Эластичность спроса и предложения. Концепция ценовой эластичности позволяет определить степень реакции спроса и
Концепция ценовой эластичности позволяет определить степень реакции спроса и предложения в ответ на изменение цены.
Если процентное изменение цены привело к большему процентному изменению количества спрашиваемого или предлагаемого продукта, то такие спрос или предложение эластичны.
| |||
| |||
|
где ЕD – эластичность спроса или предложения по цене;
ΔQ / Q – относительное изменение спроса или предложения;
ΔP / P – относительное изменение цены.
Эластичность спроса по цене отрицательна, поскольку цена и спрос изменяются в противоположных направлениях: когда цена растет, спрос падает, и наоборот. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак модуль.
Возможны три случая эластичности:
1) |Е| > 1. Это означает, что при некотором процентном изменении цены товара, спрос на него или его предложение изменятся в большей степени. Спрос или предложение в этом случае являются эластичными.
2) |Е| < 1. Это означает, что при некотором процентном изменении цены товара спрос на него или его предложение изменятся в меньшей степени, чем цена. Такой спрос или предложение называются неэластичными.
3) |Е| = 1. Если при некотором процентном изменении товара, спрос или предложение на него изменяются в той же степени, что и цена, то спрос или предложение называются единично эластичными.
Рис. 28. Три вида ценой эластичности спроса
Существуют и крайние случаи (рис. 29).
4) ЕD = 0. Эластичность во всех точках на кривой спроса равна 0. Это означает, что изменение цены не вызывает никакого изменения спроса.
5) |ЕD| = ∞. Эластичность во всех точках на кривой спроса бесконечно велика по модулю, то есть бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса.
| ||||
| ||||
Рис. 29. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос
На основе вышеизложенного сформулируем основные правила эластичности спроса.
1) Чем больше заменителей имеет товар, тем эластичнее спрос.
2) Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар.
3) Чем больше удельный вес затрат на товар в расходах потребителя, тем выше эластичность спроса.
4) Чем длиннее временной отрезок с момента изменения цены, тем эластичнее спрос по цене.
С помощью эластичности можно определить влияние изменения цен на величину выручки.
|
TR = (Р * Q),
где ТR – общая выручка;
Р – цена;
Q – количество.
Объем реализации зависит от цены: чем выше цена, тем меньше величина спроса, и наоборот. Следовательно, производителю необходимо установить такую цену, при которой произведение цены на величину спроса будет максимальным TR→max. Влияние цены на общую выручку в условиях эластичного и неэластичного спроса отражено в таблице 7.
Таблица 7
Эластичность спроса по цене и совокупная выручка
Величина эластичности спроса по цене | Влияние изменения цены на общую выручку | |
Увеличение цены | Уменьшение цены | |
Эластичный спрос | ↓ | ↑ |
Единичный спрос | Цена оптимальна | |
Неэластичный спрос | ↑ | ↓ |
Выводы:
1) если в данной точке спрос эластичен, то для максимизации выручки, цены выгодно снижать;
2) если в данной точке спрос неэластичен по цене, то для максимизации выручки цену выгодно повышать.
3) Если в данной точке спрос единично эластичен по цене, то для максимизации выручки цену невыгодно ни снижать, ни повышать: цена оптимальная.
Рис.30. Эластичность и выручка
Перекрестная эластичность
Перекрестная эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов изменяется спрос на данный товар при изменении цены другого товара на 1%.
| |||
| |||
|
где Еxy – перекрестная эластичность спроса по цене;
ΔQх / Qх – относительное изменение спроса на товар Х;
ΔPy / Py – относительное изменение цены на товар Y.
Коэффициент перекрестной эластичности может иметь положительное, отрицательное и нулевое значение.
Eху > 0 имеют взаимозаменяемые товары (повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар Х, поскольку Х заменяет Y).
Eху < 0 имеют взаимодополняемые товары (чем больше отрицательная величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров).
Eху = 0 имеют независимые товары (изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой).
Эластичность спроса по доходу
Эластичность спроса по доходу показывает, на сколько процентов изменится спрос на данный товар, при изменении дохода потребителя на 1 %.
| |||
| |||
|
где ЕI –эластичность спроса по доходу;
ΔQ / Q – относительное изменение спроса;
ΔI / I – относительное изменение дохода.
Возможны два случая:
1) E > 0 для нормальных, товаров (спрос на эти товары увеличивается с ростом дохода).
2) Е < О для товаров низшей категории.
Эластичность предложения
Эластичность предложения показывает степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение в цене. Вычисляется как отношение процентного изменения в количестве предлагаемого товара к процентному изменению в цене. Методика расчета коэффициента эластичности предложения аналогична методике расчета коэффициента эластичности спроса.
Факторы эластичности предложения:
1) Возможность хранения продукции. Чем она хуже, тем эластичность ниже, поскольку продавцы не имеют возможности придержать товар в ответ на снижение цены.
2) Фактор времени:
-в кратчайшем периоде все производственные ресурсы являются неизменными, поэтому производители не имеют возможности ответить ростом выпуска на рост цены, и эластичность предложения равна нулю.
-в коротком периоде одни ресурсы постоянные, а другие переменные. Возможность привлечения дополнительных ресурсов позволяет увеличить выпуск в связи с ростом цены, и эластичность предложения возрастает.
-В длительном периоде использование всех ресурсов может быть пересмотрено. Поэтому эластичность предложения по цене может быть максимальной.