Сущность, принципы и функции маркетинга, его особенности в с/х в условиях вступления в ВТО
Мар-г от англ. слова «market» (рынок), озн. Дея-ть в сфере рынка сбыта. В самом общем виде понятие мар-г можно трактовать, как комплексную систему организации производства и сбыта товаров, направл на удовл потребностей конкретных потребителей и получение прибыли на основе исследов и прогнозир рынка.
Мар-г включает разл мероприятия по организации ассортиментной, ценовой, сбытовой политики пред-я и является в определенном смысле философией про-ва.Сущность мар-га состоит в том, чтобы производить только то, что купят, а не продавать то, что произвели, пытаясь навязать покупателю то, в чем он не нуждается.
Оснвные принципы: 1) нацеленность на достижение конечного результата;2) концентрация усилий на решающих направлениях маркетинговой деятельности (спрос, цена, конкуренция, реклама и т.д.);3) направленность предприятия на долговременный результат маркетинговой работы;4) применение стратегии и тактики активного приспособления.
Основные функции мар-га:
1. Аналитическая (исследовательская) - изучение рынка, конкурентов, потребителей, фирменной структуры и культуры, товара, и т.д.
2.Производственная – планирование и разработка товаров рыночной новизны, управление качеством, управление конкурентоспособностью, орг мтс, орг про-ва.
3. Сбытовая – орг товародвижения, орг сервиса, формирование и стимулирование сбыта, формирование товарной политики, формирование ценовой политики, орг рекламы и т.д.
4.Управленческая – орг инфо-ного обесп, орг коммуникаций, стратегическое планирование, оперативное планирование, орг контроля маркетинговых мероприятий, оц рисков и прибылей, оц эффективности мар-вых решений.
Мар-г в аграрном секторе имеет специфику, связанную с особенностями сельского хозяйства:
1. Сельское хозяйство удовлетворяет важнейшую потребность населения в продовольствии.
2. Земля в сельском хозяйстве - не только объект труда, , но и его предмет, а также основное средство производства.
3 важное значение приобретает производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.
4. несовпадение рабочего периода и периода производства и связанная с этим сезонность поступления продукции.
5. Некоторые особенности маркетинга в сельском хозяйстве связаны с аграрной реформой, в ходе которой произошли реорганизация колхозов и совхозов, перераспределение земель, их приватизация.
6. В сельском хозяйстве широкое распространение получили корпоративные формы управления предприятиями (организациями).
7. Нельзя не учитывать и недостаточную разработанность вопроса маркетинговой деятельности в аграрном секторе, а также объективную необходимость государственного регулирования и поддержки отрасли. Анализ маркетинговых систем, складывающихся на российском продовольственном рынке, позволяет выявить некоторые тенденции.
Среди них: 1) укрупнение вертикальных маркетинговых структур (ВМС) корпоративного типа; 2) диверсификация производственной деятельности участников ВМС; 3) приобретение готовых маркетинговых систем крупными промышленными компаниями.
94. Понятие, виды и критерии конкурентоспособности товара, особенности сегментации рынка, позиционирования товара и товарной политики.
Товар - сложное, понятие, включающее сов-ть многих осязаемых и неосязаемых св-в, главными среди кот. яв-ся потребительские св-ва.
В маркетинге выделяются три уровня товара:
1.Товар по замыслу. В него включ-ся все те возможные выгоды, которые покупатель может получить от приобретения данного товара.
2.Товар в реальном исполнении. Он уже более конкретен и имеет опред-е св-ва, кот. воспринимаются покуп-лем через набор отдельных св-в - кач-во, упаковка, внешнее оформление, марочное название.
3.Товар с подкреплением. Здесь товар дополняется услугой - работой при его использ-и потреб-лем.
Классиф-я тов: кратковременного пользов-я, долговременного пользов-я, широкого потребления и произв-ного потребления, товары повседневного спроса, предварительного выбора, особого спроса, пассивного спроса. материалы и комплектующие, капитальное имущ-во, вспомогат-е оборуд-е, вспомогат-е материалы и услуги.
Конкуренция - основа рынка, конкуренция - это борьба продавцов (произв-лей) за лучшее удовлетворение требов-й потреб-лей, а также соперничество покуп-лей за приобретение максимально полезных им товаров на наиболее выгодных условиях.
Конкурентная борьба - это динамический процесс, позволяющий лучше обеспечить рынок товарами и осуществляемый двумя основными методами: ценовой конкуренцией (снижения цены) и неценовой конкуренцией (приданию тов уникальных покупателя свойств).
Конкурентоспос-ть - это сов-ть кач-ных и стоимостных хар-к товара, кот. отличают его от товара-аналога и обеспечивают преим-ва на конкретном рынке
Кроме кач-ва товара можно назвать такие критерии его конкурентоспос-ти как: технический уровень; параметры назнач-я (области применения товара и ф-и, кот. он должен выполнять); эргономические параметры (соотв-вие товара св-вам человеческого организма при выполнении трудовых операций или потреблении); эстетические параметры; нормативные параметры (регламентируются обязат-ми нормами, стандартами и законодат-вом на рынке, где его предполагают продавать); экономические (орг-но-коммерческие) ф-ры: цена; условия платежа; сроки поставки; базисные условия контракта; уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения; орг-я сервиса, гарантийного обеспеч-я; своевременное появление товара на конкретном рынке; технико-экономические ф-ры: надежность; материалоемкость; энергоемкость и др.; имидж производителя (поставщика).
Ценовая стратегия на длительный период служит основапринятия решений о цене тов. Этапы разраб-ки ценовой стратегии: 1) постановка цели; 2)выраб-ка общей политики ценообразования; 3) определение ценовой стратегии; 4) реализ-я ценовой стратегии; 5) приспособление цен. (Примен в осн гибкое ценообразование). Ценовая стратегия предлагает три базовых метода расчета первоначальной цены на продукцию АПК: на основе суммарных затрат и расчетной прибыли,балансовых оценок рыночного спроса и предложения, оценки рыночной конкуренции.
Стратегии. цен и их виды:
«снятие сливок» на рынке, высокая стоим тов связ с уникальными св-вами;
цена за внедрение продукта на рынок, т. е. опред-е значительно более низкой цены, чем имеется на рынке на аналогичные товары;
«психологическая» цена, которая чуть ниже какой-нибудь круглой суммы (например, 99 коп, 199 руб.);
4) цена лидера на рынке или в отрасли, которая соотв-т цене, предлагаемой главным конкурентом на рынке — обычно ведущей фирмой отрасли;
цена с возмещением издержек пр-ва, т. е. опред-е цен на свою новую прод-ю с учетом фактических издержек на ее пр-во и средней нормы прибыли на рынке или в отрасли;
престижная цена, т. е. цена на изделия очень высокого кач-ва, обладающие какими-то особыми, непревзойденными св-вами.
Сегмент рынка – группа потреб-лей, объединенных по одному или нескольким признакам. Основные хар-ки рыночного сегмента:1) размер; 2) емкость. Условия успешной сегментации и правильного выбора сегмента состоят в следующем: 1) наличие различий м/у потреб-лями; 2) наличие схожих потр-тей; 3) большая емкость сегмента;4) эф-ть сегмента; 5) конкуренции; 6) спос-ть оц потр-ти покуп-лей;7) доступность рекламы для потреб-лей в сегменте, и т.д.
Позиц-е - это комплекс маркетинговых элементов, с пом. которых людям необходимо внушить, что данный товар создан спец-но для них, и что он может быть идентифицирован с их идеалом.