Сущность и система показателей качества продукции

Качество — это совокупность потребительских свойств това­ра, удовлетворяющих конкретную потребность. К показателям качества продукции относятся показатели на­значения, надежности, экологичности, эргономичности, техноло­гичности, эстетичности, стандартизации и унификации, патентно-правовые. Эти показате­ли формируются в нормативах на стадии маркетинга, уточняются в конструкторской документации на стадии НИОКР, материа­лизуются на стадии производства, используются на стадии эксплу­атации.

Повышение сложности изделий привело к увеличению числа оцениваемых свойств. Центр тяжести сместился к комплексной проверке функциональных способностей изделия. В условиях массового производства качество стало рассматриваться не с позиций отдельного экземпляра, а с позиций стандарта качества всех производимых в массовом производстве изделий.

Совокупность свойств изделия или показатели качества, влияющие на его эффективность, представлены на рис. 7.1.

Сущность и система показателей качества продукции - student2.ru
Рис.7.1. Группировка показателей качества изделий по однородности характеризуемых свойств

Функциональные показатели выражают те или иные потребительские свойства изделия. Показатели технологичности конструкции характеризуют те его конструктивные особенности, изменение которых влияет на уровень затрат ресурсов на разработку и изготовление и позволяет оптимизировать эти затраты. Состав основных видов обеспечения качества продукции содержит следующие группы факторов:
- технические (метрологические, технологические, конструкторские факторы);
- экономические (финансовые, нормативные, материальные факторы);
- социальные (организационные, правовые, кадровые факторы).

Под уровнем качества изделия понимаются относительные характеристики качества (или его обобщенная характеристика) по сравнению с совокупностью базовых показателей, в качестве которых используются показатели перспективных образцов, аналогов и стандартов

Типовая схема оценки уровня качества изделия приведена на рис.7.2..

Сущность и система показателей качества продукции - student2.ru

Рис.7.2. Схема оценки уровня качества изделий

Система контроля качества продукции — совокупность мето­дов и средств контроля и регулирования компонентов внешней среды, определяющих уровень качества продукции на стадиях мар­кетинга, НИОКР и производства, а также технического контроля на всех стадиях производственного процесса, может быть контроль количественных показателей и качественных требований, доку­ментов и других предметов труда, он может осуществ­ляться в различные периоды.

Контроль можно классифицировать по следующим признакам:

1) стадия жизненного цикла объекта — контроль на стадии маркетинга, НИОКР, ОТПП, производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;

2) объект контроля — предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, труд, окружа­ющая природная среда, параметры инфраструктуры региона, до­кументы, информация;

3) стадия производственного процесса — входной, операцион­ный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;

4) исполнитель — самоконтроль, менеджер, контрольный мас­тер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, го­сударственный, международный контроль;

5) возможность дальнейшего использования объекта конт­роля — разрушающий и неразрушающий контроль;

6) принимаемое решение — активный (предупреждающий) и пассивный (по отклонениям) контроль;

7) степень охвата объекта контролем — сплошной и выбороч­ный контроль;

8) режим контроля — усиленный (ускоренный) и нормальный контроль;

9) степень механизации — ручной, механизированный, автома­тизированный, автоматический контроль;

10) время контроля — предварительный, текущий, заключи­тельный контроль;

11) способ получения и обработки информации — расчетно-аналитический, статистический, регистрационный;

12) периодичность выполнения контрольных операций — не­прерывный и периодический контроль.

Своевременное предупреждение возможно­го нарушения требований к качеству является обязательной пред­посылкой обеспечения заданного уровня качества продукции при минимальных затратах на ее производство. Эта задача решается на предприятиях с помощью технического контроля.

Техническим контролем называется проверка соблюдения тех­нических требований, предъявляемых к качеству продукциинавсех стадиях ее изготовления, а также производственных условий и факторов, обеспечивающих требуемое качество. Объектами его являются материалы и по­луфабрикаты, поступающие на предприятие со стороны, продук­ция предприятия как в готовом виде, так и на всех стадиях ее производства, технологические процессы, орудия труда, техноло­гическая дисциплина и общая культура производства.

Технический контроль призван обеспечивать выпуск продук­ции, соответствующей требованиям конструкторско-технологической документации, способствовать изготовлению продукции с наименьшими затратами времени и средств, предоставлять исход­ные данные и материалы, которые могут быть использованы в целях разработки мероприятий по повышению качества продук­ции и сокращению издержек.

В целях обеспечения выпуска продукции надлежа­щего качества и предупреждению потерь в производстве ряд кон­трольных операций выполняется бригадирами, мастерами и специальным персоналом — работниками заводского отдела техни­ческого контроля (ОТК).

В зависимости от конкретных задач, стоящих перед техничес­ким контролем, различают следующиеосновные его виды: про­филактический, приемочный, комплексный, специальный.

Профилактический контроль имеет целью предупреждение появления брака в процессе производства продукции.

Приемочный контроль осуществляется с целью выявления и изоляции брака.

Комплексный контроль решает обе задачи: и профилактики и приемки.

Специальный контроль решает специфические задачи, например, инспекционный контроль, контроль эксплуатации продукции и т.п.

Методы контроля качества: контроль наладки; летучий контроль; статистические методы контроля; выборочный или сплошной контроль; статистический анализ технологического процесса, оборудо­вания, качества продукции.

Другим видом контрольных процедур, обеспечивающих полу­чение информации о качестве, является госнадзор, осуществляе­мый Госстандартом РБ и др.

Исходя из необходимости обеспечения потребителя объективной и доста­точной информацией о качестве стал распространяться третий вид контроля —сертификация как деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям. Она осуществляется третьей, независимой организацией.

Наряду с сертификацией производств и продукции Междуна­родной организацией по стандартизации (ИСО) проводится серти­фикация или аккредитация испытательных центров, которые мо­гут проводить сертификацию продукции. Этим центрам ИСО вы­дает лицензию на сертификацию.

Наши рекомендации