Основные показатели доходов и уровня жизни населения России

Уровень жизни является одной из важнейших социальных категорий, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. Потребности людей многообразны. Наряду с материальными существуют (и не менее важны) потребности духовные и социальные. Потребность - это необходимость, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. В связи с этим различен набор потребностей каждого человека: один занимается спортом, другой - нет, один посвящает свой досуг чтению или посещению театров, и т.д. Таким образом, под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных (рациональных) потребностей .

Реальные располагаемые денежные доходы (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в ноябре 2016г. по сравнению с соответствующим периодом 2015г., по оценке, увеличились на 1,9%, в январе-ноябре 2016г. - на 1,1%.

Можно выделить четыре уровня жизни населения: достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека); нормальный уровень (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил); бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы); нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддерживать жизнеспособность человека).

Рост уровня жизни создаст возможности, увеличить материальную базу для улучшения качества жизни. Последнее не ограничивается уровнем потреблением товаров и услуг, а выступает обобщающей характеристикой социально-экономических результатов развития общества и включает среднюю продолжительность жизни, уровень заболеваемости, условия и охрану труда, доступность информации, обеспечение прав человека, и т.д. В рыночной экономике важнейшими составляющими уровня жизни становятся также степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные национальные и религиозные отношения.

Повышение уровня жизни россиян является важнейшей программной задачей социальной политики Российского государства. В числе приоритетов Правительства - восстановление доходов и максимальное стимулирование платежеспособного спроса населения. Для этого разработаны основные направления социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу.

В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу дана количественная оценка общего роста благосостояния - увеличение частного потребления (имеется в виду конечное потребление домашних хозяйств) не менее чем на 80 %.

Задачи эти непростые. У большинства населения длительное время продолжается снижение располагаемых денежных доходов, а следственно уровня жизни. За два последних года современных реформ примерно у 45 % уровень жизни упал, у 25 - 30 % - изменился незначительно и лишь у 15-20 % вырос, в том числе у 3 - 5 % россиян этот рост оказался очень значительным (см.таблицу №1). Не менее важной задачей является преодоление несправедливости в распределении доходов.

Таблица №1.

Динамика реальных располагаемых денежных доходов.

  В % к
  соответствующему периоду предыдущего года предыдущему периоду
2015г.
Январь 108,0 50,5
Февраль 110,3 125,4
Март 104,4 100,2
I квартал 107,5 73,5
Апрель 109,7 110,2
Май 103,9 94,7
Июнь 103,7 105,0
II квартал 105,7 115,9
I полугодие 106,6  
Июль 106,0 102,5
Август 108,3 102,6
Сентябрь 99,3 92,3
III квартал 104,5 103,0
Январь-сентябрь 105,8  
Октябрь 98,7 99,5
Ноябрь 94,2 102,2
Январь-ноябрь 103,9  
Декабрь 88,7 129,4
IV квартал 93,1 106,0
Год 101,9  
2016г.
Январь 94,4 53,7
Февраль 101,3 134,5
Март 104,1 103,0
I квартал 100,4 76,6
Апрель 101,9 107,9
Май 104,4 97,1
Июнь 102,9 103,4
II квартал 103,1 119,0
I полугодие 101,8  
Июль 97,7 97,4
Август 91,5 96,1
Сентябрь 102,4 103,3
III квартал 97,1 97,1
Январь-сентябрь 100,1  
Октябрь 109,9 106,8
Ноябрь 101,9 94,8
Январь-ноябрь 101,1  


2.2 Доходы населения и влияние на них "Мирового финансового кризиса"

Экономический кризис, окутавший Россию на исходе 2014 года, набрал весомый размах и ударил по карманам миллионов жителей страны. Сейчас можно только догадываться о том, что ждёт Россию и её население, ведь мировой финансовый кризис оставил свой след не только на жителях, но и на многих компаниях, неуклонно продолжая набирать свои обороты. Аналитики считают, что именно мировой кризис "вскроет" неготовность современных компаний к действительной конкуренции. Другие склоняются к мнению, что экономический кризис способен даже создать целую волну перспективных проектов в сети Интернет, ведь для большинства компаний именно реклама в сети - надёжный и неугомонный источник поиска платёжеспособных клиентов, а, следовательно, и немаловажный способ заработка.

Современное население не совсем готово к борьбе, когда мировой финансовый кризис захватывает все новые отрасли экономики. По России не раз прокатывалась волна массовых увольнений рабочих как физического, так и умственного труда. Главная задача во время мирового финансового кризиса заключается именно в отстаивании своих позиций путём оценивания работоспособности компании в целом, либо оценки адекватности сотрудников. Таким образом, компания делает "естественный отбор" среди своих работников.

Предугадать окончание экономического кризиса, постигшего сегодня Россию, практически невозможно, но специалисты делают ставки на конец 2017 года, что мы в принципе можем уже ощутить на сегодняшний день, хоть и не так явно, но предпосылки к благоприятным изменениям уже существуют.

Кризисные явления, ставшие неотъемлемой частью жителей России, выглядят следующим образом: заработные платы снизились до 60%, сократилось не менее 40% рабочих, а количество рабочих дней существенно сократилось до 30%.

Особенно неблагоприятно обстоятельства складываются в металлургической промышленности, строительстве, финансовом и банковском секторах, а также на градообразующих предприятиях. По данным Роструда, с начала октября 2015 г. по январь 2015 г.14,1 тыс. предприятий заявили о сокращении 365500 человек, еще 900 предприятий - о неполной занятости 548875 своих сотрудников. Прогнозы масштабов сокращения персонала в 2009 г. колеблются от 200 - 250 тыс. человек (ФНПР) до 3 - 4 млн. (независимые эксперты).

Согласно исследованию, недавно проведенному кадровым холдингом "Анкор", 75% компаний намереваются отменить программы корпоративного обучения и развития сотрудников, 33% - ссуды для сотрудников, 17% - расходы на добровольное медицинское страхование; расходы на оплату питания и мобильной связи сократятся на 50%. Ожидается также рост задолженности по заработной плате.

Такое развитие событий, очевидно, приведет к снижению покупательской способности и реальных доходов населения, повышению уровня бедности - как общей, так и трудоспособных граждан. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы населения в 2015г. увеличились всего на 2,7% по сравнению с 2014г., а в декабре 2015г. снизились на 11,6% по сравнению с декабрем 2014г.

В сложившихся экономических условиях возрастает значимость государственного регулирования в сфере занятости и доходов населения. Имеется в виду:

- проведение оптимальной промышленной политики, способствующей продуктивной занятости;

- соответствующая адаптация системы образования и подготовки кадров;

- осуществление мер, направленных на защиту доходов населения, поддержание их покупательской способности.

Для повышения эффективности государственного антикризисного управления создана правительственная комиссия по повышению устойчивости развития российской экономики, утвердившая перечень 295 системообразующих организаций, которым оказывается господдержка (субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, госзаказ, таможенно-тарифная политика и т.д.)

Экономическая нестабильность, настоятельная необходимость структурной перестройки экономики и перехода на инновационные технологии резко повышает требования к качеству рабочей силы. Это касается уровня образования и квалификации работников, их способность работать в конкурентной среде, гибко реагировать на технологические изменения, переобучаться в соответствии со складывающейся конъюнктурой и др.

Серьезной антикризисной мерой, реализуемой в настоящее время Правительством РФ, являются программы и планы по поддержке занятости. В январе 2016г. на рассмотрении Минздравсоцразвития России находились соответствующие программы из 66 регионов (на 95% они финансируются из федерального бюджета, на 5% - из региональных), по которым предполагается создать не менее 800 тыс. временных рабочих мест для потерявших работу6.

Перспективными направлениями в содействии занятости безработных граждан является их вовлечение в сферу предпринимательства (малый бизнес), самозанятость.

Наши рекомендации