Проблемы управления украинских предприятий
Экономика Украины постепенно трансформируется в рыночную, определяющими чертами которой является функционирование различных форм собственности, свободное предпринимательство, конкуренция во всех ее формах, рыночное ценообразование, прибыль и другие категории присущие товарно-рыночному хозяйствованию. В системе категорий рыночной экономики большое значение имеет прибыль, которая имеет сложную структуру и является еще не достаточно изученной экономической наукой [19, c.37].
Проблема грамотного и эффективного управления прибылью является самой актуальной на современном этапе развития экономики Украины. Многие предприятия стремятся максимизировать прибыль в краткосрочном периоде и не осуществляют финансовых вложений в развитие производства. Это происходит частично из–за недостатка экономических знаний руководства предприятий, частично из–за нестабильности экономической ситуации в стране. Механизм эффективного управления прибылью должен способствовать повышению эффективности производства и стимулировать его развитие. На большинстве украинских предприятий данному и важнейшему аспекту уделяется недостаточное внимание.
Нестабильное политическое положение в стране, существенно влияет на финансовое положение предприятия. Поэтому необходимо дополнительное изучение зарубежного опыта ведущих экономистов, с целью изоляции доходов предприятий от политических сил государства.
Формируя стратегию предприятий по достижению определенных размеров прибыли, необходимо рассматривать ее не как пассивно полученные доходы, а как результат завоевания, так как прибыль, заработанная благодаря инициативе, является результатом инноваций, отсутствия страха перед риском, рационального использования средств, дальновидной политики в отношении задолженности
При относительно стабильных ценах и прогнозируемых условиях хозяйствования прибыль планируется на год в рамках текущего финансового плана. Сложившаяся в Украине экономическая ситуация крайне затрудняет годовое планирование, и предприятия могут составлять более или менее реальные планы по прибыли по кварталам. Поскольку в настоящее время планирование прибыли «привязано» к расчету авансовых платежей по налогу на прибыль и порядку внесения их в бюджет, то составление квартальных планов становится необходимым. Плательщики налога на прибыль заинтересованы в том, чтобы разница между заявленным ими размером авансовых платежей налога и фактическими платежами была минимальной. Однако более важной целью планирования прибыли является определение возможностей предприятия в финансировании своих потребностей [3, c.193].
В современных условиях, когда в Украине наблюдается кризис неплатежей, нарушение платежной дисциплины, возникают ситуации, когда продукция покупателю отгружена, но не оплачена в срок, поэтому на предприятии на конец планового периода могут формироваться остатки продукции отгруженной, но не оплаченной. Но для предприятий, функционирующих на принципах хозяйственной самостоятельности и самоокупаемости, недопустимо наличие на конец планового периода остатка задолженности покупателями за полученную продукцию. Важной задачей финансовых служб предприятия и является улучшение состояния расчетов за поставленную продукцию. Поэтому если предприятие отгружает свою продукцию на условиях предоплаты, то при планировании дохода от продажи продукции, не предусматриваются остатки продукции отгруженной, но не оплаченной покупателями. Если же предприятие, исходя из определенных конъюнктурных условий рынка, отгружает свою продукцию покупателям без предварительной оплаты, тогда необходимо планировать остатки такой продукции на конец планируемого периода, так как объем отгруженной, но не оплаченной продукции может существенно влиять на финансовое состояние предприятия в планируемом периоде.
Таким образом, делая вывод необходимо отметить, что в условиях современного экономического развития страны и формирования реальной самостоятельности предприятий прибыль получила новый смысл, поскольку в рыночных условиях она выступает не только основным источником развития хозяйственной деятельности какого- либо предприятия, но и стимулом его деятельности. Прибыль является главной решающей силой рыночной экономики, обеспечивающая интересы государства, собственников, персонала предприятия. Для эффективного управления прибылью необходимо усовершенствование существующих и разработка новых инструментов управления, разработки механизмов и стратегии управления прибылью, которые отвечают современным экономическим условиям деятельности украинских предприятий. Однако у каждого отдельного предприятия существуют свои проблемы управления прибылью, которые требуют детального рассмотрения со стороны самого предприятия. Чтобы план роста доходов предприятия (фирмы, компании, АО) стал реальностью, необходимо постоянно заботиться о том, чтобы сохранить имеющиеся денежные ресурсы и приумножить их [18, c.85].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прибыль является одной из важнейших экономических категорий, характеризующий эффективность работы торгового предприятия и отражает его положительный финансовый результат, выступает основным условием функционирования предприятия в рыночных условиях. Прибыль является главной целью и критерием эффективной деятельности современного торгового предприятия, непосредственно влияет на его финансовое состояние и является защитным механизмом от банкротства, основным источником обеспечения финансирования внутренних потребностей и дальнейшего его развития. [14]
Потребность исследования прибыли предприятия заключается в том, что именно от него зависит благополучие не только владельцев и работников данного хозяйствующего субъекта, но и положение рынка и экономики государства в целом. Ведь, несмотря на современное состояние экономики Украины, можно сказать, что стабильность ее зависит от состояния доходности действующих торговых предприятий.
Прибыль является основным источником финансирования развития предприятия, совершенствования его материально - технической базы, обеспечение всех форм инвестирования. Вся деятельность предприятия направлена на то, чтобы обеспечить рост прибыли или, по крайней мере, стабилизацию его на определенном уровне в течение определенного периода времени.
Прибыль в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда и поэтому служит важной экономической характеристикой эффективности работы предприятия. Он занимает центральное место в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления экономикой. Это выражается в том, что финансы, кредит, цены, себестоимость и другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью.
Роль прибыли торгового предприятия можно сформулировать следующим образом:
· выступает главной целью предпринимательской деятельности и является основным побудительным элементом для ведения хозяйственной деятельности;
· служит основным критерием оценки эффективности деятельности предприятия;
· выступает защитным механизмом от угрозы банкротства;
· является главным источником роста стоимости рыночной предприятия и прироста активов;
· выступает источником дальнейшего развития предприятия;
· является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов;
· является источником формирования фондов стимулирования;
· выступает критерием целесообразности при внедрении новых бизнес-идей;
· выполняет социальную функцию, путем удовлетворения социальных потребностей общества;
· является инструментом распределения чистого дохода общества между предприятием и бюджетом;
· является основным экономическим рычагом при формировании поступлений в бюджет страны;
· предприятий создает предпосылки для экономического развития общества в целом.
Основными факторами, которые влияют на величину выручки от реализации продукции, является объем производства продукции, ее ассортимент, качество, ритмичность работы предприятия и др.. Прибыль - это часть чистого дохода, что остается предприятию после возмещения всех расходов, связанных с производством, реализацией продукции и другими видами деятельности.
Абсолютная величина прибыли выступает обобщающим итоговым показателем, который характеризует объем финансовых средств предприятия для расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, формирования фондов предприятия, предназначенных для стимулирования и расширенного воспроизводства. Однако, этот показатель не освещает степень эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Для характеристики эффективности хозяйствования предприятия, степени использования его ресурсов получило распространение применение показателей относительной доходности, что в экономической практике получили название рентабельности. [13]
Повышение прибыльности деятельности предприятий можно достичь путем:
· Совершенствование системы управления предприятием;
· Обеспечение роста товарооборота и совершенствование его состава и структуры;
· Оптимизации затрат предприятия и ведение их четкого учета по месту возникновения;
· Повышение эффективности использования основных фондов;
· Оптимизации состава и структуры оборотных средств;
· Повышение производительности труда;
· Совершенствование торгово-технологического процесса.
Отечественные ученые предложили также модель повышения прибыли предприятия, которая состоит из следующих элементов:
1. Планирование. Если план по прибыли составлен на должном уровне, профессионально грамотно, предприятие имеет возможность правильно определить объем платежей в государственный бюджет и сумму прибыли.
2. Качество продукции (товаров, работ, услуг). Величина прибыли в основном зависит от спроса.
3. Резервы роста. Постоянный поиск неиспользованных возможностей увеличения прибыли, обеспечивать его рост.
4. Деловая репутация. Получать дополнительную прибыль и повысить рентабельность предприятию позволяет высокая деловая репутация. Своевременное расчета с поставщиками, качество и скорость предоставляемых товаров и услуг, приемлемая цена - основные ее показатели.
Возможными эффективными путями увеличения прибыли является, прежде всего, рост товарооборота и уменьшение издержек обращения торгового предприятия. Для этого, необходимо обладать рыночной ситуацией, своевременно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, проводить организационно-управленческие реорганизации на предприятии и тому подобное.
Дополнение
№ | Виды затрат и дохода |
Доход (валовая выручка) предприятия от реализации продукции | |
Налог на добавленную стоимость | |
Акцизный сбор | |
Другие вычеты из дохода | |
Чистый доход предприятия от реализации продукции ( 1 – 2 – 3 – 4 ) | |
Себестоимость реализованной продукции | |
Валовая прибыль ( убыток ) ( 5 – 6 ) | |
Другие операционные затраты | |
Административные затраты | |
Затраты на сбыт | |
Другие операционные затраты | |
Финансовые Результаты от операционной деятельности ( прибыль + , убыток - ) ( 7 + 8 – 9 – 10 – 11 ) | |
Доход от участия в капитале | |
Другие финансовые доходы | |
Другие доходы | |
Финансовые затраты | |
Потери от участия в капитале | |
Другие затраты | |
Финансовые результаты от обычной деятельности к налогообложению ( прибыль +, убыток -) | |
Налог на прибыль от обычной деятельности | |
Доход без налога на прибыль от обычной деятельности | |
Финансовые результаты от обычной деятельности (прибыль +, убыток -) ( 19 – 20 + 21 ) | |
Чрезвычайные доходы | |
Чрезвычайные затраты | |
Налог на чрезвычайную прибыль | |
Чистая (балансовая) прибыль (убыток) ( 22 + 23 – 24 – 25 ) |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белобжецкий И.А. Прибыль предприятия. / "Финансы", №3, 2011. – 40 с.
2. Блонская В.И, Турчиняк Ю.Б «Прибыль предприятия и факторы, на него влияют» / Научный вестник, 2008г. – 46 с.
3. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций / ИНФРА-М, 2010. - 280 с.
4. Гетьман О.О., Шаповал В.М. Экономика предприятия: Учебное пособие / Центр навчальної лiтератури , 2012. - 488 с.
5. Горфинкеля В.Я., Швандар В.А. Экономика предприятия: Учебник для вузов. – 3-е изд. перераб. и доп. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 718 с.
6. Гуменюк И.В, «Формирование и пути повышения прибыли предприятия» Научный вестник, 2013г. – 22 с.
7. Карпенко Л.Н. Управление формированием прибыли предприятия в процессе инвестиционной деятельности // Социально-экономические исследования в переходный период. - Львов, 2012. - Вып.2, ч.1. - 193-197 с.
8. Кодацкий В.П. Ваша прибыль в условиях рынка. / М.: Финансы и статистика, 2011. – 96 с.
9. Колчина Н.В.Финансы предприятий. Учебник. / М.: Финансы, ЮНИТИ,2011. – 458 с.
10. Куксов А. Планирование деятельности предприятия. / Экономист, 2009 - № 6. – 173 с.
11. Марюта А.Н., Елисеева О.К. Адаптивной управление прибылью предприятия / / Финансы Украины. - 2009. - № 3. - 83-89 с.
12. Налоговый кодекс Украины от 15.06.2010 г. N 6509
13. Осипов В.И. Экономика предприятия: Учебник / МАЯК , 2009. - 720 с.
14. Остапенко В.В. Финансы предприятий: Учеб. Пособие 2-е изд. / испр. и доп. – М.: Омега-Л, 2010. – 304 с.
15. Отпущенникова А.Н. Выбор методов управления прибылью / / Экономика. Менеджмент. Предпринимательство. Сб. наук. трудов ВНУ имени В. Даля. Вып. 9, 2010. - 37- 43 с.
16. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. / М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009. – 871 с.
17. Поляка Г.Б. Финансы / М.:ЮНИТИ, 2013. - 608 с.
18. Шабалин Е.М. Прибыль: Учебник для вузов / М: Финансы и статистика, 2008г., - 560 с.
19. Экономика предприятия под ред. Грузинова В. П. – М.2008. – 318 с.