Возникновения монополий и причины их существования

Монополией называется абсолютное доминирование на рынке, когда один производитель товаров или услуг обеспечивает подавляющую часть спроса.

Возникновение монополий по экономическим причинам обусловлено различиями в эффективностью функционирования различных производителей товаров и услуг. Если какая-то компания в состоянии поддерживать уровень удельных издержки ниже чем у всех остальных потенциальных производителей и при этом обеспечить потребности рынка, она, в конечном итоге, становиться единственным производителем и, таким образом, монополистам.

Естественная монополия может возникнуть только в том случае, когда эффективное производство и распределение любого объема продукции или услуги возможно лишь при наличии одной фирмы – производителя. Это обусловлено целым рядом специфических причин, которыеможно объединить в 3 группы.

В первую группу следует включить фундаментальные причины следующего характера:

а) особенности технологии. Именно технология определяет возможные способы доставки и производства продукции, энергоснабжения и т.п. Так, например, в производстве тепло- и электроэнергии существует определенная технологическая особенность, связанная с невозможностью хранения продукции, высокими издержками производства тепловой энергии и относительной низкой себестоимостью электроэнергии по сравнению с тепловой. Это обуславливает производство двух типов энергоносителей только в рамках одного предприятия и необходимость создания сложного производственного цикла, включающего как само производство, так и доставку до конечного потребителя;

б) положительная отдача от масштаба. Данная причина присуща всем монополиям и возникает от снижения средних издержек по мере увеличения выпускаемой продукции;

в) субаддитивность издержек. Характеризует издержки, величина которых для одной фирмы меньше, чем для двух и более, при заданном положительном уровне производства. Наличие двух и более производителей ведет к неоправданно высоким общественным издержкам по созданию параллельной инфраструктуры (железные дороги, теплотрассы, ЛЭП, газа и нефтепроводы). При этом субаддитивность издержек точнее всего определяет вид естественной монополии, а вернее принадлежность той или иной компании к естественной монополии;

г) уникальность продукции и ресурсов. Уникальность товаров или услуг, произведенных естественными монополистами, заключается в их особых потребительских свойствах и невозможностью замены на другие товары или услуги (низкая эластичность спроса). Ресурсы, которые используют в производстве товаров и услуг естественные монополисты, также играют большую роль в их происхождении. К ним можно отнести, в частности, инфраструктуру (производственный комплекс) и само сырье, из которого производится товар;

д) экономия на разнообразии. Данная причина состоит в том, что при выпуске одного продукта или услуги естественный монополист производит другие сопутствующие продукты или услуги, которые сокращают совокупные издержки производства.

Вторую группу образуют причины организационного и ситуационного характера:

а) вертикальная интеграция деятельности при наличии сетевых структур. В данном случае естественная монополия возникает по причине интеграции всей производственной структуры, начиная от добычи сырья и заканчивая сбытом продукции конечным потребителям;

б) факторы (институциональные, материально-технические, организационные), формирующие рыночную ситуацию. Указанные факторы имеют универсальный характер и воздействуют на экономическое состояние страны в целом (сложившиеся экономические институты, материально-техническое состояние экономики, формы организации и управления экономикой и т.д.);

в) наличие секрета или патента. Данная причина кроется в большей степени в юридических (правовых) вопросах. В период возникновения естественных монополий как субъектов рынка в конце 19 века имела более важное значение, однако сохраняет частичное значение и в современной экономике.

Следует выделить также и еще одну, особую причину, а именно национальную безопасность. Многие из отраслей естественных монополий являются стратегически важными сферами в экономическом развитии и национальной безопасности страны, в обеспечении единого территориального, экономического и оборонного пространства государства. Эта причина не фигурирует в числе стандартных причин естественных монополий, но для такой страны, как Россия, она имеет исключительное значение.

Роль естественных монополий в экономике России.Естественные монополисты - это предприятия, занимающие важное место в экономике страны и способные существенно влиять на экономический рост и увеличивать его темпы, например, за счет стабильности в стоимости энергоресурсов и транспортных перевозок железной дорогой. Своевременное переоснащение основных средств этих отраслей (так, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды степень их износа в 2005 г. составила 55.6% причем их полная стоимость почти равна стоимости основных фондов во всей обрабатывающей промышленности России – более 3 трлн. руб.) будет мультиплицировать технологические процессы, что крайне важно для современной России. Обновление основных средств естественных монополистов вызовет рост производства в смежных и зависимых отраслях, увеличит число рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет.Например, в производстве трубопроводного транспорта, турбин для ГЭС и подвижного состава железных дорог задействовано, как минимум, две отрасли: машиностроительная и сталелитейная. А если учесть, что в производстве косвенно принимают участие дорожно-строительная (в начале 2000-х г.г. стоимость прокладки гравийной дороги в районах Крайнего Севера составляла порядка 5 млн. руб. за километр) и строительная отрасли, то можно говорить о существенном увеличении ВВП, числа занятых и налогов, которые поступят в бюджет впоследствии. Естественные монополии как налоговые агенты в современной России играют решающую роль, что особенно важно в условиях трансформации экономики. Поступления в бюджет от экспорта газа и нефти позволили сформировать колоссальный стабилизационный фонд, расплатиться с большей частью внешнего государственного долга, значительно поднять экономические рейтинги России.

Также необходимо отметить тот факт, что естественные монополисты способны оказывать влияние на политическую и общественную жизнь страны. Этот факт нередко проявляется в решениях, принимаемых органами исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти. Но, как правило, интересы монополий, осуществляющих свою хозяйственную деятельность за пределами страны, совпадают с интересами государства. Возможно оказание влияния на сопредельные страны в целях реализации национальных экономических и политических интересов страны, укрепления внешнеэкономических позиций крупных российских товаропроизводителей, усиления интеграционных процессов.

На мировой арене Россия все более заявляет о себе как об «энергетической державе», активно влияя на энергетические рынки. Правда, здесь кроется определенная опасность для России - стать сырьевым придатком развитых стран и попасть в зависимость от стран - импортеров. Избежать такого положения в будущем поможет только грамотная комплексная диверсификация рынков сбыта, в которой отдельное место в поставках должно отводиться не одной стране, а группе стран. Например, проект прокладки нефтепровода и газопровода с месторождений в Западной Сибири до Тихоокеанского побережья позволит «убить двух зайцев сразу»: газифицировать дальневосточные районы страны, построить ряд крупных нефтеперерабатывающих заводов на территории все того же Дальневосточного округа и поставлять энергоресурсы, как минимум, четырем странам (США, Япония, Южная Корея и быстро развивающийся Китай). Соответственно возрастет политическая и экономическая роль России в этом регионе. Также начинает реализовываться проект строительства газопровода по дну Балтийского моря, который свяжет Россию и Западноевропейские страны. Данный проект позволит экспортировать российскую нефть потребителям напрямую, минуя территорию других государств. При этом уменьшаются издержки по оплате транспортировки через эти страны и издержки, связанные с незаконным подключением к нефтепроводам и газопроводам.

Немаловажной отличительной особенностью российских естественных монополий можно считать их конкурентное преимущество на внешнем рынке. Так, например, ОАО «Газпром» на Европейском рынке успешно конкурирует с производителями из Северной Африки и Северной Европы.

Особая роль естественных монополий в России вызывается и целым набором специфических факторов, присущих нашей стране (природно-климатический, географический, геополитический и др.). Эти факторы обуславливают острую необходимость стягивания огромной территории России в единое экономическое пространство, обеспечения энергетического, транспортного, оборонного единства страны. Данную задачу во многом решают именно крупные хозяйственные комплексы в сферах естественных монополий. В силу этого они приобретают в России государствообразующий характер, становятся «становым хребтом» национальной экономики и государства.

Выделяется также понятие «естественных монополий», то есть монополий, существование которых связано с некими «естественными» природными и технологическими факторами.

В соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» от 19.07.1995г., понятие естественной монополии определяется как «состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

Данный закон определяет, что корпорации, имеющие статус естественных монополий, работают в следующих отраслях:

· транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

· транспортировка газа по трубопроводам;

· услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

· железнодорожные перевозки;

· услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

· услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

Функционирование всех естественных монополий связано с созданием и поддержанием в работоспособном состоянии больших инфраструктурных объектов. При этом эффект масштаба создает существенные ограничения для входа на такого рода рынки новых участников.

Возникновение естественных монополий связано с индустриальным освоением пространства и высокой эффективностью специфических способов масштабного перемещения в пространстве определенных товаров. Электроэнергию невозможно в промышленных масштабах передавать иначе чем через электрические сети; газ, несмотря на постепенное распространение технологий сжижения, по-прежнему эффективнее транспортировать по газопроводам; железная дорога в большинстве случаев не имеет конкурентов в перевозках массовых и высокотоннажных грузов на большие расстояния.

В этой связи необходимо различать технологический и хозяйственный аспекты функционирования естественных монополий. В технологическом плане магистральные электрические сети, магистральные нефте- и газопроводы, железные дороги и аэропорты представляют собой естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы. Огромного масштаба, сформированные в течение десятилетий они, как правило, не имеют себе альтернативы. Именно эти масштабные технологические системы, в силу своей уникальности, являются объективным источником монополии.

В то же время естественно-монопольные сетевые и инфраструктурные системы сами по себе являются источником монопольных воздействий не по отношению к потребителям электроэнергии, газа и транспортных услуг, а по отношении к их производителям. Действительно, производитель электроэнергии, газа или транспортных услуг не в состоянии удовлетворить спрос потребителя без использования соответствующих инфраструктурных объектов. Таким образом, в случае гипотетической автономности (взаимной независимости), производители перечисленных выше товаров и услуг являются потенциальными объектами монопольного поведения естественно-монопольных сетевых и инфраструктурных систем.

Разрешение этого противоречия в течение многих десятилетий во всех странах состояло в хозяйственном объединении производства данных продуктов и услуг и инфраструктурного обеспечения их доставки до конечного потребителя.

Таким образом, вертикально-интегрированные компании (ВИК-и) в сфере естественных монополий представляют собой один из наиболее распространенных способ согласования экономических интересов инфраструктурных объектов и компаний предоставляющих услуги конечным потребителям. Кроме того, объединение производства и средств доставки в одну корпорацию существенно повышает гибкость и надежность всей системы, снимает проблему внешних эффектов (экстерналий).

Однако итогом такого рода объединения становятся хозяйственные монополии, которые становятся монополиями по отношению к конечному потребителю. В России такого рода монопольными хозяйствующими субъектами являются РАО «ЕЭС», РАО «Газпром», РАО «РЖД». Монопольный характер этих субъектов рынка определяется наличием в их составе естественно-монопольных инфраструктурных объектов, именно поэтому перечисленные выше монополии называются естественными.

Проблемы, а также разнообразные негативные последствия, связанные с функционированием хозяйственных монополий хорошо известны. Тем не менее монополии продолжают существовать, и не только потому, что их существование выгодно самим этим монополиям.

История и логика возникновения естественных монополий служит обоснованием целого ряда позитивных свойств хозяйственных монополий, существующих в виде вертикально интегрированных корпораций. Эти позитивные свойства состоят в следующем:

1.Оказание уникальных (специфических) услуг для экономики и населения.

2.Большая экономическая эффективность интегрированных сетевых систем.

3.Большая технологическая надежность и гибкость интегрированных систем.

4.Возможность концентрации и перераспределения финансовых ресурсов для реализации крупных инвестиционных проектов.

5.В условиях трансформационных процессов в России и вакуума исполнительной власти естественные монополии в значительной степени выполняли функции государственных органов, в особенности в части гарантирования и обеспечения доступности услуг для населения.

6.Естественные монополии (применительно к России переходного периода) зачастую выступали инструментом согласования федеральных, отраслевых и региональных интересов, в особенности в части ценовой политики.

1.2 Методы регулирования естественных монополий

В современной экономической теории и практике сложились две основные группы методов регулирования естественных монополий: ценовые и неценовые методы. Ценовые методы регулирования выступают основой регулирования естественных монополий, поскольку были разработаны и внедрялись в практическую жизнь активнее, чем неценовые, и воспринимались как более адекватные рынку. Именно данный факт предопределил широкое распространение разнообразных форм ценового регулирования. Неценовые методы по времени возникновения совпадают с ценовыми методами, но на практике и в распространенности применения уступают им.

Можно выделить следующие виды ценовых и неценовых методов регулирования. К основным ценовым методам относятся следующие: установление цен (тарифов) или их предельных уровней, регулирование нормы прибыли, блочные тарифы, ценовое регулирование при ограниченной мощности, «эффективное» ценообразование, «справедливое» ценообразование.

К неценовым методам регулирования естественных монополий следует отнести следующие: стандартизация и сертификация продукции естественных монополистов, обязательный аудит, выделение естественно-монопольного сегмента, ведение раздельного бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно- монопольного сегментов в рамках одной компании, организация торгов за франшизу (франчайзинг), обязательное обслуживание определенных групп потребителей, ограничение на покупку акций предприятий - естественных монополистов, неформальные методы.

Основной причиной для разработки неценовых методов регулирования послужило несовершенство ценовых методов регулирования. Неценовые методы регулирования естественных монополий воздействуют не на цену реализуемой монополистом продукции, а на производственный цикл и условия ведения хозяйственной деятельности. Посредством неценовых методов формируются определенные условия, в которых монополист способен извлекать прибыль от ведения хозяйственной деятельности, не завышая цены или устанавливая их уровень на оптимальном для общества значении.

Исходя из необходимости государственного регулирования естественных монополий и недостатков ценовых методов регулирования, можно выделить следующие причины происхождения неценовых методов регулирования.

Способность перестраивать экономическую структуру и хозяйственные цели монополиста. Неценовые методы перестраивают структуру монополиста, переориентируя его на иные цели, но сохраняя при этом его экономическую самостоятельность и рентабельность. Переориентация монополиста на иные хозяйственные цели происходит путем создания новых правил работы (игры), при которых монополисту выгодно самому, без участия регулирующих органов повышать качество продукта, оптимизировать производство и финансовые потоки. Разумеется, на внедрение в экономическую практику новых правил работы (игры) может повлиять только совокупность методов неценового регулирования.

Повышение качества продукта и услуг. В настоящий момент трудно оценить качество товара и услуг монополиста, поскольку не существует единой системы оценки, как для промышленных, так и для частных потребителей. Отсутствуют, не считая технических параметров, критерии оценки качества горячей и холодной воды для потребителей, ее химический состав и температура. Не существует единой системы оценки качества теплоснабжения жилых и производственных помещений, качества электроснабжения, о чем свидетельствуют перепады напряжения в сети. Данные обстоятельства способствуют злоупотреблениям менеджерами в естественно – монопольных отраслях, приводят к невозвратным потерям общества и неоправданно высоким ценам.

Ситуацию можно изменить с введением нормативно - правовых документов, регулирующих и контролирующих качество выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Например, стандартизация качества товара и услуг, оказываемых монополистом, положительно повлияет на техническую структуру предприятия посредством введения новых сберегающих технологий, а также их разработки. Соответственно в случае неоднократного нарушения требуемых норм качества товара и услуг к монополисту должны применяться штрафные санкции несоизмеримо большие, чем экономическая выгода от несоблюдения норм качества.

Повышение прозрачности финансовых потоков и увеличение инвестиционной привлекательности отрасли. Сложившаяся практика финансовой непрозрачности на предприятиях, ведущих свою деятельность в естественно – монопольных отраслях, в современной российской практике является нормой, когда стороннему взгляду невозможно понять, каким образом формируются издержки, на какие цели расходуется прибыль. Многие предприятия естественно - монопольного сегмента активно привлекают финансовые средства с фондового рынка путем размещения облигационных займов, при том что по законодательству перед их размещением требуется раскрыть информацию обо всех сомнительных сделках, бухгалтерские балансы за пять лет. Но законодательное ограничение преодолевается созданием дочерних компаний с нулевым балансом, поручителями которых выступал монополист. Так, компании с небольшой финансовой историей получают многомиллионные финансовые средства. Преодолеть указанные негативные явления способны такие неценовые методы, как обязательный аудит естественно – монопольных компаний независимыми аудиторскими фирмами, которые дорожат своей репутацией на рынке, а также выделение естественно – монопольного сегмента в отдельную компанию на законодательном уровне и разделение бухгалтерского баланса потенциально-конкурентного и естественно-монопольного сегментов в рамках одной компании.

Соблюдение общественных интересов и обеспечение национальной безопасности страны. Россия - страна с уникальным геополитическим положением, требует внимательного отношения к сохранению экономической и политической целостности. Как известно, естественные монополисты, такие как ОАО «РЖД», РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром», представляют собой отрасли, которые связывают между собой регионы страны (ОАО «РЖД» обеспечивает транспортировку грузов с одного конца страны на другой, РАО «ЕЭС России» - единое энергоснабжение, ОАО «Газпром» - газоснабжение страны), но в тот же момент являются акционерными компаниями, цель которых получение прибыли. Интересы социально-экономической стабильности и обороноспособности обуславливают обязательное обслуживание определенных групп потребителей. Этими потребителями являются социально значимые объекты, военные части, органы управления государством, специальные службы, обеспечивающие правопорядок и безопасность граждан. Несоблюдение данных функций естественными монополистами привело бы к социальной дестабилизации, к хаосу в экономике и нарушило бы единое экономическое пространство. В целом, неценовые методы позволяют более предметно учесть весь набор элементов обеспечения национальной безопасности страны, лежащих в сфере естественных монополий.

Сохранение контроля государства над отраслью. Еще одной причиной существования неценовых методов регулирования является то обстоятельство, что естественно - монопольные отрасли представляют собой стратегические отрасли для развития и поддержания экономического и социального благополучия страны, а также крупными налогоплательщиками. Именно поэтому государство старается ограничивать круг потенциальных владельцев или держателей акций естественных монополий. В настоящий момент во всех естественно – монопольных компаниях государство имеет контрольный пакет акций.

Эффективность применения в долгосрочном периоде. Обобщающей причиной существования неценовых методов регулирования является их способность эффективно действовать в долгосрочном периоде. Именно способность задавать определенные условия функционирования (правила игры) естественно – монопольным отраслям, изменять производственную структуру монополистов позволяют неценовым методам решать задачу стратегического контроля и развития отрасли. По долгосрочности своего воздействия неценовые методы регулирования отличаются от ценовых методов, которые более рассчитаны на определенные временные лаги и неспособны отразить все хозяйственные процессы монополистов. Именно долгосрочный характер регулирования позволяет говорить об эффективности использования неценовых методов.

Эффективное управление без текущего вмешательства государства в хозяйственную деятельность монополиста. Данная причина отражает либеральный вариант экономической политики, состоящий в стремлении органов государственной власти перевести хозяйственную деятельность в русло рыночных отношений. Эффективное управление без вмешательства государства в деятельность монополиста возможно, в частности, при использовании такого неценового метода регулирования, как организация торгов за франшизу, в ходе которых определяется компания, оптимально соответствующая требованиям контролирующих органов, но в дальнейшем действующая в рыночном режиме в рамках взятых на себя ограничений.

Наши рекомендации