Модель Мамедова О.Ю. (От модели классического рынка – к модели смешанной экономики. Ростов н/Д: Феникс, 1999) - отражает взаимосвязь рынка, экономики, потребностей

- рыночный сектор

- нерыночный сектор

Традиционные задачи теории общего равновесия (ТОР):

1.представить процесс взаимодействием спроса и предложения

2.определить точку равновесия

3. выявить деформирующие равновесие факторы

Методологическое обоснование графической модели (рисунок 6.1):

- экономика - шире рынка, включает спросовую и неспросовую части потребности

Модель Мамедова О.Ю. (От модели классического рынка – к модели смешанной экономики. Ростов н/Д: Феникс, 1999) - отражает взаимосвязь рынка, экономики, потребностей - student2.ru

Рисунок 6.1. Модель смешанной экономики (Мамедов О.Ю.)

Общественная цена полного удовлетворения экономикой потребностей определяется точкой Е.

Это двухсекторная модель смешанной экономики, второй сектор – это квазирынок, который характеризуется:

- приоритетом покупателя или продавца

- степенью прибыльности рынка

-выигрышами покупателя и продавца

- идеальным весом идеального рынка в объеме потенциального

- треугольником потенциального спроса и потенциального предложения

В зависимости от регулирующей роли государства и его экономических задач можно выделить несколько моделей смешанной экономики в развитых странах:

· Либеральная (американская). Для нее характерна приоритетная роль частной собственности. Правительство регулирует экономику через законодательную, налоговую и денежно-кредитную политику.

· Социально-рыночная. Предусматривает постоянную поддержку тех, кто испытывает трудности в нерегулируемом капитализме.

· Шведская модель. Характеризуется высоким уровнем социальных гарантий.

· Японская модель. Представляет собой модель регулируемого корпоративного капитализма.

Понятие рынка, условия его возникновения, функции и подходы к классификации

Рынок – это такая экономическая система которая базируется на частной собственности на средства производства и на принципах самостоятельно независимого принятия решений отдельных хозяйствующих субъектов (фирмами или частными лицами).

Условия возникновения рынка:

1. общественно разделение труда.

2. экономическая обособленность производителей в форме частной собственности.

3. самостоятельное принятие решений .

4. расширение объема товарных связей.

Условия возникновения рынка: общественное разделение труда и специализации.

Для того чтобы рынок возник и функционировал в дальнейшем необходимо наличие спроса и предложения товара, наличие конкуренции, в ходе которой устанавливаются цены на данный товар и наличие частной собственности.

К функциям рынка относятся:

1)информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;

2)посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;

3)ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции;

4)регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;

5)стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;

6)координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;

7)санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации.

По широте охвата различаются локальные, национальные и международные рынки.

Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Рынок, как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Классификация:

С точки зрения пространственных характеристик (территориального охвата) выделяют рынки:

· местный (локальный)

· региональный (внутри страны)

· национальный

· региональный по группе стран (например, Северной Америки, Латинской Америки, Западной Европы, стран СНГ, Балтии и т д.)

· мировой

Проблема территориального охвата рынка решается предприятием в зависимости от его финансового состояния и особенностей предлагаемого товара. Большое значение имеет также наличие соответствующей инфраструктуры

Рынки различаются по характеру конечного использования товара. По этому признаку выделяют:

· рынок потребительских товаров

· рынок товаров производственного назначения

· рынок услуг

Так, рынок потребительских товаров дифференцируется по их конкретным типам (например, продовольственных и непродовольственных), товарным группам (например, обуви, одежды, электробытовых товаров и др.), товарным подгруппам (например, рынок кожаной, резиновой, валяной обуви) и т.д.Специфика рынка потребительских товаров обусловлена тем, что они ориентированы на множество индивидуальных потребителей. Поэтому маркетинговые исследования направлены на изучение их поведения, вкусов, запросов и предпочтений.

Характерной особенностью товаров производственного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и т.д.) является их тесная связь с производственным процессом. Спрос на них целевой (или вторичный), который возникает как следствие спроса на потребительские товары и подчиняется фактору экономической целесообразности.Количество потребителей товаров производственного назначения ограничено. Они, как правило, совершают крупные закупки, нередко влияя на производство продукции (адаптируя ее к своим запросам), процедуру доставки, комплекс дополнительных услуг.

Рынок услуг является одним из самых перспективных и охватывает широкий спектр видов деятельности (транспорт, туризм, страхование, кредитование, образование и т. д). Общее, что объединяет различные виды трудовой деятельности по оказанию услуг — это производство таких потребительных стоимостей, которые преимущественно не приобретают овеществленной формы.

Наши рекомендации