Государственные расходы и дефицит бюджета
Государственные расходы. Государственные расходы — это отношения собственности (присвоения) между государством и юридическими и физическими лицами в процессе распределения и потребления части национального дохода. Их возникновение обусловлено появлением государства, выполнением им разнообразных функций.
Если в середине прошлого столетия основная часть государственных расходов направлялась на содержание аппарата и военные цели и социальных расходов практически не было, то к концу XX в. на первое место вышли расходы на социальные цели (развитие образования, здравоохранения, выплаты безработным, пенсионерам и др.). Это обусловлено качественно новой ролью личного фактора в современном производстве, доминированием общечеловеческих ценностей в ценностных ориентирах общества, неспособностью рыночных рычагов обеспечить общенациональное развитие образования, системы подготовки и переподготовки кадров, социальной защиты населения, предотвратить рост армии безработных и т. п. Поэтому на социальные цели в развитых странах Запада расходуется около 35 % государственных средств. Причем, эти расходы постоянно растут. Если в 1960 г. в США на социальные мероприятия направлялось 20 % федерального бюджета, то в 1995 г. — уже около 47 %. Второе место в структуре государственных расходов занимают расходы на экономические цели — жилищное строительство и его реконструкцию, разработку природных ресурсов и охрану окружающей среды, сельское хозяйство, транспорт, науку, связь, государственное регулирование и прогнозирование экономики и др. На эти расходы в развитых странах мира в середине 90-х гг. приходилось около 25-27 % всех государственных расходов. Их высокий удельный вес обусловлен превращением государства в ведущий институт, обеспечивающий нормальное воспроизводство экономической системы, а государственного регулирования — в ядро хозяйственного механизма. Кроме того, негосударственные формы собственности и рыночный механизм оказались неспособными развивать фундаментальные научные исследования, преодолеть экологический кризис, разрешить другие проблемы. На третьем месте в структуре государственных расходов находятся расходы на военные цели. Они делятся на прямые и косвенные. К первым относятся расходы на оборону, ко вторым — часть расходов на космические исследования, военная помощь другим странам, выплата пенсий ветеранам войны. Следующая по размеру статья государственных расходов — расходы на обслуживание государственного долга. В США в середине 90-х гг. государственный долг составлял около 60 % ВНП и занимал четвертое место в структуре государственных расходов страны. Ежегодно на обслуживание государственного долга США расходуют более 250 млрд дол. Рост этого долга и суммы выплат по нему обусловлен огромными военными расходами, которые вызывают хронические дефицита государственного бюджета и платежного баланса. Выплата государственного долга и процентов по нему осуществляется путем выкупа государственных ценных бумаг за счет средств из государственного бюджета.
Часть средств из государственного бюджета идет на содержание государственного аппарата, посольств, консульств, оплаты взносов в международные организации и др.
Дефицит бюджета — это превышение расходов государственного бюджета над доходами, которое обусловлено экономическими кризисами, милитаризацией экономики, ведением войн, экономической нестабильностью, ростом задолженности местных бюджетов, бесконтрольным увеличением других расходов бюджета. Бюджетный дефицит покрывается государственными внутренними и внешними займами, а также с помощью денежной эмиссии. Постоянное накопление задолженности правительства превращается в государственный долг. Основными структурными элементами такого долга являются внутренняя задолженность государства своим собственникам и внешний долг — задолженность государства зарубежным странам, международным финансово-кредитным организациям и иностранным гражданам. Кроме того, по продолжительности выделяют краткосрочный (до одного года), среднесрочный (от 1 до 5 лет) и долгосрочный (более 5 лет) долг. Угрожающим для стабильности экономической системы является превышение государственного долга над ВВП более, чем в 2 раза. В большинстве стран СНГ, и прежде всего в России и Украине, внутренний долг неуклонно растет.
Для управления государственным долгом, в частности, для его снижения, используются такие методы, как выплата долга за счет золотовалютных резервов; его консолидация (изменение условий займов — например, превращение краткосрочных в долгосрочные); конверсия (разрешение государства на приобретение иностранными кредиторами части ценных бумаг, имущества); выкуп краткосрочных обязательств путем выпуска нового долгосрочного займа под более высокий процент; предоставление новых кредитов международным финансово-кредитным организациям и др.
В условиях домонополистического капитализма западные экономисты выступали за бездефицитный государственный бюджет, отстаивали тезис об органическом единстве экономического роста с активным сальдо государственного бюджета и стабильностью денежной системы. В 1936 г. Дж. Кейнс выдвинул положение о позитивном влиянии дефицита бюджета на экономику. Неокейнсианцы, развивая его теорию, выдвинули идею сбалансированности бюджета во времени, они считали, что периоды большой безработицы должны сопровождаться бюджетным дефицитом, а периоды «полной занятости» — превышением доходов над расходами.
Покрытие дефицитов бюджета осуществляется с помощью государственных займов и денежной эмиссии. В США в отдельные годы за счет государственных займов покрывалось более 50 % расходов бюджета, а в 1945 г. — почти 70 % расходов. Чтобы получить такие займы, государство выпускало ценные бумаги — облигации, казначейские векселя и др. В США выпускают три категории казначейских обязательств: 1) рыночные ценные бумаги; 2) специальные выпуски; 3) обязательства нерыночных выпусков.
Держателями федеральных облигаций являются государственный сектор, включая федеральную резервную систему, различные финансовые институты и корпорации, индивидуальные и иностранные держатели, штатные и местные органы. При этом средняя процентная ставка и процентные платежи за государственный долг постепенно возрастают. Так, если в 1952 г. процентная ставка составляла 2,3 пункта, то в начале 90-х гг. — более 7 %.
Среди различных групп держателей в послевоенный период постепенно уменьшается удельный вес коммерческих банков, взаимосберегательных банков, страховых компаний, корпораций, частных лиц, однако растет доля иностранных держателей. Операции предоплаты и первичного распределения государственных займов осуществляют федеральные резервные банки. В целом на правительственные организации и трастфонды, а также на федеральные резервные банки в США приходится почти половина ценных бумаг государства.
Рост дефицита бюджета усиливает инфляционные процессы, вызывает кризис государственных финансов, денежной системы, ограничение кредитных ресурсов и др.