Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса

Эластичность, введенная в экономическую науку А. Маршаллом, - одна из важнейших экономических категорий, которая характеризует реакцию одной переменной величины на изменение другой. Анализ эластичности спроса и предложения имеет практическое значение, поскольку позволяет определить ценовую стратегию производителя посредством установления зависимости между изменением цены и выручкой.

Экономисты исследуют эластичность как спроса, так и предложения. При этом различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной..

Прямая эластичность спроса по цене — это степень воздействия измене­ния цены на изменение количества продукции, на которую предъявлен спрос.

Коэффициент ценовой эластичности Ed рассчитывается по формуле:

Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru (3.5)

где ΔQ/Q0- процентное изменение спроса; ΔP/P0 - процентное изменение цены.

Если Δ(дельта, обозначающая изменение) очень мала, то результат назы­вается точечной эластичностью спроса. Если она велика, то полученный результат обычно называется дуговой эластичностью спроса. В этом случае изменение спроса как и цены соотносится с их средними значениями:

Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru (3.6)

Коэффициент эластичности спроса по цене почти для всех товаров явля­ется отрицательной величиной, так как при снижении цены объем спроса на товар увеличивается и наоборот. Однако в экономической литературе знак "минус" опускается и коэффициент берется по модулю (в абсолютном значении). Если коэффициент эластичности больше единицы, то спрос считается эластичным, если меньше единицы — неэластичным. При коэффициенте, равном единице, говорят о единичной эластичности спроса. Существует также предельная эластичность — абсолютно эластичный спрос (коэффициент эластичности равен бесконечности) и абсолютно неэластичный спрос (коэффициент эластичности равен нулю). Аналогичным образом рассчитывается коэффициент эластичности предложения.

Проанализируем зависимость ценовой эластичности спроса от различных факторов. В первую очередь таким фактором является наличие товаров-заменителей (субститутов) . Чем больше таких товаров, чем ближе их функциональные свойства, тем эластичнее спрос на данный товар. Отсутствие субститутов определяет совершенную неэластичность спроса (например, спрос на лекарственные препараты или жилищно-коммунальные услуги). Поэтому, чем более агрегированную группу товаров и услуг мы рассматриваем, тем ниже эластичность спроса (например, спрос на телекоммуникационные услуги менее эластичен, чем спрос на телефонию, а спрос на услуги сотовой связи менее эластичен, чем спрос на услуги сотовой связи конкретного оператора).

Эластичность зависит также от разнообразия возможностей использования данного товара или ресурса. Чем разнообразнее эти возможности, тем выше и эластичность. Например, спрос на низкоквалифицированную рабочую силу со стороны работодателей более эластичен, чем на узких специалистов высокой квалификации.

Не менее значимым фактором ценовой эластичности спроса является степень насыщения потребностей в тех или иных благах . В частности на автомобильном рынке России спрос на модели эконом-класса удовлетворен далеко не полностью. Поэтому ожидаемое снижение цен с учетом новых участников данного рынка сопровождается динамичным ростом продаж. В то же самое время автомобильные рынки развитых стран пересыщены, эластичность спроса по цене здесь значительно ниже.

Наконец, эластичность спроса зависит от фактора времени. Спрос более эластичен в длительном периоде, чем в коротком, поскольку для приспособления к изменившемуся соотношению цен необходимо время. Бурный рост цен на медицинские и образовательные услуги, наблюдаемый с конца 90-х гг. прошлого столетия в России, привели к стагнации этих отраслей. Однако в долгосрочном периоде ожидается восстановление спроса на социальные услуги, в том числе и вследствие приспособления населения к новой линейке цен.

Перекрестная эластичность спроса характеризует относительное изме­нение величины спроса на один товар (X) при изменении цены другого товара (Y

Eху=ΔQх/ΔPу*Pу/Qх (3.7)

Взаимозаменяемые товары имеют Ехy > О. Чем выше коэффициент пере­крестной эластичности, тем больше взаимозаменяемость двух товаров. Взаимодополняемые товары имеют Еху < О. Чем больше отрицательное значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров. Независимые товары имеют Еху = 0, т. е. изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой товар. Перекрестная эластичность спроса может быть асимметричной, т. е. об­ратная зависимость между ценой на один товар и спросом на другой может быть совсем иной.

Эластичность спроса по доходу характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода:

EI=ΔQ/ΔI*I/Q (3.8)

где I—доход потребителя.

Для большей части товаров непроизводственного назначения коэффи­циент эластичности спроса по доходу положителен. Он положителен для предметов роскоши, для регулярно используемых, но не являющихся край­не необходимыми товаров и отрицателен для некачественных товаров. Эластичность спроса по доходу показывает перспективность производства. Чем выше эластичность спроса по доходу, тем благоприятнее перспективы производства данного товара.

Существует взаимосвязь между выручкой продавца(TR) и ценовой эластичностью спроса. Зависимость эта такого характера. Если спрос не эластичен, то продавцу для роста выручки необходимо повышать цену. Это объясняется тем, что для неэластичного спроса темпы прироста цены выше темпов падения спроса. Если спрос эластичен, то повышение выручки происходит при снижении цены, так как прирост спроса опережает темпы снижения цены в соответствии с формулой 3.5. Можно дать этой взаимозависимости и аналитическое объяснение

Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru .) (3.9)

Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru -изменение выручки;

Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru -изменение цены;

Q0-выпуск в базовом году (до изменения цен).

При эластичном спросе выражение в скобках отрицательное, т.к. Ed >1. Если цены повышаются Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru общее выражение отрицательное, то есть выручка падает; если цены снижаются Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru , то общее выражение положительное и выручка растет. При неэластичном спросе выражение в скобках положительное, т.к.Ed < 1. Если цены повышаются Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru общее выражение положительное, то есть выручка растет; если цены снижаются Эластичность спроса (предложения). Взаимосвязь выручки производителя и ценовой эластичности спроса - student2.ru , то общее выражение отрицательное и выручка падает.

Вопросы для самоконтроля:

1. Сформулируйте закон спроса. Имеет ли данный закон универсальную силу?

2. В каких случаях равновесие на рынке совершенной конкуренции будет стабильным? Не будет стабильным?

3. В чем заключается особенность паутинообразной модели рынка совершенной конкуренции?

4. Какую роль играет параметр времени в достижении и удерживании равновесия на рынке?

5. В чем заключаются особенности индивидуального и рыночного спроса? Индивидуального и рыночного предложения?

6. Какие виды эластичностей спроса и предложения используются в экономическом анализе?

7. Какая связь существует между ценовыми эластичностями спроса и предложения и выручкой производителя?

8. Каким образом разные виды налоговой политики могут повлиять на конкурентное равновесие в краткосрочном периоде? В долгосрочном периоде?

9. Как формируются цены потребителя и производителя в условиях действия разного рода налогов?

10. В чем заключаются положительные эффекты рыночного равновесия?

Наши рекомендации