Характеристика рынков монополии и олигополии
Типы покупателей
Покупателей можно классифицировать, выделяя различные признаки, например, по направлениям использования товара, психологическим характеристикам, отношению к цене и т.д.
1. По направлению использования товаров:
- индивидуальные: люди, использующие материальные блага и услуги для воспроизводства жизни, для трудовой или общественной деятельности, для обеспечения определенного стиля и образа жизни и духовной культуры;
- массовые: организации, учреждения, компании, ассоциации и т.п., использующие материальные блага и услуги для своей профессиональной деятельности (но не для производственной или торговой);
- производственные: производственные предприятия, фирмы, кооперативы, торговые предприятия и предприятия сферы услуг, использующие материальные блага и производственные услуги для производственных (в том числе торговых) целей.
2. По отношению к цене:
- экономные: ориентированы, в первую очередь, на уровень цен;
- апатичные: цена не важна, главное – удобство, престижность или качество;
- рациональные: оценивают покупку с точки зрения соответствия цены и качества продукта;
- персонифицированные: образ продукта более важен, чем цена, но все же и она оказывает влияние на покупку.
3. По признаку коммуникабельности:
- зажатые: закомплексованные, с трудом вступающие в контакт, тяготеющие к повышенному вниманию;
- равнодушные: не проявляющие интереса к контакту;
-раскованные: легко вступающие в диалог.
4. По психологическим характеристикам:
- движимые потребностью: люди бедные; основная потребность хоть как-то обеспечить свое каждодневное существование;
- интегрированные личности: психологически стабильные, самоутвердившиеся люди среднего возраста, хорошо образованные, финансово обеспеченные, имеющие чувство меры, активные в благотворительности;
- экстроверты: а) устойчивые, консервативные (рабочие и пенсионеры); б) подражатели (средняя образованность и неплохой доход): в) достигшие высокого положения в обществе (лидеры в бизнесе, в правительстве);
- интроверты: осознающие себя членами общества (интересуются окружающим, будущим, личным ростом, имеют приличный доход): а) эгоцентристы (молодые, импульсивные, часто переменчивые); б) жизнелюбы (активные, имеют хороший доход, образование).
Характеристика рынков монополии и олигополии
Монополия − это крупное капиталистическое предприятие, является противоположностью совершенной конкуренции. Она характеризует такой тип рыночной ситуации, при котором существует только один продавец товара. Такая фирма удовлетворяет совокупный спрос всех потенциальных покупателей товара, и линия спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон.
Характерные особенности: высокие барьеры для вступления в отрасль (патенты, лицензии, отдача от масштаба и др.), производство уникального продукта, один продавец встречается на рынке с большим числом покупателей.
Виды монополии:
Естественная: состояние рынка, при котором удовлетворение спроса эффективнее при отсутствии конкуренции, в силу технологических особенностей некоторых производств (электроснабжение, телефонная связь и т.п.).
Государственная (закрытая): созданная силой законодательных барьеров, определяющих товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа (права государства на производство денег).
Открытая: когда одна фирма, по крайней мере, на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко оказываются фирмы, впервые выходящие на рынок с новой продукцией.
Чистая монополия: ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг.
Формы монополии:
Картель: группа производителей, совместно максимизирующих прибыли посредством фиксации цен и ограничения объема производства продукции. Цель его создания – установление монополистического контроля определенного рынка.
Синдикат: объединение предприятий, производящих массовую однотипную продукцию, с целью устранения излишней конкуренции.
Трест: объединение предприятий, как правило, одной отрасли. Согласовывается не только торговая, но и производственная деятельность.
Концерн: это экономически господствующая форма корпорации, характеризующаяся единством собственности и контроля, имеющая многоотраслевой характер.
Консорциум: это временное соглашение между несколькими промышленными компаниями или банками с целью осуществления единого капиталоемкого проекта.
Конгломерат: предполагает слияние фирм, функционирующих на непересекающихся сегментах рынка. Например, автомобилестроение и сеть гостиниц.
Олигополия − это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых фирм ограничен высокими барьерами.
Характерные черты:
1. Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно их число не превышает десяти (сталелитейная и автомобильная промышленность).
2. Высокие барьеры для вступления в отрасль. Они связаны с эффектом масштаба. Кроме эффекта масштаба, олигополистическая концентрация порождается патентной монополией (фирмы «Ксерокс», «Кодак»), монополией контроля над редкими источниками сырья, высокими расходами на рекламу.
3. Всеобщая взаимозависимость. Каждая из фирм при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
Возможны 2 основные формы поведения фирм в условиях олигополистических структур: некооперативное и кооперативное. В случае некооперативного поведения каждый продавец самостоятельно решает проблему определения цены и объема выпуска продукции.
Ценовая война – это цикл постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка.
Кооперативное поведение означает, что фирмы договариваются об объемах выпуска и ценах.