Структура современной корпорации

Просмотров: 5186

Главным действующим лицом экономики Запада является фир­ма, существующая в виде акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия.

Система участия представляет собой целый ряд многоступенчатого подчинения одних предприятий другим путем соучастия в их акционерном капитале.

Головная компания — «мать» — скупает контрольные пакеты акций других компаний — «дочерних», которые, в свою очередь, скупают акции «внучатых» и т. д. Последовательное применение такой системы приводит к тому, что общество — «мать» осуществляет кон­троль над расширяющейся пирамидой компаний и распоряжается капиталами, которые во много раз превосходят ее собственные средства.

Дочерние, внучатые и другие предприятия в правовом отношении являются самостоятельными единицами. Однако большинство финансовых операций регламентируется головной компанией.

Вся совокупность компаний: материнские, дочерние, внучатые и т. д. — получила название КОРПОРАЦИИ.

В современных корпорациях роль материнской компании, как правило, выполняют финансовые общества — ХОЛДИНГ-КОМПА­НИИ, основной деятельностью которых является постоянное при­обретение акционерного капитала других фирм, управление кон­трольными пакетами акций. Путем сосредоточения в своих руках контрольных пакетов акций эти специфические фирмы выступают в качестве главной финансовой и управленческой службы, которая направляет, оказывает услуги и помощь зависимым компаниям. По­следние обладают относительной самостоятельностью. Холдинг обеспечивает их финансовую поддержку, определяет стратегию ин­вестиций, координирует направления развития в соответствии с за­дачами и целями головного общества.

Участие холдинг-компании в акционерном капитале других фирм приводит к дальнейшему усложнению системы участия. Веду­щие компании не только имеют акции других компаний, но и выну­ждают последние закупать свои собственные ценные бумаги. Таким образом, зависимая фирма превращается в общество, принимающее участие в акционерном капитале основной компании. Такая система усложняется еще тем, что материнские компании приобретают ак­ции не только дочерних, но и внучатых, правнучатых и т. п. компа­ний. В свою очередь, последние покупают акции ведущего общества.

С развитием системы участия холдинг-компании по своим функ­циям и характеру все больше сближаются с финансовыми институ­тами. Они принимают участие в эмиссии ценных бумаг, открывают счета, концентрируют свободные денежные средства, кредитуют од­ни фирмы за счет других, представляют им гарантии для получения кредитов и т. д.

Эти отношения настолько осложняются, что нередко эксперты, занимающиеся расследованием деятельности корпораций, заявляют о невозможности разобраться в запутанной структуре холдинг-ком­паний.

Как правило, структура современной корпорации включает в се­бя:

— «чистый» холдинг — держатель акционерных портфелей, осу­ществляющий общее финансовое руководство;

— субхолдинги — холдинги, подчиненные головному, держатели акционерных портфелей внучатых фирм и т. п.;

— смешанные холдинги — производственно-финансовые груп­пы, осуществляющие не только финансовый контроль, но и собст­венно производственную деятельность;

— акционерные компании, занятые непосредственно производ­ственно-сбытовой деятельностью.

Особенностью современного холдинга явилось формирование многоотраслевой структуры. А сам процесс формирования многоот­раслевых фирм получил название «диверсификация», которой исто­рически предшествовали горизонтальная и вертикальная интегра­ции.

Горизонтальная интеграция — сосредоточение в руках крупных фирм все большей доли производства в отрасли, что характерно для начала XX века.

Вертикальная интеграция — проникновение крупных фирм в другие отрасли. С 1920-х годов по настоящее время она играет гла­венствующую роль в процессах концентрации и централизации ка­питала.

На сегодняшний день диверсификация остается главным на­правлением концентрационного процесса в Японии, где к настоя­щему времени доля вертикальных слияний составляет 14,2%, гори­зонтальных — 23,4%, диверсификационного типа — 55%.

Диверсификация привела к образованию концернов и конгломе­ратов.

КОНЦЕРН — это союз, в который объединяются как отдельные предприятия, так и их объединения различных отраслей производст­ва (при наличии одного ведущего направления) и непроизводствен­ной сферы на основе общей финансовой зависимости от головной компании.

КОНГЛОМЕРАТ — крупные объединения разнородных фирм и производств, не связанных ни технологией, ни рынком и не имею­щих профилирующей специализации. В новой обстановке они ока­зались наименее жизнеспособными.

Особенности НТП определяют нецелесообразность большого разброса интересов в различных областях. Главным действующим лицом современной экономики является ДИВЕРТИСИФИКАЦИОННЫЙ КОНЦЕРН.

Целью образования концерна может быть:

— выравнивание определенных отраслевых колебаний и риска (например, для предприятия, изготавливающего лыжи, целесообраз­но приобрести другое предприятие, выпускающее оборудование для летних видов спорта — теннисные ракетки, парусные лодки и т. п.);

— перемещение капитала из менее перспективных отраслей про­мышленности.

Так, в 1970-е годы в США каждая фирма из числа 500 крупней­ших имела в своем составе 11 отраслей, а наиболее мощные — 30— 50 отраслей. В Великобритании из 100 ведущих промышленных фирм 96 были многоотраслевые, во Франции из 100 — 84, в Италии из 100 - 90.

Основные тенденции развития концернов на современном этапе:

1. Децентрализация за счет создания подразделений компаний (усиливает персональную ответственность за число продаж и полу­чение прибыли);

2. Концентрация усилий на получении высокорентабельных то­варов, которые исторически формировали производственный про­филь компании;

3. Создание в структуре компаний внутренних венчурных пред­приятий. Они, оставаясь в рамках крупной компании, пользуются свободой малых предприятий, способны быстро внедрять новшест­ва, оперативно реагировать на изменения в технике и технологии;

4. Расширение крупными компаниями контрактных отношений с мелкими и средними фирмами.

Если особенностью современного периода стал диверсификационный концерн, объединяющий огромные капиталы фирм-участни­ков, то еще одной особенностью крупного концерна является вывоз предпринимательского капитала за границу, и в результате образова­ние международных компаний.

Международные компании бывают:

1. Транснациональные компании (ТНК);

2. Многонациональные компании (МНК).

В первом случае корпорация контролируется капиталом одного, а во втором — нескольких государств.

В мировой экономической практике большое распространение получили ТНК. Существует целый ряд факторов экономического порядка, затрудняющих формирование и деятельность МНК. На­пример:

— необходимость определенного согласования юрисдикции го­сударств—участников многонационального предприятия;

— различия в уровне и системе налогообложения, правилах ва­лютного обмена и т. д.

Осуществляя свою деятельность, компании осуществляют пере­лив капитала вслед за изменением нормы прибыли.

Обмен деятельностью между филиалами осуществляется по ТРАНСФЕРНЫМ ЦЕНАМ, которые устанавливаются централизованно штаб-квартирой ТНК. С помощью систем трансферта и про­исходит перелив капитала внутри ТНК. Такие цены служат важным фактором успеха в конкурентной борьбе филиала ТНК с националь­ными монополиями, поскольку позволяют использовать в необхо­димых случаях средства других дочерних компаний.

В середине 1980-х годов ТНК контролировали 40% промышлен­ного производства, 60% внешней торговли и 80% патентов на миро­вую технику и технологию в капиталистическом мире.

Ядром транснационального капитала по-прежнему являются ТНК США. Из 250 крупнейших ТНК 145 — американские.

Основные тенденции развития ТНК:

1. Тесное научно-техническое сотрудничество в области передо­вой технологии и обмен научно-технической информацией между ТНК, что характеризует углубление мирохозяйственных связей (стратегический альянс, партнерские соглашения);

2. Создание большого числа совместных предприятий в рамках ТНК. При этом часто вкладом иностранных партнеров служат па­тент, лицензия или разработка технологии;

3. ТНК в развивающихся странах — «технологический неоколо­ниализм» — привязывает развивающиеся страны к внешним источ­никам финансирования, научно-технической информации, проек­там.

Наиболее крупной ТНК является американский концерн «Дже­нерал моторс». Его годовой оборот в последние годы превышает 100 млрд. долл. (половина стоимости экспорта таких отдельно взя­тых стран, как США — 252 млрд. долл. и Япония — 231 млрд. долл.). На «Дженерал моторс» приходится почти 20% мирового производст­ва автомашин. Этому концерну принадлежат 209 заводов в США и Канаде, а также предприятия в 32 странах. На всех предприятиях концерна занято 813 тыс. человек, а чистая прибыль в 1987 году со­ставила 3,5 млрд. долл.

Цифры, отражающие экономическую мощь ТНК, разумеется, весьма внушительные. Но нельзя упускать из виду того, что и круп­ный организм таит в себе серьезные опасности:

— административная структура становится практически неуправ­ляемой и уязвимой для конкурентов;

— переплетение экономической мощи ТНК с политической вла­стью страны, где работают их предприятия, приводит к тому, что ру­ководство корпораций все больше и больше вынуждено учитывать в своих экономических решениях также и политические факторы.

К примеру, если нерентабельный завод находится в экономически слабом районе, решение о его закрытии может повлечь за собой по­литические осложнения, ведь рост числа безработных стоит прави­тельству многих голосов на выборах;

— в связи с тем что ТНК работают во всех ведущих странах мира, они в значительной мере зависят от колебаний мировой экономиче­ской конъюнктуры, динамики курсов основных валют и т. п.

Наши рекомендации