Инновационная политика предприятия
Правильная инновационная установка - это постановка задачи создания новаторской организации, в которой изменения - норма, а не исключение. Главной движущей силой инновации в такой новаторской организации есть высшее руководство. А самая первая и важная задача высшего руководства - превращать полусырые идеи в конкретную реальность. Ведь на ранних стадиях все идеи выглядят равно невыполнимыми или равно привлекательными. В новаторской организации высшее руководство ставит перед собой задачу регулярно встречаться с персоналом на совещаниях и дискуссиях, где обсуждаются возможности и перспективы организации.
У каждой организации должна быть своя стратегия, которой должна соответствовать и своя организационная структура управления. Мало того, всякой технологии соответствует своя структура управления.
Совершенствование технологий сделало организационные иерархические структуры управления более плоскими, и одновременно массовое производство перестало быть единственным способом достижения низкой себестоимости: появилась концепция массового производства на заказ, что полностью изменило облик производства и бизнеса.
Традиционная ориентация работы предприятий на объем выпускаемой продукции может привести к огромным потерям, так как истинная эффективность определяется массой прибыли. Такая ситуация в настоящее время складывается на предприятиях Республики Беларусь, когда при значительных темпах роста выпуска продукции рентабельность уменьшается, существенно растут производственные запасы материальных ресурсов и нереализованной готовой продукции.
Без четко выраженной стратегии и эффективного управления предприятием оно может выжить лишь по чистой случайности.
Инновационная политика предприятия – это совокупность направлений и методов воздействия хозяйственного механизма на производство новых продуктов и технологий /1.2/. Инновационная политика решающим образом влияет на их
будущее и является важным источником конкурентных преимуществ. Её конечная цель - разработка инновационных проектов. Она решает следующие основные задачи:
- быстрая и чёткая адаптация производства к постоянно меняющимся условиям конкретных рынков;
- внесение соответствующих корректив в текущие и среднесрочные планы;
- минимизация затрат в связи с изменениями планов.
При разработке инновационной политики предприятия целесообразно предусмотреть:
соответствие её мероприятий законодательным и иным нормативно-правовым актам регулирования инновационной деятельности в Республике Беларусь;
поддержание явным образом сегодняшние и будущие источники конкурентного преимущества предприятия;
достижение экономического, научно-технического, экологического и социального эффектов инвестиций в новации;
получение прибыли на инвестируемый капитал;
эффективное использование средств на осуществление инновационных проектов; использование государственной поддержки с целью повышения эффективности инвестиций в новации;
привлечение инвестиций из различных источников (международных и иностранных организаций, льготных кредитов банков, фондов и др.);
использование государственного потенциала финансирования и льгот, получаемых от государства и другие вопросы.
Выбор направления инновационной политики – это формирование совокупности альтернативных целей или задач, которые необходимо реализовать в будущем. Инструментом такого выбора является стратегическое планирование инноваций, цель которого – выработка стратегии инновации, то есть описание направлений поиска и развития инноваций, способов и средств для достижения выбранной цели, технико-экономического обоснования инновации.
Разработка инновационной политики предполагает обоснованное решение следующих задач:
1) определение и согласование целей развития и инновационных целей с предпринимательскими целями и стратегиями предприятия;
2) определение портфеля проектов инновационного комплекса;
3) выпуск принципиально новой продукции, не имеющей на рынке аналогов по назначению;
4) выпуск новых для данного предприятия видов продукции, имеющих аналоги и коммерческий успех на рынке;
5) ориентацию производства на техническое обновление выпускаемой продукции;
6) ориентацию производства на выпуск традиционных товаров, устаревших, но пользующихся спросом на отдельных рынках, что требует решения вопроса о целесообразности сохранения и на какой срок налаженного производства продукции по налаженной технологии или перехода на новую технологию;
7) организационную реконструкцию инновационного комплекса;
8) разработку направлений его развития.
При этом, устанавливая приоритеты инвестирования в инновации, следует иметь в виду, что последние могут быть и у конкурентов, их можно купить, получить по лицензии или скопировать, но есть и такие, в развитии которых нужно добиваться первенства. Предприятие не должно всё делать само, но оно не может никому уступить развитие направлений, имеющих ключевое значение для сохранения конкурентных позиций и преимуществ. Нужно реально оценивать также величину расходов и времени на реализацию инновационной политики.
Правильно сформулированная инновационная политика имеет для предприятия важное значение, поскольку позволяет оценить перспективы развития рынка и возможности для концентрации ресурсов на наиболее перспективных направлениях хозяйственной деятельности. Такая политика должна обеспечить непрерывное совершенствование и обновление выпускаемой предприятием продукции, что выдвигает на первый план вопросы организации и проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что способствует наращиванию научно-технического потенциала предприятий для последующих нововведений.