Методы расчета трансфертных цен

Формирование трансфертных цен отражает направления стратегического управления на предприятии и его внутреннего финансового планирования, так как от уровня трансфертной цены будет зависеть решение менеджмента о производстве полуфабрикатов и комплектующих у себя на предприятии или о закупке их на стороне. Как показывают исследования западных компаний, чаще всего трансфертные цены устанавливаются на основе метода издержек производства, а также на основе теку­щих рыночных цен.

При формировании трансфертных цен выделяют три подхода:

I. Затратный подход на базе себестоимости и нормативной рентабельности.

II. Рыночный подход.

III. Комбинированный подход.

Рассмотрим каждый подход в отдельности и соответствующие ему методы.

I. Затратный подход на базе себестоимости и нормативной рентабельности.

1. Метод расчета трансфертных цен на основе издержек производства.

Данный метод прост в учете затрат, в ведении учета и отчетности ме­жду подразделениями компании, и позволяет определить вклад каждого подразделения в увеличение прибыли конечного продукта компании. Он чаще всего применяется в вертикально интегрированных компаниях.

· При расчете трансфертных цен на основе полных затрат рассматривается сумма расходов на все ресурсы, затраченные на продукт или услугу в долгосрочном плане. В результате по­ставляющее подразделение может покрыть полные затраты, хотя и не получить прибыли.

· При определении трансфертных цен на базе нормативной себестоимости компания определяет уровни нормативных трансфертных цен. Нормативный подход лучше в том отноше­нии, что превышение фактически рассчитанной в подразделе­нии трансфертной цены по отношению к нормативной свиде­тельствует об убыточности работы подразделения. И наоборот, если нормативная трансфертная цена оказалась выше факти­ческой, то это служит показателем эффективности работы под­разделения компании. К сожалению, нормирование издержек производства не всегда возможно. Например, в условиях инфляции прямое нормирование теряет экономический смысл. Кроме того, оно нецелесообразно при мелкосерийном и индивидуальном про­изводствах. В этих случаях трансфертные цены могут рассчи­тываться на основе переменных затрат, а постоянные затраты возмещаться из выручки.

Но из – за включения постоянных затрат, метод не дает достаточно объективной основы для оценки работы подразделений и для принятия решений о расширении производства. Подразделение компании не заинтересовано в снижении издержек, так как транс­фертная цена не только покрывает их, но и приносит прибыль в соответствии с заложенным в нее нормативом рентабель­ности.

2. Метод расчета трансфертных цен, ориентированный на предельные издержки.

Технология трансфертного ценообразования на основе предельных затрат следующая. В качестве первоначальной трансфертной цены выступают предельные затраты подразделения-поставщика. Прибавляя к этой цене свои предельные затраты, последующее подразделение производственного цикла, выступающее сначала как подразделение-потребитель, получает полные маржинальные затраты. Если данное подразделение имеет представление о величине своих предельных доходов, которое оно получит на определенном этапе производственно-сбытового цикла, и эти доходы окажутся равны полным предельным издержкам, тогда данное подразделение достигнет оптимума.

Из-за сложностей расчета предельных издержек за основу берутся переменные издержки. Хотя исследования английских компаний показали, что менее 10% фирм устанавливают трансфертные цены на уровне мар­жинальных затрат, поскольку они не включают прибыль и не стимулируют инвестиции, так как не дают достаточной инфор­мации для оценки деятельности центров прибыли[28]. Поставляю­щее подразделение несет полные затраты, а получает поступ­ления, покрывающие только переменные издержки. Прибыль получающего подразделения оказывается завышенной, по­скольку оно не оплачивает постоянные издержки поставляю­щего подразделения, следовательно, значительная часть прибыли концентрируется на заключительных стадиях производственно-сбытового процесса.

Некоторые корпорации, пытаясь обеспечить достоверную оценку работы подразделений, включают в трансфертную цену накидку на прибыль и возмещение постоянных затрат. Данный метод является практической реализации методов определения трансфертных цен на базе полной себестоимости с накидкой на прибыль. Величина прибыли, включаемая в трансфертную цену, определяется путем распределения общей прибыли корпорации между подразделениями с высокой степенью субъективности, что может привести к искажению оценки работы подразделений и снижения эффективности деятельности корпорации в целом.

Рас­пределение прибыли по полуфабрикатам конечных изделий может происходить несколькими способами:

1. Метод распределения прибыли.

При определении трансферт­ной цены по методу «издержки плюс прибыль» чаще всего ис­пользуется нормативный уровень себестоимости продукции, и к ней прибавляется прибыль пропорционально одному из по­казателей: заработной плате либо себестоимости, либо фондо­емкости производства подразделений. В этом случае общая прибыль компании в расчете на единицу продукции умножает­ся на показатель доли соответствующего показателя (напри­мер, суммы заработной платы или величины себестоимости) подразделения в общей величине заработной платы на произ­водство всего объема конечной продукции или в себестоимо­сти конечной продукции компании. Например, если за базу распределения прибыли берется себестоимость (Ci), а πi – прибыль компании на единицу конечной продукции, то формула трансфертной цены будет иметь вид:

Методы расчета трансфертных цен - student2.ru ;

Этот метод обычно ис­пользуется в компаниях, которые не имеют рынка полуфабри­катов

2. Метод распределения экономии затрат.

Внутренняя цена полуфабриката рассчитывается как сумма его себестоимости и экономии затрат на единицу полуфабриката:

Методы расчета трансфертных цен - student2.ru ;

Данный метод не дает полного учета вклада подразделений в стоимостной результат деятельности компании и не позволяет учесть качественные параметры подразделений.

3. Метод распределения суммы покрытия.

В отличие от первого метода, вместо себестоимости первым слагаемым трансфертной цены выступают переменные затраты, а вместо прибыли – величина покрытия.

II. Рыночный подход

1. Метод расчета трансфертных цен на основе текущей рыночной цены товара.

Данный метод используется в том случае, когда рыночную це­ну можно рассматривать как верхний предел трансфертной цены, скорректированной на величину расходов, связанных с продажей аналогичного това­ра на рынке. Тогда, если реализационные расходы для внутренних трансфертов промежуточ­ного продукта идентичны таким же расходам на внешнем рынке, поставляю­щему подразделению становится безразлично, где реализовать свою продук­цию: внутри компании или вне ее. Но если подразделение не может получить прибыль при текущей цене внешнего рын­ка, то компания окажется в более выгодном экономическом положении, если перестанет выпускать промежуточный про­дукт, а станет приобретать его на внешнем рынке.

Трансфертные цены устанавливаются на основе рыночных цен, когда для промежуточного продукта имеется высоко конкурентный рынок, то есть ни один из покупателей или продавцов не мо­жет сильно влиять на ценообразование на рынке, и объек­тивность рыночных цен будет заключаться в независимости их от ква­лификации менеджеров подразделений компании. Но рынок, как правило, не является абсолютно конкурент­ным, и трансфертный продукт может иметь специальные ха­рактеристики, отличающие его от похожих видов продукции. Тогда рыночная цена является подходящей только в том случае, если качество, условия доставки, величины скидок и последующие услуги являются идентичными.

Использование метода рыночных цен наиболее эффективно в отношение сырья и готовых изделий, так как по этим категориям товаров имеется конкурентная ценовая информация с открытого рынка. По полуфабрикатам, технологиям, услугам ориентация на рыночные цены практически невозможна из-за недостатка или полного отсутствия конкурентной ценовой информации. В этом случае для транснациональных корпораций оказывается возможность увода прибылей от налогообложения.

2. Регрессивный ме­тод.

В качестве конкурентной ценовой информации здесь используют­ся фактические цены, по которым корпорация ранее продавала свою го­товую продукцию на открытом рынке. Для определения трансфертных цен на промежуточный продукт из фактической рыночной цены произ­водят выплаты, покрывающие издержки и прибыль других отделений. Вычеты производятся по технологической цепочке в обратном порядке. Здесь также корпорации сталкиваются с следующими проблемами. В ТНК с организационной структурой «производственное — сбытовое подраз­деление» необходимо определение наценки сбытового подразделения. Величина наценки зависит от того, насколько сбытовое подразделение «выкладывается» при продаже товара на открытом рынке. Если оно не­сет существенные расходы на рекламу, маркетинг, содержание диле­ров, то наценка может быть довольно высокой. При незначительных сбытовых расходах наценка, как правило, невелика. Важной задачей является также определение прибыли, закладываемой в трансфертную цену. При выборе решения руководствуются обычно отраслевой нор­мой прибыли, уровнем издержек, объемом товарооборота.

Как показывает современная практика, метод рыночных цен наи­более широко практикуется корпорациями, его применяют более 30% европейских и японских корпораций. Но он может приводить к искажению внутрифирменных отношений из-за воздействия стихии рынка, а также к индивидуализации интересов отделений, подрывая корпоративное взаимодействие.

3. Метод расчета трансфертных цен, ориентированный на договорные цены

Трансфертная цена рассматривается как договорная и устанавливается в результате соглашения (договора, контракта) подразделе­ния - поставщика и принимающего подразделения на основе, как рыночных цен, так и на основе маржинальных или полных расходов. Трансфертные цены на основе переговоров помогают раз­решать конфликтные ситуации между подразделениями ком­пании, а мотивационные преимущества полной независимости менеджеров при принятии решений могут привести к увеличению общей прибыли компании.

Чтобы перего­воры были эффективными, важно, чтобы менеджеры обеих сторон обладали равными возможностями, умели пользо­ваться управленческой информацией. Если получающее под­разделение имеет множество источников получения промежу­точного продукта или услуги, а у поставляющего подразделения число вы­ходов на заказчиков ограничено, то возможности по ведению переговоров будут неравны. То же самое наблюдается и в слу­чае, если трансферты составляют относительно небольшую до­лю бизнеса одного подразделения и относительно большую долю бизнеса другого, так как если стороны не договорятся об услови­ях трансфертов, подразделение с небольшой долей пострадает значительно меньше.

Трансфертные цены на основе переговоров наиболее подходят для ситуаций, когда наблюдаются разные реализационные расходы для внутреннего и внешнего рынков, или когда существуют несколько рыночных цен. Но не подходят для случаев совершенного рынка промежуточного продукта и для случаев отсутствия рынка промежуточного продукта. В настоящее время данный метод используют примерно 15% аме­риканских и более 20% японских корпораций.

Вместе с тем использо­вание данного метода сопряжено с рядом негативных моментов и труд­ностей. При договорном подходе всегда значительна доля субъекти­визма: выбор цены в значительной степени зависит от личных качеств партнеров, ведущих переговоры. Кроме того, определение договорных трансфертных цен — это весьма дли­тельная процедура со значительными временными потерями и риском возможных конфликтов между партнерами. При договорном подходе возникает также проблема сбыта. Напри­мер, если в договор включается условие не покупать продукцию у сто­ронних поставщиков, то в случае, если рыночная цена ниже пере­менных затрат своего поставщика, корпорация несет убытки.

Для повышения эффективности сбытовой деятельности ТНК создают специальные подразделения по логистике, через которые сейчас реализуется около 45% совокупного оборота промежуточной продукции корпораций. За определенное комиссионное вознаграждение они выступают посредниками, как при сторонних, так и при внутрифирменных закупках и продажах.

III. Комбинированный подход.

Большая часть комбинированных методов основана на сложных формализованных подходах, что сдерживает их широкое использование. К комбинированным методам относятся метод технологической цепочки, разработанный американскими экономистами Д. Дирденом и Р. Энтони, метод распределения прибы­ли, разработанный американский эконо­мистом У.Комптоном, договрно - индексный метод, а также метод матема­тического программирования.

Наши рекомендации