Сущность и система показателей качества продукции
Качество — это совокупность потребительских свойств товара, удовлетворяющих конкретную потребность. К показателям качества продукции относятся показатели назначения, надежности, экологичности, эргономичности, технологичности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно-правовые. Эти показатели формируются в нормативах на стадии маркетинга, уточняются в конструкторской документации на стадии НИОКР, материализуются на стадии производства, используются на стадии эксплуатации.
Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.
Совокупность свойств изделия или показатели качества, влияющие на его эффективность, представлены на рис. 7.1.
Рис.7.1. Группировка показателей качества изделий по однородности характеризуемых свойств
Функциональные показатели выражают те или иные потребительские свойства изделия. Показатели технологичности конструкции характеризуют те его конструктивные особенности, изменение которых влияет на уровень затрат ресурсов на разработку и изготовление и позволяет оптимизировать эти затраты. Состав основных видов обеспечения качества продукции содержит следующие группы факторов:
- технические (метрологические, технологические, конструкторские факторы);
- экономические (финансовые, нормативные, материальные факторы);
- социальные (организационные, правовые, кадровые факторы).
Под уровнем качества изделия понимаются относительные характеристики качества (или его обобщенная характеристика) по сравнению с совокупностью базовых показателей, в качестве которых используются показатели перспективных образцов, аналогов и стандартов
Типовая схема оценки уровня качества изделия приведена на рис.7.2..
Рис.7.2. Схема оценки уровня качества изделий
Система контроля качества продукции — совокупность методов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях маркетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса, может быть контроль количественных показателей и качественных требований, документов и других предметов труда, он может осуществляться в различные периоды.
Контроль можно классифицировать по следующим признакам:
1) стадия жизненного цикла объекта — контроль на стадии маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;
2) объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
3) стадия производственного процесса — входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
4) исполнитель — самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;
5) возможность дальнейшего использования объекта контроля — разрушающий и неразрушающий контроль;
6) принимаемое решение — активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;
7) степень охвата объекта контролем — сплошной и выборочный контроль;
8) режим контроля — усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;
9) степень механизации — ручной, механизированный, автоматизированный, автоматический контроль;
10) время контроля — предварительный, текущий, заключительный контроль;
11) способ получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;
12) периодичность выполнения контрольных операций — непрерывный и периодический контроль.
Своевременное предупреждение возможного нарушения требований к качеству является обязательной предпосылкой обеспечения заданного уровня качества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.
Техническим контролем называется проверка соблюдения технических требований, предъявляемых к качеству продукциинавсех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами его являются материалы и полуфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продукция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, технологическая дисциплина и общая культура производства.
Технический контроль призван обеспечивать выпуск продукции, соответствующей требованиям конструкторско-технологической документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, предоставлять исходные данные и материалы, которые могут быть использованы в целях разработки мероприятий по повышению качества продукции и сокращению издержек.
В целях обеспечения выпуска продукции надлежащего качества и предупреждению потерь в производстве ряд контрольных операций выполняется бригадирами, мастерами и специальным персоналом — работниками заводского отдела технического контроля (ОТК).
В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техническим контролем, различают следующиеосновные его виды: профилактический, приемочный, комплексный, специальный.
Профилактический контроль имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции.
Приемочный контроль осуществляется с целью выявления и изоляции брака.
Комплексный контроль решает обе задачи: и профилактики и приемки.
Специальный контроль решает специфические задачи, например, инспекционный контроль, контроль эксплуатации продукции и т.п.
Методы контроля качества: контроль наладки; летучий контроль; статистические методы контроля; выборочный или сплошной контроль; статистический анализ технологического процесса, оборудования, качества продукции.
Другим видом контрольных процедур, обеспечивающих получение информации о качестве, является госнадзор, осуществляемый Госстандартом РБ и др.
Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и достаточной информацией о качестве стал распространяться третий вид контроля —сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией.
Наряду с сертификацией производств и продукции Международной организацией по стандартизации (ИСО) проводится сертификация или аккредитация испытательных центров, которые могут проводить сертификацию продукции. Этим центрам ИСО выдает лицензию на сертификацию.