Экономическая эффективность производства продукции растениеводства в ОАО «Агрофирма «Раздолье»

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г.
зерно подсолнечник зерно подсолнечник зерно подсолнечник
Урожайность, ц /га 6,6 6,8 14,8 9,2 4,7
Трудоемкость 1 ц., чел.-ч. 102,59 154,04 165,95 77,00 36,31 103,11
Производственная себестоимость 1 ц., руб. 194,04 2716,76 1023,99 401,53 1125,09
Полная себестоимость 1 ц. руб. 636,95 2898,21 276,41 772,65 519,31 1125,13
Цена реализации 1 ц, руб. 505,81 2547,74 539,57 1204,46 618,33 1447,95
Окупаемость производственных затрат, руб. 263,04 409,98 311,77 -169,02 -484,42 -178,54
Расчетная прибыль руб. на 1 га 1070,03 3064,12 -1017,81 -905,78 1341,75 3542,22
1 ц 92,99 412,49 -131,14 -350,48 263,16 431,8
1 чел.-ч 110,68 260,45 -74,52 -129,47 174,57 354,22
На 1 руб. производственных затрат 0,45 1,21 -0,16 -0,11 0,32 0,58
Уровень рентабельности, % -67,58 -12,90 25,7 31,22    

В таблице 4 сильно отличаются показатели 2010 года - они гораздо меньше. Это связано с потерей после пожаров и высокими производственными затратами связанными, в основном, с ростом цен на ГСМ, запасные части, минеральные удобрения, электроэнергию. Подсолнечник же имеет средний уровень рентабельности в 2010 г.. Но уже в 2011 году в ОАО «Агрофирма «Раздолье» все стабилизировалось и снова уровень рентабельности в “+”. Это говорит о том, что на предприятии есть достаточно средств, чтобы «держаться на плаву», конечно, не без помощи государства. После пожаров в 2010 г. государство стало выдавать субсидии сельскохозяйственным предприятиям, а также руководство ОАО «Агрофирма «Раздолье» позаботилось о страховании посевов.

Обеспечение экономической безопасности, особенно продовольственной, является сегодня первейшим условием не только сохранения государственности, но физического выживания населения. Отрасль растениеводства должна производить столько дешевой продукции земледелия, чтобы обеспечить продовольственную безопасность населения области.

Оценка экономической эффективности растениеводства как отрасли в целом осуществляется с помощью стоимостных показателей.

1) Стоимость валовой продукции, сумма валового дохода и прибыли в расчете на 1 работника, один затраченный человеко-час., 100 га сельскохозяйственных угодий, 100 руб. производственных основных средств;

2) Сумма производственных затрат в расчете на 1 рубль стоимости продукции;

3)Уровень рентабельности производственной, а также реализованной продукции растениеводства в целом;

4)Норма прибыли.

Анализ динамики и эффективности производства продукции.

Эффективность производства - это экономическая категория, отражающая сущность процесса расширенного воспроизводства. Важно отметить, что все авторы различают понятия "эффекта" и "экономической эффективности". Эффект - это следствие, результат тех или иных мероприятий, проводимых на предприятии. Только по одному эффекту недостаточно судить о целесообразности проводимых мероприятий. На эти вопросы наиболее полный ответ даст показатель экономической эффективности. Экономическая эффективность определяется путем сопоставления полученного эффекта с использованными ресурсами или затратами.

В экономике предприятия эффективность в самом общем виде означает результативность производственно-хозяйственной деятельности, соотношение между достигнутыми результатами и затратами живого и овеществленного труда. Уровень эффективности характеризует уровень развития производительных сил и является важнейшим показателем развития экономики. На предприятии затраты имеют форму авансируемого основного и оборотного капитала, а конечные результаты - форму прибыли. Таким образом, показатель экономической эффективности дает представление о том, какой ценой предприятие получает прибыль.

В ОАО «Агрофирма «Раздолье» в животноводстве положение очень плохое. За период 2010-2011 гг. рентабельность мясного производства упала до -8%. Что говорит о запущенности производства и нехватки квалифицированных кадров. В 2009 году этот самый показатель составлял 13%. Предприятию необходимо срочно принимать меры или закрывать производство животноводческой продукции.

Организация сбыта продукции.

Процесс производства продукции заканчивается ее сбытом. Именно поэтому данная стадия жизненного цикла продукции является своего рода оценочной, так как на основании того, насколько легко и выгодно реализованы произведенные товары, можно судить о правильности стратегической политики предприятия, эффективности всех его звеньев.

Важное значение сбыта в деятельности предприятия (особенно в рыночных условиях) определяется тем, что в процессе реализации продукции уточняются запросы потребителей, что, в свою очередь, помогает предприятию укреплять свои позиции на рынке.

Технологически процесс сбыта включает в себя складирование готовой продукции, ее хранение, доработку (если это требуется), транспортировку, доставку к торговым (оптовым и розничным) организациям, предпродажную подготовку, собственно продажу продукции, а в ряде случаев и послепродажное обслуживание.

Сбытовая политика предприятия строится на результатах маркетингового анализа рынка. Основными целями такого анализа являются изыскание путей наиболее полного удовлетворения запросов потребителей, повышение объема продаж, наиболее полное использование ресурсов предприятия, снижение коммерческих рисков.

Пути совершенствования процессов управления производством продукции растениеводства на предприятии.

Наши рекомендации