Анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as»

Совокупный спрос и совокупное предложение характеризуют общее состояние экономики с учетом действия рыночных механизмов, отражающих динамику ценовых механизмов. Рассмотренная в предыдущем вопросе модель совокупных доходов (ВНП) и совокупных расходов (ВНР) абстрагировалась от рынка с его особенностями и тенденциями. Модель AD-AS характеризует равновесие рыночного спроса и предложения. В целом модель AD-AS представляет экономику страны как единый рынок, а все цены на товары рассматриваются как единая цена, или уровень цен (P), и все количество товаров и услуг – как реальный объем национального производства (Y).

Совокупный спрос (AD) – модель, показывающая реальный объем благ, который домохозяйства, предприятия и правительство готовы купить при любом возможном уровне цен за определенный период времени. Чем ниже уровень цен при прочих равных условиях, тем большую часть реального объема национального производства захотят приобрести домохозяйства, предприятия, правительство и зарубежные покупатели.

Кривая совокупного спроса отражает обратную зависимость объема совокупного спроса от уровня цен: более низкому уровню цен соответствует больший объем спроса, с повышением уровня цен объем спроса уменьшается. Кривая спроса имеет отрицательный наклон (рис.27).

 
 
 
анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru

Y1
Y
анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru

Рис.27. Кривая совокупного спроса

Она отражает уровень платежеспособности экономических субъектов и оценку ими полезности товара. При неизменной денежной массе в стране с ростом цен объем спроса уменьшается, население в целом становится беднее. При снижении цен объем спроса увеличивается, население страны реально становится богаче. В этом проявляется эффект предложения денег.

На кривую совокупного спроса оказывает влияние ценовые и неценовые факторы.

К ценовым факторам относятся:

· эффект предложения денег;

· эффект процентной ставки;

· эффект реальных денежных остатков;

· эффект импортных закупок.

1. Эффект предложения денег. Если в экономике цены растут, а денежная масса остается постоянной, абсолютно сокращается объем спроса. При снижении цен при постоянной денежной массе объем спроса будет расти.

2. Эффект процентной ставки. С ростом цен денежные активы обесцениваются; население меньше покупает товаров в кредит; затрудняется получение кредитов предприятиями, они сокращают инвестиции в производство, в результате снижается спрос на инвестиционные товары. Таким образом, рост цен увеличивает спрос на деньги, процентная ставка повышается, а в результате снижается покупательная способность всех экономических субъектов страны, что вызывает сокращение совокупного спроса на реальный объем национального производства. И наоборот.

3. Эффект реальных денежных остатков, или эффект богатства также определяет траекторию кривой AD. С ростом цен покупательная способность населения и предприятий уменьшается, обесцениваются накопленные финансовые активы. Кроме того, обесцениваются налоговые поступления в бюджет, а также все фиксированные доходы, выплачиваемые населению из бюджета. Население страны в целом становится беднее и сокращает свои расходы. И, наоборот, при снижении уровня цен покупательная способность населения возрастет, увеличатся расходы, и растет совокупный спрос.

4. Эффект импортных закупок. С ростом цен на национальные товары растет спрос на импортные товары, что уменьшает спрос на отечественные товары и услуги, и наоборот. Экспорт и импорт являются важными компонентами совокупного спроса.

Таким образом, изменения в уровне цен определяют динамику совокупного спроса, происходит движение по кривой совокупного спроса, изменяется объем совокупного спроса. Исследование причин этого процесса дает возможность прогнозировать параметры развития национального производства.

На кривую совокупного спроса оказывают влияние и неценовые факторы. К ним относятся:

1. изменения в потребительских расходах (благосостояние потребителя, его ожидания, задолженность, налоги);

2. изменения в инвестиционных расходах (процентные ставки, ожидаемая динамика прибыли от инвестиций, уровень технологии, налоги с предприятий, наличие избыточных мощностей);

3. изменения в государственных расходах;

4. изменения в расходах на чистый объем экспорта (изменение спроса зарубежных стран, валютные курсы).

Неценовые факторы приводят к смещению (сдвигу) кривой совокупного спроса, то есть изменяется сам совокупный спрос.

анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru Благоприятные изменения для экономических субъектов страны вызовут смещение кривой совокупного спроса вверх вправо (AD2), а неблагоприятные ожидания вызовут смещение кривой совокупного спроса влево вниз (AD3) (рис. 28).

Y
анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru

Рис.28. Смещение кривой совокупного спроса

Совокупное предложение (AS) – это модель, показывающая уровень наличного реального объема предлагаемых на рынке благ при каждом возможном уровне цен.

Реальный объем совокупного предложения зависит, во-первых, от наличия ресурсов или факторов производства: труда, капитала, земли; во-вторых, от того, как эти факторы производства используются. Более высокие цены стимулируют рост объема производства, снижение цен приводит к сокращению объема производства.

Кривая совокупного предложения (AS) эластична относительно цен. Она отражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом совокупного предложения. Кривая AS, имеет положительный наклон (рис.3).

анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru

Рис. 29. Кривая совокупного предложения

Если же уровень цен на товары понижается, то сокращается и объем производства, уменьшается и объем совокупного предложения.

На кривую совокупного предложения оказывают влияние ценовые и неценовые факторы производства.

Ценовым фактором является изменение предельных издержек производства, определяющих изменение объема предложения. При заданном уровне цен изменение предельных издержек производства, оказывает прямое воздействие на объем предложения, происходит движение по кривой совокупного предложения.

К неценовым факторам, определяющим сдвиг кривой предложения, относятся:

1. изменение цен на ресурсы (наличие внутренних ресурсов – природных ресурсов, капитала, трудовых ресурсов, предпринимательских способностей); цен на импортные ресурсы; степень монополизации на рынке ресурсов;

2. изменения в производительности, вследствие использования НТП, новых технологий. Уменьшение издержек на единицу продукции вызовет смещение кривой AS, и наоборот;

3. изменение правовых норм (налогов, субсидий), государственное регулирование (прямое администрирование); ожидания производителей. Все эти факторы существенно влияют на эффективность производства, приводят к смещению кривой совокупного предложения, изменяется само предложение.

Y
анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru

Рис. 30. Смещение кривой AS

Кривая совокупного предложения характеризует степень полноты использования производственного потенциала страны и отражает реальное состояние производства. С учетом этого кривая совокупного предложения (конъюнктурная) может быть представлена тремя сегментами: горизонтальным отрезком, или кейнсианским; восходящим отрезком; вертикальным отрезком или классическим отрезком. (рис. 5)

Y
анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru

Рис. 31. Кривая совокупного предложения (конъюнктурная)

Горизонтальный и восходящий отрезки исследованы Дж. М. Кейнсом.

Горизонтальный отрезок характеризует депрессивное состояние экономики, большая часть ресурсов не используется, производители стремятся задействовать свои производственные мощности при сложившемся уровне цен. На горизонтальном отрезке при неизменном уровне цен реальный объем совокупного предложения изменяется под воздействием динамики совокупного спроса. Если возникнут трудности сбыта, то объем совокупного предложения сократится, если же возникнет дефицит, то объем совокупного предложения увеличится соответственно изменениям совокупного спроса. Экономика может выйти из кризиса, если увеличатся потребительские расходы, инвестиции, государственные расходы, экспорт.

Восходящий отрезок характеризует выход из депрессивного состояния. Рост производства происходит при определенном росте цен. В производство вовлекаются все новые ресурсы, что вызывает рост издержек производства. Предприятия вынуждены повышать цены. На восходящем отрезке достигается полное использование ресурсов, происходит экономический рост.

Вертикальный отрезок характеризует полное использование ресурсов, при этом как бы не изменялся совокупный спрос дальнейшее увеличение производственного потенциала при данной технологии невозможно. Растущий совокупный спрос может быть полностью удовлетворен за счет растущего совокупного предложения. Но реальный объем производства находится на уровне полной занятости, полного использования ресурсов, поэтому рост совокупного спроса будет сопровождаться инфляционным ростом цен. В результате инфляционных ожиданий уменьшится совокупный спрос, произойдет смещение кривой совокупного спроса. Его уменьшение приведет к уменьшению совокупного предложения.

В условиях роста инфляции, государство принимает меры для уменьшения совокупного спроса, т.е. меры для сокращения потребительских расходов и увеличения сбережений, повышает налоги на бизнес, что приводит к сокращению инвестиций. Все эти меры подавляют спрос, они направлены на установление равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Но эти же меры уменьшают возможности развития производства, а в последующем и рост совокупного спроса.

В рыночной экономике важную роль играют конкурентные механизмы. Но монополизм производителей, не всегда компетентное государственное вмешательство, требования профсоюзов способствуют ослаблению конкурентных механизмов. В условиях спада производства монополисты повышают цены, чтобы обеспечить стабильное получение прибылей; государство повышает налоги и уменьшает государственную поддержку населения и производства, профсоюзы требуют повышения заработной платы без соответствующего роста производительности труда. В результате издержки растут, сокращающееся производство сопровождается ростом цен. Имеет место инфляция, вызванная ростом издержек производства. Такое состояние экономики определяется как стагфляция, то есть наблюдается спад производства в условиях роста цен на продукты производства.

При инфляционном анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru анализ совокупного спроса и совокупного предложения. модель «ad-as» - student2.ru росте цен наблюдается инфляция спроса, в результате сокращается совокупный спрос, приостанавливается рост цен. Цены при этом не снижаются до первоначального уровня. Здесь действует эффект храповика. Суть эффекта храповика состоит в том, что цены однажды повысившись, не снижаются.

Стагфляция и эффект храповика проявляются и в спаде производства в условиях инфляции: производство сокращается, кривая совокупного предложения смещается вверх влево в коротком периоде. Выход из такого положения очень затруднен. В такой ситуации надо четко определить основную опасность для экономики: спад производства или инфляция.

Основной причиной стагфляции является нарушение экономических законов, монополизм, некомпетентность. Для обеспечения выхода экономики из кризиса все усилия должны быть направлены на устранение причин стагфляции. Причем принимаемые меры должны носить комплексный характер. Важнейшими из них являются: разукрупнение монополий; национализация производств, сдерживающих развитие экономики; привлечение прямых иностранных инвестиций; поддержка потребительского спроса; государственная помощь социально незащищенной части населения; поддержка малого бизнеса.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает макроэкономическое равновесие в модели «AD-AS»?

2. Каков характер влияния ценовых и неценовых факторов на кривую спроса?

3. Что понимается под совокупным предложением?

4. На каком отрезке совокупного предложения представлен экономический рост?

5. Что представляет собой понятие «стагфляция»

Наши рекомендации