Структура современной корпорации
Просмотров: 5186
Главным действующим лицом экономики Запада является фирма, существующая в виде акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия.
Система участия представляет собой целый ряд многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем соучастия в их акционерном капитале.
Головная компания — «мать» — скупает контрольные пакеты акций других компаний — «дочерних», которые, в свою очередь, скупают акции «внучатых» и т. д. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что общество — «мать» осуществляет контроль над расширяющейся пирамидой компаний и распоряжается капиталами, которые во много раз превосходят ее собственные средства.
Дочерние, внучатые и другие предприятия в правовом отношении являются самостоятельными единицами. Однако большинство финансовых операций регламентируется головной компанией.
Вся совокупность компаний: материнские, дочерние, внучатые и т. д. — получила название КОРПОРАЦИИ.
В современных корпорациях роль материнской компании, как правило, выполняют финансовые общества — ХОЛДИНГ-КОМПАНИИ, основной деятельностью которых является постоянное приобретение акционерного капитала других фирм, управление контрольными пакетами акций. Путем сосредоточения в своих руках контрольных пакетов акций эти специфические фирмы выступают в качестве главной финансовой и управленческой службы, которая направляет, оказывает услуги и помощь зависимым компаниям. Последние обладают относительной самостоятельностью. Холдинг обеспечивает их финансовую поддержку, определяет стратегию инвестиций, координирует направления развития в соответствии с задачами и целями головного общества.
Участие холдинг-компании в акционерном капитале других фирм приводит к дальнейшему усложнению системы участия. Ведущие компании не только имеют акции других компаний, но и вынуждают последние закупать свои собственные ценные бумаги. Таким образом, зависимая фирма превращается в общество, принимающее участие в акционерном капитале основной компании. Такая система усложняется еще тем, что материнские компании приобретают акции не только дочерних, но и внучатых, правнучатых и т. п. компаний. В свою очередь, последние покупают акции ведущего общества.
С развитием системы участия холдинг-компании по своим функциям и характеру все больше сближаются с финансовыми институтами. Они принимают участие в эмиссии ценных бумаг, открывают счета, концентрируют свободные денежные средства, кредитуют одни фирмы за счет других, представляют им гарантии для получения кредитов и т. д.
Эти отношения настолько осложняются, что нередко эксперты, занимающиеся расследованием деятельности корпораций, заявляют о невозможности разобраться в запутанной структуре холдинг-компаний.
Как правило, структура современной корпорации включает в себя:
— «чистый» холдинг — держатель акционерных портфелей, осуществляющий общее финансовое руководство;
— субхолдинги — холдинги, подчиненные головному, держатели акционерных портфелей внучатых фирм и т. п.;
— смешанные холдинги — производственно-финансовые группы, осуществляющие не только финансовый контроль, но и собственно производственную деятельность;
— акционерные компании, занятые непосредственно производственно-сбытовой деятельностью.
Особенностью современного холдинга явилось формирование многоотраслевой структуры. А сам процесс формирования многоотраслевых фирм получил название «диверсификация», которой исторически предшествовали горизонтальная и вертикальная интеграции.
Горизонтальная интеграция — сосредоточение в руках крупных фирм все большей доли производства в отрасли, что характерно для начала XX века.
Вертикальная интеграция — проникновение крупных фирм в другие отрасли. С 1920-х годов по настоящее время она играет главенствующую роль в процессах концентрации и централизации капитала.
На сегодняшний день диверсификация остается главным направлением концентрационного процесса в Японии, где к настоящему времени доля вертикальных слияний составляет 14,2%, горизонтальных — 23,4%, диверсификационного типа — 55%.
Диверсификация привела к образованию концернов и конгломератов.
КОНЦЕРН — это союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения различных отраслей производства (при наличии одного ведущего направления) и непроизводственной сферы на основе общей финансовой зависимости от головной компании.
КОНГЛОМЕРАТ — крупные объединения разнородных фирм и производств, не связанных ни технологией, ни рынком и не имеющих профилирующей специализации. В новой обстановке они оказались наименее жизнеспособными.
Особенности НТП определяют нецелесообразность большого разброса интересов в различных областях. Главным действующим лицом современной экономики является ДИВЕРТИСИФИКАЦИОННЫЙ КОНЦЕРН.
Целью образования концерна может быть:
— выравнивание определенных отраслевых колебаний и риска (например, для предприятия, изготавливающего лыжи, целесообразно приобрести другое предприятие, выпускающее оборудование для летних видов спорта — теннисные ракетки, парусные лодки и т. п.);
— перемещение капитала из менее перспективных отраслей промышленности.
Так, в 1970-е годы в США каждая фирма из числа 500 крупнейших имела в своем составе 11 отраслей, а наиболее мощные — 30— 50 отраслей. В Великобритании из 100 ведущих промышленных фирм 96 были многоотраслевые, во Франции из 100 — 84, в Италии из 100 - 90.
Основные тенденции развития концернов на современном этапе:
1. Децентрализация за счет создания подразделений компаний (усиливает персональную ответственность за число продаж и получение прибыли);
2. Концентрация усилий на получении высокорентабельных товаров, которые исторически формировали производственный профиль компании;
3. Создание в структуре компаний внутренних венчурных предприятий. Они, оставаясь в рамках крупной компании, пользуются свободой малых предприятий, способны быстро внедрять новшества, оперативно реагировать на изменения в технике и технологии;
4. Расширение крупными компаниями контрактных отношений с мелкими и средними фирмами.
Если особенностью современного периода стал диверсификационный концерн, объединяющий огромные капиталы фирм-участников, то еще одной особенностью крупного концерна является вывоз предпринимательского капитала за границу, и в результате образование международных компаний.
Международные компании бывают:
1. Транснациональные компании (ТНК);
2. Многонациональные компании (МНК).
В первом случае корпорация контролируется капиталом одного, а во втором — нескольких государств.
В мировой экономической практике большое распространение получили ТНК. Существует целый ряд факторов экономического порядка, затрудняющих формирование и деятельность МНК. Например:
— необходимость определенного согласования юрисдикции государств—участников многонационального предприятия;
— различия в уровне и системе налогообложения, правилах валютного обмена и т. д.
Осуществляя свою деятельность, компании осуществляют перелив капитала вслед за изменением нормы прибыли.
Обмен деятельностью между филиалами осуществляется по ТРАНСФЕРНЫМ ЦЕНАМ, которые устанавливаются централизованно штаб-квартирой ТНК. С помощью систем трансферта и происходит перелив капитала внутри ТНК. Такие цены служат важным фактором успеха в конкурентной борьбе филиала ТНК с национальными монополиями, поскольку позволяют использовать в необходимых случаях средства других дочерних компаний.
В середине 1980-х годов ТНК контролировали 40% промышленного производства, 60% внешней торговли и 80% патентов на мировую технику и технологию в капиталистическом мире.
Ядром транснационального капитала по-прежнему являются ТНК США. Из 250 крупнейших ТНК 145 — американские.
Основные тенденции развития ТНК:
1. Тесное научно-техническое сотрудничество в области передовой технологии и обмен научно-технической информацией между ТНК, что характеризует углубление мирохозяйственных связей (стратегический альянс, партнерские соглашения);
2. Создание большого числа совместных предприятий в рамках ТНК. При этом часто вкладом иностранных партнеров служат патент, лицензия или разработка технологии;
3. ТНК в развивающихся странах — «технологический неоколониализм» — привязывает развивающиеся страны к внешним источникам финансирования, научно-технической информации, проектам.
Наиболее крупной ТНК является американский концерн «Дженерал моторс». Его годовой оборот в последние годы превышает 100 млрд. долл. (половина стоимости экспорта таких отдельно взятых стран, как США — 252 млрд. долл. и Япония — 231 млрд. долл.). На «Дженерал моторс» приходится почти 20% мирового производства автомашин. Этому концерну принадлежат 209 заводов в США и Канаде, а также предприятия в 32 странах. На всех предприятиях концерна занято 813 тыс. человек, а чистая прибыль в 1987 году составила 3,5 млрд. долл.
Цифры, отражающие экономическую мощь ТНК, разумеется, весьма внушительные. Но нельзя упускать из виду того, что и крупный организм таит в себе серьезные опасности:
— административная структура становится практически неуправляемой и уязвимой для конкурентов;
— переплетение экономической мощи ТНК с политической властью страны, где работают их предприятия, приводит к тому, что руководство корпораций все больше и больше вынуждено учитывать в своих экономических решениях также и политические факторы.
К примеру, если нерентабельный завод находится в экономически слабом районе, решение о его закрытии может повлечь за собой политические осложнения, ведь рост числа безработных стоит правительству многих голосов на выборах;
— в связи с тем что ТНК работают во всех ведущих странах мира, они в значительной мере зависят от колебаний мировой экономической конъюнктуры, динамики курсов основных валют и т. п.