Методы исчисления трансфертных цен

Кратко вопросы расчета ТЦ освещались в предыдущей главе. Здесь мы полнее раскроем данную тему.

Существуют три основных метода определения конкретной вели­чины ТЦ.

1. ТЦ, основанные на рыночных ценах. Здесь используются прей­скурантные публикуемые цены на такие же продукты и услуги в тех слу­чаях, когда подразделение (центр ответственности) имеет и внешних, и внутренних заказчиков.

2. ТЦ, в основе которых лежат затраты (себестоимость):

• переменные затраты;

• полные затраты (переменные затраты + постоянные затраты);

• «себестоимость плюс», например, 120% полных затрат или 175% переменных затрат.

3. Договорные ТЦ.

При определении ТЦ широко распространен рыночный подход. Считается, что такой трансферт продуктов и услуг обычно ведет к опти­мальным решениям, способствует достижению общекорпорационных целей. Использование рыночных цен в качестве трансфертных хорошо подходит к концепции центров прибыли и делает возможной оценку дея­тельности менеджеров и подразделений (центров), основанную на фи­нансовых результатах.

Применение рыночных ТЦ ограничено рядом условий:

• наличием хорошо разработанного рынка промежуточных про­дуктов и услуг, аналогичных продукции и услугам подразделений данно­го предприятия;

• существованием устойчивых равновесных цен;

• достаточно высокой степенью децентрализации, когда подраз­деления свободны покупать и продавать как у себя, так и на стороне.

Существует общая формула, лежащая в основе расчета ТЦ между подразделениями предприятия со сложной организационной структу­рой: ТЦ должна быть равна сумме удельных переменных затрат транс­фертных продуктов и удельного маржинального дохода, который теряет­ся продающим подразделением в результате отказа от внешних продаж,

или ТЦ = переменная себестоимость на единицу продукта + маржинальный доход, потерянный на единицу продукта.

В принципе, эта формула универсальна. Она применима как при полной, так и при неполной загрузке мощностей. Однако трудностьееприменения связана с наличием устойчивых рыночных цен, используе­мых в качестве базы для расчета потерянного маржинального дохода.

В дополнение к приведенной формуле существуют определенные принципы, которым необходимо следовать, когда рыночные цены исполь­зуются в качестве трансфертных;

• покупающее подразделение (центр ответственности) должно по­купать у себя до тех пор, пока продающее подразделение (центр ответ­ственности) следует действующим внешним рыночным ценам и желает продавать у себя;

• если продающее подразделение не соблюдает «справедливые» внешние цены, то покупающее подразделение может приобретать на стороне;

• продающее подразделение должно иметь свободу реализовы­вать свою продукцию на стороне;

• для решения конфликтов по поводу ТЦ нужно создать беспри­страстный совет (комиссию).

С использованием переменной себестоимости в качестве ТЦ свя­зано несколько проблем:

• ТЦ не возмещает постоянные затраты и не показывает прибыль. Деятельность менеджера такого подразделения (центра ответственно­сти) не может быть оценена на основании показателей, базирующихся на прибыли или доходе, а это применимо лишь к центру затрат;

• если фактические затраты могут передаваться другому центру ответственности автоматически, то менеджер центра затрат будет лишен стимула контролировать расходы, что, разумеется, приведет к их росту.

Поэтому, к справедливости всех сторон, в этой ситуации необходи­мо использовать стандартные (близкие к нашим нормативным) перемен­ные затраты.

При определенных условиях переменную себестоимость стоит ис­пользовать как ТЦ, чтобы максимизировать совокупные прибыли пред­приятия. Такая ситуация возникает, если продающее подразделение (центр ответственности) имеет возможность реализовать свою продук­цию как у себя, так и на стороне. Предпочтение переменной себестоимо­сти зависит от того, может ли данное подразделение продавать всю свою продукцию аутсайдерам или оно имеет неиспользуемые мощности. В последнем случае можно увеличить маржинальный доход, применив ТЦ ниже полной себестоимости, но выше переменной.

Таким образом, выбор метода исчисления ТЦ зависит от трех основных факторов:

1) к какому типу центров ответственности (центр затрат, центр при­были, центр инвестиций) принадлежит подразделение, на продукцию (работы, услуги) которого устанавливаются ТЦ, а следовательно, какими полномочиями располагает данное подразделение;

2) состояния рынка промежуточных продуктов (работ, услуг), анало­гичных продукции (работам, услугам), на которые устанавливаются ТЦ;

3) степени децентрализации внутрифирменного управления и воз­можности подразделения (центра ответственности) покупать (получать) и продавать (передавать) как внутри предприятия, так и на стороне.

От правильности исчисления ТЦ зависит эффективность их при­менения.

Наши рекомендации