Социальные трансферты как элементы формирования уровня жизни и доходов
Существенную роль в формировании доходов и определенного уровня жизни играет система обеспечения государством нетрудоспособных граждан — социальное обеспечение. Основными его направлениями являются: установление пенсий, пособий, социальное обслуживание престарелых, инвалидов, детей и приравненных к ним государственным законодательством в качестве обязательных для всех участников отношений и всех уровней их реализации.
Наиболее обширная часть социального обслуживания в Украине — пенсионное по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, формируемое в едином социальном пространстве, включающем единый порядок начисления и пересмотра пенсий, аккумулирование страховых средств и их выплат в едином внебюджетном Пенсионном фонде. Действующие в Украине условия пенсионного обеспечения определены и закреплены в «Государственном законе о пенсиях».
Пенсии, пособия, стипендии и другие выплаты из социальных фондов и бесплатные услуги, составляющие часть совокупных доходов граждан, принято объединять единым термином — трансферты. К ним относятся натуральные (товары и услуги) или денежные взносы и выплаты, осуществляемые в одностороннем порядке без получения какого-либо эквивалента взамен. Социальные трансферты в натуральной форме состоят из товаров, индивидуальных рыночных и нерыночных услуг, предоставляемых конкретным домашним хозяйствам за счет средств государственного и местных бюджетов или средств общественных организаций бесплатно.
Социальное обеспечение нетрудоспособных членов общества дополняется мерами по социальному обслуживанию и социальной помощи. Они включают социальную поддержку и оказание различных социально-бытовых, социально-медицинских, психологических, правовых, информационных и других подобных услуг гражданам в трудной жизненной си-
318 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда
туации. К мерам по социальному обслуживанию и социальной помощи относятся материальная помощь, проведение социальной реабилитации и адаптации нуждающихся в ней. Социальная работа с населением носит сугубо адресный, персонифицированный характер, требует выявления конкретных причин нуждаемости, оценки возможностей самообеспечения (по составу семей, их доходам и имуществу). Организуются различные виды социальных учреждений (центры комплексного социального обслуживания, помощи семье и детям, социально-реабилитационные для несовершеннолетних, приюты для детей и подростков, учреждения по уходу на дому, дома-интернаты, центры дневного пребывания пожилых, бесплатные столовые и пр.).
В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение состоит из элементов обязательного и дополнительного пенсионного обеспечения. Обязательное пенсионное обеспечение, организуемое, как правило, государством, обеспечивает человеку лишь минимальный уровень компенсации потери его трудоспособности (в различных странах — от 25 до 80% среднего заработка с учетом инфляции). Достаточный размер компенсации достигается при помощи дополнительного пенсионного обеспечения. Доля последнего в системе национального пенсионного обеспечения уникальная для каждой страны и достигает 50—60%.
Пенсионная система, действующая в современной Украине, значительно деформирована последствиями методов проведения рыночных реформ. Прежде всего речь идет о потере необходимой связи размеров пенсий с трудовым вкладом, о существовании множества неоправданных льгот, ухудшении сбора страховых взносов как последствия экономического спада и неплатежеспособности предприятий, снижении доли заработной платы в общих доходах населения. В ходе предстоящей реформы системы пенсионного обеспечения, одобренной постановлением Правительства Украины от 7 августа 1995 г. «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Украине», структуру государственного пенсионного обеспечения предполагается преобразовать в трехуровневую. Ее первый уровень — базовые пенсии (ориентированные на прожиточный минимум пенсионера), второй уровень — трудовые пенсии, в основу которых должны быть положены страховой принцип и связь с величиной заработной платы в период трудовой деятельности. Наконец, третий уровень — негосударственные пенсии. В отличие от общегосударственной пенсионной системы, которая и впредь должна оставаться основной, эти пенсии могут быть более гибкими с точки зрения условий их предоставления, определения размеров и адаптации к конкретным экономическим условиям.
Развитие негосударственных пенсионных систем может в определенной мере стимулироваться налоговыми льготами и сопровождаться мерами по усилению государственного контроля за их финансовой надеж-
Глава 12. Политика доходов и оплата труда
ностью. Негосударственное пенсионное обеспечение может охватывать профессиональные пенсионные системы (пенсии от предприятия), реализующиеся через корпоративный пенсионный фонд и частные пенсионные накопления, осуществляемые через открытый пенсионный фонд, т. е. работающие непосредственно с населением. В Украине в настоящее время развиваются оба типа негосударственных пенсионных фондов.
При проведении пенсионной реформы предусматривается постепенно дополнить действующую пенсионную систему механизмом выплаты пенсий за счет прошлых накоплений самого человека, а в более отдаленной перспективе перенести центр тяжести именно на вторую, накопительную составляющую пенсии. Если пенсия будет поступать с индивидуального счета пенсионера, на который он вносил средства в течение всей трудовой жизни, то это будет в прямом смысле его трудовая пенсия.
Накопительная пенсионная система полезна не только для самих пенсионеров, но и для общества в целом. Она увеличит общий инвестиционный потенциал экономики, так как пенсионные накопления граждан через систему контролируемых государством пенсионных фондов будут вкладываться в наиболее перспективные экономические проекты.
Необходимо создать отлаженную систему пенсионного обеспечения, построенную на новых принципах, имеется в виду активизировать работу по внедрению индивидуального учета в государственном пенсионном страховании, который должен охватить все население и обеспечить возможность определения размера пенсии в зависимости от трудового вклада каждого человека. Должны быть проведены рационализация условий и норм пенсионного обеспечения, упорядочение пенсионных льгот. Предполагается перейти на дифференцированное исчисление тарифов страховых пенсионных взносов в зависимости от наличия на предприятиях рабочих мест с тяжелыми условиями труда. Это призвано побудить работодателей к улучшению условий труда и модернизации производства.
В системе социального обеспечения существенное место занимают социальные льготы, предоставляемые различным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством. Так, инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий на территории других государств предоставлено право на: получение разовых льготных кредитов банковских учреждений на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков; первоочередное получение местных строительных материалов для жилищного строительства, отпуск древесины на корню для строительства жилых домов на условиях, определяемых органами местного самоуправления.
Инвалиды войны имеют право на первоочередное (внеочередное для инвалидов I группы) бесплатное получение жилья в домах государственного и муниципального жилых фондов и внеочередной ремонт занимае-
320 Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда
мых ими жилых помещений. Для этой категории граждан предусмотрены: внеочередная бесплатная установка квартирного телефона; 50%-ная скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений (в пределах социальной нормы); 50%-ная скидка в оплате коммунальных услуг; бесплатное обеспечение лекарствами по рецептам врачей в пределах норм и в порядке, установленном Правительством Украины; бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов в государственных лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями.
Всем работающим инвалидам войны пособия по временной нетрудоспособности в размере 100% заработка выплачиваются независимо от стажа работы. Им предоставлено право поступления вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям и выплачиваются стипендии в повышенных размерах, устанавливаемых правительством. Этой категории граждан гарантируется также бесплатное обучение новым профессиям по месту работы, на курсах повышения квалификации в системе государственной подготовки и переподготовки кадров с сохранением оплаты труда (100% тарифной ставки) по последнему месту работы в течение всего периода обучения.
При наличии медицинских показаний работающие инвалиды войны в первоочередном порядке обеспечиваются путевками в санатории, профилактории и дома отдыха по месту работы, а неработающие инвалиды войны — бесплатными путевками, предоставляемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение. По желанию инвалидов войны вместо путевок в санатории или дома отдыха один раз в два года им выдается денежная компенсация. При наличии установленных медицинских показаний инвалидам войны выделяются бесплатно в пользование мотоколяски или легковые автомобили, причем при наличии у них противопоказаний к вождению автомобиля и мотоколяски, право управления транспортом может быть передано другому лицу, проживающему с этим инвалидом в одном населенном пункте.
Инвалиды войны имеют право на бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения, а также на бесплатный проезд один раз в год (туда и обратно) по железной дороге или на судах транзитных и местных линий речного флота, а в районах, не имеющих железнодорожного транспортного сообщения, — воздушным, водным или междугородным автомобильным транспортом. Лицам, сопровождающим инвалидов I группы, предоставляется 50%-ная скидка в оплате проезда.
Система льгот установлена украинским законодательством для инвалидов с детства и инвалидов-детей в возрасте до 16-ти лет: бесплатное
Глава 12. Политика доходов и оплата труда
обеспечение вело- и кресло-колясками; бесплатное изготовление и ремонт протезов; бесплатное получение лекарств по рецептам врачей; социальная пенсия (минимальный размер пенсии по старости + 100% указанного размера); 50%-ная скидка со стоимости проезда на железнодорожном, водном, воздушном и междугородном автомобильном транспорте в осенне-зимний период (с 1 октября по 15 мая). Инвалидам с детства предоставляются льготы по подоходному налогу с физических лиц.
Дети из многодетных семей обеспечиваются бесплатной школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещений школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения. Им предоставлено право бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, выставок. Дети из многодетных семей в возрасте до 16-ти лет бесплатно получают лекарства по рецептам врачей, кроме того, им предоставляется бесплатное питание (завтраки и обеды) в общеобразовательных школах и профессиональных учебных заведениях.
На уровень жизни и формирование доходов семей оказывают позитивное воздействие льготы, предоставляемые женщинам в связи с выполнением ими функций по рождению и воспитанию детей. Им установлено пособие по беременности и родам в размере среднего заработка (дохода) по месту работы. Женщинам, потерявшим работу и заработок в связи с ликвидацией или реорганизацией предприятий, учреждений, организаций, пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% минимального размера оплаты труда, а женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, — 50% минимального размера оплаты труда. При рождении ребенка женщины получают единовременное вознаграждение в размере 15-ти минимальных заработных плат, а до достижения ребенком 16 летнего возраста (при обучении в общеобразовательной школе — до 18-ти лет) — ежемесячное пособие на детей в размере 70% минимальной заработной платы. Матерям-одиночкам последнее пособие выплачивается в двойном размере. Для детей первого — второго года жизни бесплатно отпускаются специальные молочные продукты, а для детей первых трех лет жизни — бесплатные лекарства по рецептам врачей.
Меры по социальной защите лиц, потерявших работу, призванные обеспечивать минимально необходимые условия к существованию, сводятся к выплате пособия по безработице не ниже 100% минимального размера оплаты труда (при наличии у безработного гражданина нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, но максимальный его размер не может превышать величины среднего заработка по последнему месту работы.)
Нет сомнений в том, что социальные выплаты гражданам, установленные украинским законодательством, играют существенную роль в формировании уровня жизни и доходов населения. В настоящее время в Украине действуют более тысячи нормативных актов, предусматриваю-
21 —3-1844
322Раздел 3. Сущность и принципы организации планирования и оплаты труда
щих те или иные социальные льготы для двухсот категорий населения. Между тем при значительных бюджетных ассигнованиях, идущих на социальные нужды, реальная помощь, которая доходит до конкретного человека, нередко весьма незначительна. Если в развитых странах среди действительно нуждающихся распределяется 50—60% социальной помощи, то в Украине эта доля не превышает 20%.
Необходимы изменения и в принципах предоставления пособия по безработице. Создаются условия, когда лица, получающие это пособие, теряют заинтересованность в поисках работы и профессиональной переподготовке, нередко работают в тех секторах экономики, где распространено уклонение от налогообложения.