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (тех-

Ники) означает очень многое, в первую очередь, как этот товар про-

Явит себя при эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления

Товара, тем выше его конкурентоспособность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая тех-

Ника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти

параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоста-

Вимый вид.

Технические параметры при этом методе определения конку-

Рентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все

Же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и

Цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности то-

Вара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость

Производства и реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которо-

Го издержки на производство и реализацию являются минимальны-

Ми, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-кон-

Курентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более

Конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестои-

Мость. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание.

Дело в том, что в России цены на многие товары достигли максиму-

Ма, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В этих

Условиях предприятия должны обращать внимание не только на

Уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее про-

Изводства и реализации. Это совершенно новая ситуация для пред-

приятии, а руководители многих из них в психологическом плане

Не готовы к этому.

Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении това-

Ров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной

Цены.

Согласно этому методу вначале определяются количественные

Показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (то-

Вара) по формуле

где КП —комплексный показатель уровня качества товара;

Кт —комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПт—комплексный показатель технического уровня,

Комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентоспособно-

сти сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

Наши рекомендации