Модели рынка и их характеристика
Модели рынка труда. Роль профсоюзов и государства на рынке труда.
Рынки факторов производства являются особым видом рынков в системе рыночной экономики. В отличие от рынков готовых товаров и услуг, где фирмы являются продавцами, а потребители товаров и услуг - покупателями, на рынках факторов производства фирмы являются покупателями рабочей силы, природных ресурсов, земли, капитала в его различных формах.
К рынкам факторов производства относится и рынок труда. На этом рынке продают и покупают трудовые услуги, состоящие в использовании умственных и физических способностей людей, а также их навыков и опыта для производства экономических благ.
Участники рынка труда(работники-продавцы и работодатели - покупатели) всегда конфликтовали между собой. Работодатели считали самым главным правилом при установлении заработной платы - держать ее на как можно более низком уровне, уменьшая себестоимость продукции и увеличивая прибыль. Наемные работники придерживались прямо противоположной точки зрения.
Каждая сторона, отстаивая свои интересы, использует различные методы. Например, многие современные рынки труда характеризуются наличием сильных и организованных союзов работников. Профсоюзы - объединения работников, обладающие правом на ведение переговоров с предпринимателем от имени и по поручению своих членов.
Важнейшие задачи, которые ставят перед собой профсоюзы, состоят в следующем:
- Улучшение условий труда и обеспечение его безопасности. Постоянная забота профсоюзов - снижение риска гибели на производстве или получение травм. Но в экономике все имеет свою цену, и такая деятельность профсоюзов приводит к реальному удорожанию труда. Рост цены труда (ставки заработной платы) ведет к снижению величины спроса на него, то есть числа людей, которых фирмы готовы принять на работу.
- Повышение заработной платы. Решение этой задачи возможно двумя способами: за счет создания условий для роста спроса на труд или за счет создания условий для ограничения предложения труда.
Повысить спрос на труд профсоюзам достаточно сложно - они не обладают особенно большими возможностями влияния на рынки товаров, откуда приходит спрос на рынок труда. И, тем не менее, один из способов решения такой задачи достаточно реален. Профсоюзы выступают за ограничение ввоза в страну импортных товаров.
Это аргументируется тем, что если сократить импорт, то спрос на отечественные товары возрастет, а затем улучшатся условия для роста численности и зарплаты на внутреннем рынке труда.
Однако такая позиция ведет к ослаблению конкуренции на внутреннем рынке, снижается качество продукции, сокращаются возможности продать ее в другие страны, а значит - и спрос на труд для ее изготовления.
Кроме того, на ограничение импорта одной страной другие государства отвечают аналогичными мерами, а это сокращает экспорт, ухудшает условия на рынках труда для работников отраслей, ориентированных на вывоз товаров.
Что касается ограничения предложения труда, то оно обычно обеспечивается за счет того, что профсоюзы добиваются от работодателей согласия принимать на работу только членов союза. В России такая тактика почти не применяется, хотя весьма распространена за рубежом.
Профсоюзы для того, чтобы добиваться повышения зарплаты, выступают как единственный представитель своих членов при согласовании с предпринимателями условий труда и оплаты. Логика профсоюза проста: либо все его члены будут получать более высокую зарплату, либо начнется забастовка.
Но никакой профсоюз не может лишить работодателей права увольнять работников, если их труд становится невыгодным. А повышение зарплаты сверх уровня, который сложился бы на свободном рынке, может привести к росту числа таких невыгодных работников.
Современные профсоюзы выполняют следующие функции: организационная, регулирование социально-трудовых отношений, защитная, представительская, контрольная, информационная.
В последние годы, как в России, так и во всем мире наблюдается определенный спад профсоюзного движения. Причины спада заключаются в следующем:
- изменение характера трудовой деятельности;
- стремление государства законодательно регулировать рабочее движение в стране;
- общий рост благосостояния общества, позволяющий обеспечивать достойные условия жизни и наемным работникам.
В нашей стране правовыми основами деятельности профсоюзов являются:
- Конституция Российской Федерации (статья 30);
- Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001, №197-ФЗ;
- Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 09.05.2005).
Итак, чем богаче страна, чем выше в ней уровень благосостояния, тем спокойнее строятся отношения на рынке труда, тем реже и короче забастовки, тем меньше роль профсоюзов и их численность.
Модели рынка и их характеристика.
Специалисты выделяют в основном четыре типа рынков, выбор каждого из которых составляет свои проблемы при определении ценовой политики.
1. Рынок чистой конкуренции характеризуется огромным количеством покупателей и продавцов. Цена устанавливается соотношением спроса и предложения. Преобладают свободные цены и тарифы.
2. Рынок монополистической конкуренции, на котором существует огромное множество покупателей и продавцов, выпускающих различные варианты товаров, вследствие чего устанавливается определенный диапазон цен. Политика цены на таком рынке состоит в выделении конкретного преимущества в товаре конкретного предприятия над товарами конкурентов (качество, внешнее оформление, технические параметры) и установлении базовой цены. Преобладают свободные цены и тарифы.
3. Олигополистический рынок характеризуется небольшим количеством продавцов, контролирующих ситуацию на рынке, что усложняет проникновение новых конкурентов. Производители наблюдают за изменением цен, поведением конкурентов и своевременно реагируют на эти изменения. Преобладают регулируемые цены.
4. Рынок чистой монополии характеризуется присутствием на нем одного продавца (гос.администрация, частная монополия). Политика цен формируется в каждом конкретном случае и направлена на стимулирование потребления. Преобладают фиксированные цены.