Сущность товарного производства, причины его возникновения и существования
Товарное производство представляет собой такую организацию общественного производства, при которой экономические отношения между людьми проявляются через куплю-продажу продуктов их труда.
Товарное производство- это специфический способ отношений между товаропроизводителями и потребителями, измерения труда и включения его в совокупный труд общества. Товарное производство - это производство продуктов для обмена, продажи.
Для возникновения товарного производства необходимы определенные условия. Прежде всего необходимо общественное разделение труда, т.е. обособление различных видов производственной деятельности людей. Общественное разделение труда порождает специализацию отдельных производителей и необходимость обмена продуктами труда между ними.
Вторым условием возникновения товарного производства является обособление собственников средств производства. Собственниками не обязательно должны быть только частные лица, ими могут быть и коллективные владельцы средств производства: товарищества, кооперативы, государство.
Необходимость данного условия объясняется тем, что одного разделения труда недостаточно для превращения продукта труда в товар. Так, например, разделение труда существовало еще в первобытной общине, но внутри такой общины не существовало ни товарного производства, ни товарного обмена, так как здесь при переходе продуктов производства от одного члена общины к другому не происходило смены собственника на эти продукты: собственником продуктов оставалась община.
При экономическом обособлении собственников средств производства переход продукта от одного собственника к другому означает смену собственника: при всяком акте купли-продажи продукт действительно отдается, собственность на него уступается другому и продукт труда становится товаром.
Таким образом, товарное производство возникает лишь при двух условиях: при наличии развитого общественного разделения труда и обособленных собственников средств производства, которые посредством купли-продажи обмениваются продуктами своего труда. Продукт труда превращается в товар, поскольку производится для обмена (продажи) на рынке, а производитель становится товаропроизводителем.
Производство товаров всегда является общественным процессом. Во-первых, собственники средств производства производят товары не изолированно друг от друга, а общаясь и взаимодействуя друг с другом, так как товарное производство основано на широком общественном разделении труда. Во-вторых, труд отдельного товаропроизводителя носит общественный характер, так как он необходим обществу в лице тех, кто нуждается в его товаре.
В условиях частной собственности на средства производства положение товаропроизводителя противоречиво: его труд обособлен, ведется за собственный счет и рассчитан на неизвестного потребителя; общественная значимость его труда, затраченного на производство товара, будет подтверждена лишь в том случае, если товар найдет на рынке покупателя, будет куплен. Труд товаропроизводителя одновременно является и обособленным (частным), и общественным.
Каждый товаропроизводитель своим трудом удовлетворяет часть общественной потребности в определенной потребительной стоимости, поэтому труд каждого товаропроизводителя носит общественный характер. Однако этот общественный характер труда скрыт его частной формой и проявляется только в процессе обмена. Но в момент обмена он выступает как одинаковый общечеловеческий труд, воплощенный в разнородных товарах, т. е. как труд абстрактный.
Противоречие между общественным характером труда и его обособленностью является основным противоречием товарного производства, основанного на частной собственности. Оно проявляется в противоречии между конкретным и абстрактным трудом, между потребительной стоимостью и стоимостью товара.
Применительно к отдельному товару это противоречие разрешается на рынке, но вместе с тем оно постоянно воспроизводится как противоречие товарной организации общественного производства в целом.
Включение в состав совокупного общественного труда - самая сложная и жизненно важная проблема для каждого товаропроизводителя, так как в противном случае он не сможет продать свой товар и понесет потери или даже разорится. Эта проблема осложняется изменениями структуры общественных потребностей, что вызывает необходимость изменений в структуре общественного производства и в структуре совокупного общественного труда.
54. Факторы производства, их взаимодействие и комбинацияЦена – денежное выражение стоимости товара.
Регулирующее действие закона стоимости реально производится через экономические функции цены:
· Ориентирующая функция цены.
· Уравновешивающая функция цены.
· Учетная функция цены. Все затраты и результаты, как индивидуального, так и общественного производства, могут быть учтены и рассчитаны только как соответствующая сумма цен товаров.
· Распределительная функция цены. Первоначально цены предопределяют распределение ресурса между отраслями, а затем распределяют доходы между конкретными товаропроизводителями. Результат – развитие структуры национальной экономики и приведение ее в соответствие со структурой и динамикой общественной потребности.
· Стимулирующая функция цены. Цена побуждает товаропроизводителя постоянно снижать издержки, т.к. только при этом условии можно увеличить объем полученной прибыли.
· Дифференцирующая функция цены. Перераспределение доходов приводит к обогащению одних и к разорению других товаропроизводителей. Дополнительные доходы позволяют расширять производство, а убытки вынуждают сокращать объем производства.