Практика определения конкурентоспособности товара основы-
Вается на сравнительном анализе его совокупных характеристик
С товарами-конкурентами по степени удовлетворения конкретных
Потребностей и по цене потребления.
Конкурентоспособность продукции может быть выражена ко-
Личественно через показатель конкурентоспособности.
Известно несколько способов определения этого важнейшего
Показателя. Остановимся на более распространенных.
Первый способ. Критерием для определения конкурентоспо-
Собности техники является цена потребления этого товара, которая
Определяется из выражения
цена потребления;
- цена приобретения новой техники;
Издержки у потребителя, связанные с использованием новой техни-
Ки за весь нормативный срок ее службы.
Для покупателя все расходы делятся на две основные катего-
Рии. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществляются
Единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т. е.
Покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вто-
Рых, это переменные затраты, осуществляющиеся в процессе
Пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы
(энергия, сырье, рабочая сила и т. п.), текущий ремонт и обслужива-
Ние и др.
Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно
Определить по формуле
Где годовой фонд заработной платы обслуживающего персонала с от-
числениями в единый социальный фонд;
годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;
Годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазочные материа-
Лы, связанные с эксплуатацией техники,
Годовая величина амортизации,
- прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;
Нормативный срок службы.
Окончательный вид формулы цены потребления с учетом пре-
дыдущей формулы и дисконтирования примет вид:
Где Е —ставка дисконтирования.
По мере старения изделия сумма переменных затрат возрастает,
И соответственно увеличивается их доля в цене потребления.
На основе этих противоположных тенденций формируется
Удельная цена потребления, которая в определенный момент дости-
Гает своего минимума, т. е. становится оптимальной. Период, за ко-
Торый достигается оптимальный уровень цены потребления при
Нормальной интенсивности эксплуатации, называется экономиче-
Ским ресурсом изделия.
С выработкой этого ресурса потребитель должен прекратить
Пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести
Его капитальный ремонт, т. е. восстановить в той или иной степени
Экономический ресурс, который должен находиться в непосред-
Ственной близости к установленным срокам полного амортизаци-
Онного списания.
Таким образом, для покупателя цена потребления товара (тех-
Ники) означает очень многое, в первую очередь, как этот товар про-
Явит себя при эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления
Товара, тем выше его конкурентоспособность.
Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая тех-
Ника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти
параметры разнятся, то необходимо привести варианты в сопоста-
Вимый вид.
Технические параметры при этом методе определения конку-
Рентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все
Же учитываются в стоимостных параметрах (в продажной цене и
Цене потребления).
Второй способ. При определении конкурентоспособности то-
Вара по этому способу учитываются два критерия: себестоимость
Производства и реализации товара и уровень его качества.
Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которо-
Го издержки на производство и реализацию являются минимальны-
Ми, а уровень качества более высокий по сравнению с товаром-кон-
Курентом.
При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов более
Конкурентоспособным является тот, у которого ниже себестои-
Мость. На это обстоятельство стоит обратить особое внимание.
Дело в том, что в России цены на многие товары достигли максиму-
Ма, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В этих
Условиях предприятия должны обращать внимание не только на
Уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее про-
Изводства и реализации. Это совершенно новая ситуация для пред-
приятии, а руководители многих из них в психологическом плане
Не готовы к этому.
Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении това-
Ров-конкурентов с учетом их технического уровня и продажной
Цены.
Согласно этому методу вначале определяются количественные
Показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (то-
Вара) по формуле
где КП —комплексный показатель уровня качества товара;
Кт —комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;
КПт—комплексный показатель технического уровня,
Комплексный показатель надежности.
На втором этапе определяются показатели конкурентоспособно-
сти сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения: