Понятие трансфертных цен
Трансферты – это операции, в ходе которых подразделения компании передают друг другу товары и оказывают услуги, вследствие чего принимающие подразделения терпят расходы, а поставляющее подразделение получают денежные поступления.
Трансфертные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями компании, а также разных компаний, но входящих в одно объединение. Они могут использоваться как в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в отношении услуг. Следовательно, целью использования трансфертных цен является возможность влиять на показатели работы каждого из подразделений, способствуя увеличению их прибыли и прибыли фирмы в целом, повышая ее конкурентоспособность.
Трансфертные цены получили широкое распространение в 50-60 е годы в бизнесе крупных компаний в зарубежных странах, особенно при обмене товарами и услугами в рамках транснациональных компаний. Данные о трансфертных ценах, как правило, ограничены и составляют коммерческую тайну, а их уровень в 3-4 раза ниже рыночных цен. Причиной расширения сферы применения трансфертных цен явилось развитие производственной кооперации. Установление трансфертных цен позволяет руководству холдинга перераспределять прибыль между материнской и дочерними компаниями, распределять рынки сбыта и сферы влияния между различными подразделениями, выводить прибыль, получаемую дочерними компаниями, из стран, где действуют ограничения на вывоз капитала, завоевывать новые рынки.
Но главная цель введения трансфертных цен – это минимизация налогообложения внутрикорпоративных расчетов и таможенных платежей, а также аккумулирование прибыли в сбытовых структурах, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением. То есть производственные компании поставляют продукцию по трансфертной цене, которая ниже рыночной, родственным сбытовым компаниям, зарегистрированным в оффшорной зоне (иностранной или внутренней), сбытовики реализуют товар по рыночной цене, получая сверхприбыль, с которой не платятся налоги. Поэтому трансфертные цены являются предметом пристального внимания налоговых органов разных стран. По ряду исследований сегодня осуществляется 30-50% мирового экспорта товаров и услуг, вследствие чего налоговая нагрузка корпораций снижается в среднем на 10-15%. В России поводом для проверки сделки между взаимозависимыми[25] компаниями и при совершении внешнеторговых сделок является согласно Налоговому кодексу РФ отклонение цен сделок более чем на 20% в сторону повышения либо в сторону понижения от рыночного уровня цен[26] в пределах непродолжительного периода времени[27]. Следствием проверки может быть признание цены как не соответствующей уровню рыночных цен и пересчет результатов сделки исходя из рыночных цен.
На базе официальных источников информации определяется рыночная цена:
;
где: - уровень рыночной цены;
Pi - цены идентичных товаров;
qi - количества реализованных идентичных товаров.
Может случиться так, что на соответствующем рынке нет сделок по идентичным или однородным товарам (работам, услугам). В этом случае, а также при невозможности определения рыночных цен ввиду отсутствия либо недоступности источников информации для их определения используется метод цены последующей реализации. Рыночная цена товаров определяется как разность цены, по которой они реализованы покупателем при последующей их реализации (перепродаже), и обычных затрат, понесенных покупателем при перепродаже, а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.
При невозможности использования метода цены последующей реализации используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ или услуг определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли.