SWOT-АНАЛИЗ деятельности предприятия
В данном разделе будут проведены исследования в 2 направлениях:
· изучение внутренней среды организации (ПРиМ-анализ). ПриМ-анализ – это внутренний анализ среды организации, проводится по двум направлениям: анализ эффективности преработки основных видов ресурсов в организации и уровень менеджмента в организации.
· изучение внешней среды организации (PEST-анализ). PEST-анализ – выявление важных аспектов внешней среды: политических, экономических, технологических и социальных, которые влияют на бизнес компании.
Структурные схемы анализа внешней и внутренней среды представлены в приложении 3.
Также будет приведен SWOT-анализ деятельности предприятия, т.е. будут показаны сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы применительно к текущему состоянию предприятия. В ходе данного анализа будут сформированы 4 списка:
1. Сильные стороны предприятия:
1.1. Стабильное высокое качество продукции, позволяет наиболее полно отвечать требованием заказчиков;
1.2. Рабочие с высокой квалификацией нужны для успешного функционирования предприятия;
1.3. Работа, соответствующая стандарту ISO 9001:2008, т.е. в работе агрегированы основные требования системы пищевой безопасности НАССР;
1.4. Большой опыт работы ООО «РАСКО» позволил достаточно быстро занять одно из лидирующих мест в сегменте стекольной промышленности;
1.5. Расширение ассортимента продукции дает возможность освоения новых сегментов рынка;
1.6. Наличие филиала в г. Воронеже выгодно с точки зрения логистики для обслуживания южного направления России;
1.7. Низкая себестоимость помогает уменьшить затраты производства;
1.8. Наличие централизованной организационной финансовой службы обеспечивает эффективное выполнение задачи управления денежными потоками в реальном времени (до окончания расчетного периода) с учетом всех нюансов;
1.9. Наличие своих каналов сбыта используют для установления контактов с постоянными клиентами;
2. Слабые стороны предприятия:
2.1. Вредные условия труда на производстве способны вызвать неблагоприятное влияние на организм работника;
2.2. Выбросы атмосферы в результате контакта расплавленного стекла («капли стекломассы») со смазкой оборудования, при производстве изделий;
2.3. Необходимость заполнения вакансий менеджеров по продажам, обеспечивающих пошаговую стратегию выполнения планов продаж;
2.4. Необходимость обучения нового персонала обусловлена отсутствием на рынке уже готовых специалистов;
2.5. Текучесть кадров обусловлена увольнением одних сотрудников и приходом на их место других;
2.6. Узкий ассортимент, предполагает работу на достаточно узком сегменте рынка;
3. Возможности по отношению к внешней среде:
3.1. Увеличение числа потребителей обуславливает увеличение спроса;
3.2. Снижение стоимости сырья за счет уменьшения количества отходов и повторного использования;
3.3. Использование передовых технологий и непрерывное совершенствование производства способствуют повышению эффективности труда;
3.4. Улучшение качества продукции способствует увеличению дохода и прибыли;
4. Угрозы, происходящие из внешней среды:
4.1. Увеличение уровня инфляции может привести к искажению важных экономических показателей развития предприятия, прежде всего, – процента за кредит и рентабельности производства;
4.2. Возрастание числа конкурентов приводит к снижению цен на эту продукцию без изменения ее ассортимента и качества;
4.3. Изменение спроса способствует к уменьшению желания покупки продукции;
4.4. Введение больших размеров налогов может привести к потери прибыли;
4.5. Нестабильность политической и экономической ситуации в стране приводит к сокращению производства и росту безработицы.
Полученные списки проранжированы с помощью метода парных сравнений:
Таблица 5
Сильные стороны организации
Сумма выборов | Номер ранга | ||||||||||
- | |||||||||||
- | - | ||||||||||
- | - | ||||||||||
- | - | ||||||||||
- | - | ||||||||||
- | |||||||||||
- | - | ||||||||||
- | - | ||||||||||
- | - |
По результатам таблицы были выявлены 2 наиболее сильные стороны предприятия: стабильное высокое качество продукции и возможность расширения ассортимента.
Таблица 4
Слабые стороны организации
Сумма выборов | Номер ранга | |||||||
- | ||||||||
- | ||||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- | - | |||||||
- |
В результате ранжирования были выявлены 2 наиболее слабые стороны организации: вредные условия труда и загрязнение атмосферы.
Таблица 6
Возможности внешней среды
Сумма выборов | Номер ранга | |||||
- | - | |||||
- | ||||||
- | ||||||
- | - |
По результатам таблицы выявлены 2 возможности: увеличение числа потребителей и улучшение качества производимой продукции.
Таблица 5
Угрозы внешней среды
Сумма выборов | Номер ранга | ||||||
- | - | ||||||
- | |||||||
- | |||||||
- | - | ||||||
- | - |
В результате ранжирования были выявлены 2 наиболее важные угрозы со стороны внешней среды: возрастание числа конкурентов и изменение спроса.
Таблица 6
Ранжированные результаты SWOT – анализа
Номер ранга | Характеристика | |
Сильные стороны | Слабые стороны | |
Стабильное высокое качество продукции | Вредные условия труда | |
Возможность расширения ассортимента | Загрязнение атмосферы | |
Возможности | Угрозы | |
Увеличение числа потребителей | Возрастание числа конкурентов | |
Улучшение качества производимой продукци | Изменение спроса |
Далее будет рассмотрены варианты решений проблем предприятия. Результаты представлены в таблице 6.
Таблица 7
Матрица решений как результат SWOT-анализа
Сильные стороны | Возможности организации | |
1. Увеличение числа потребителей | 2. Возможность расширения ассортимента | |
1. Стабильное высокое качество продукции | 1.1.Использование передовых технологий и непрерывное совершенствование производства | 1.2. Введение новых видов с высоким качеством |
2. Низкая себестоимость сырья | 2.1. Проведение и анализа сегментов рынка | 2.2. Добавление новых видов сырья в продукцию |
Слабые стороны | 1. Увеличение числа потребителей | 2. Расширение ассортимента |
1. Вредные условия труда на производстве | 1.1. Для увеличение числа потребителей нужны лояльные условия труда | 1.2. Уменьшение дозирования химических веществ |
2. Загрязнение атмосферы | 2.1. Установка специальных программ | 2.2. Использование чисто-экологических материалов |
Сильные стороны | Угрозы организации | |
1. Возрастание числа конкурентов | 2. Изменение спроса | |
1. Стабильное высокое качество продукции | 1.1. Расширение ассортимента | 1.2. Реклама высококачественной продукции |
2. Низкая себестоимость сырья | 2.1. Поддержка низких цен | 2.2. Расширение круга потенциальных потребителей |
Слабые стороны | 1. Возрастание числа конкурентов | 2. Изменение спроса |
1. Вредные условия труда на производстве | 1.1. Показать что работники обеспечены необходимой защитной одеждой | 1.2. Улучшение условий труда на производстве, как следствие высокая работоспособность |
2. Загрязнение атмосферы | 2.1. Доказательство того, что производство экологически чистое | 2.2. Анализ экологической ответственности конкурентов |
Модель структуры мероприятий представлена в приложении 4.
Вывод:По результатам SWOT-анализа видно, что организация ООО «РАСКО» имеет достаточное количество сильных сторон и возможностей для развития. Матрица решений на основе SWOT-анализа позволит руководителю предприятия ликвидировать угрозы внешней среды и укрепить слабые стороны предприятия, а также направить сильные позиции и возможности предприятия на завоевание конкурентных преимуществ. Правильно организованная политика на предприятии поможет предотвращению утечки кадров и информации в конкурирующие предприятия.