Теория распределения доходов. Основные виды доходов. Уровень жизни, качество жизни. Проблема неравенства доходов. Политика регулирования доходов

Существует два вида распределения доходов: функциональное и вертикальное.

Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности. Функциональное распределение характеризует распределение дохода между факторами производства, и, прежде всего между трудом и капиталом.

В результате функционального распределения доходов формируются такие первичные доходы, как заработная плата, процент, рента и прибыль. В системе факторов производства основная взаимосвязь касается капитала, поэтому для упрощения функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.

Вертикальное же распределение есть результат перераспределительного вмешательства государства в сферу доходов, благодаря чему доходами располагают даже такие группы (например, нетрудоспособные или безработные), которые не могли бы их иметь, если бы общество удовлетворялось только функциональным распределением.

Можно сказать, что доходы совершают в экономике своеобразный кругооборот. Доходы поступают в семью, в обмен на факторы производства (труд, землю, капитал, предпринимательскую деятельность ). Обмениваясь на товары и предоставляя семье услуги, они превращаются в доходы тех, кто произвёл эти товары и предложил услуги. Часть средств пойдёт на финансирование экономической деятельности, что обеспечит семью доходами в будущем. Свою долю доходов получит и государство. Оно поддержит экономически слабых и неимущих, создаст лучшие условия для функционирования экономики в целом. Это позволит семьям не только увеличить свои доходы, но и более щедро обеспечивать поступления средств в бюджет, создавая благоприятные условия для выполнения государством его функций, в том числе экономических.

В экономической теории доходы классифицируются по разным критериям:

1. В зависимости от уровня формирования:

— Доходы микроэкономического уровня: заработная плата, рента, прибыль, процент, амортизация, валовой и чистый доход предприятия и т. п.;

— Доходы макроэкономического уровня: валовой национальный доход; чистый национальный доход; совокупный личный доход; доход конечного использования; и т. п.

2. В зависимости от субъектов присвоения:

— доходы индивида;

— доходы домохозяйства (семьи);

— доходы предприятия (фирмы);

— доходы отрасли;

— доходы территориального сообщества;

— доходы государства;

— доходы общества (чистый национальный доход).

3. В зависимости от цен, в которых измеряется доход:

— номинальные доходы — измеряются в ценах текущего периода;

— реальные доходы — измеряются в базовых ценах (или в ценах текущих с учетом уровня инфляции).

5. В зависимости от включения дохода в цену блага:

— первичные доходы, включающиеся в цену товара: зарплата, процент, рента, прибыль, амортизация, косвенные налоги;

— вторичные доходы возникают в связи с перераспределением первичных доходов: прямые налоги, трансфертные выплаты государством, предприятиями, домохозяйствами и т. д.

6. В зависимости от источника получения:

- доходы от ресурса "труд" как такового, который (ресурс) не имеет отдельного от своего собственника существования:

— заработная плата;

— доходы от индивидуальной деятельности;

— доходы от подсобного хозяйства;

— доходы от коллективной (или кооперативной) деятельности;

— доходы предпринимателей;

— доходы от собственности, имеющей отдельное от собственника существование:

— дивиденды от акций;

— проценты от пая;

— проценты от банковских вкладов;

— доходы от облигаций;

— арендная плата и т. п.;

— доходы, непосредственно не связанные с оценкой результатов деятельности:

— частичная компенсация затрат на образование;

— бесплатное предоставление услуг здравоохранения;

— адресная помощь малообеспеченным слоям населения;

— социальные пенсии и т. п.

7. Доходы, образуемые в результате использования экономических ресурсов (факторов производства) — факторные доходы:

— доходы в виде зарплаты или должностных окладов;

— рентные доходы;

— процентные доходы или прибыль на капитал;

— предпринимательский доход (прибыль) в виде остаточного дохода.

Качество жизни населения — обобщающая социально-экономическая категория, посредством которой оценивается уровень потребления товаров и услуг, возможность населения удовлетворить свои духовные потребности, здоровье населения, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, морально-психологический климат, душевный комфорт и др.

Уровень жизни — это совокупность условий жизни населения страны, соответствующих достигнутому уровню ее экономического развития. Уровень жизни характеризуется целым комплексом показателей, представленных на рисунке 15.8.

Теория распределения доходов. Основные виды доходов. Уровень жизни, качество жизни. Проблема неравенства доходов. Политика регулирования доходов - student2.ru

Кроме того, на уровень жизни влияет обеспеченность населения продуктами питания, непродовольственными товарами, услугами; для оценки уровня жизни применяются также такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью, структура потребления (доля наиболее биологически ценных продуктов в питании).

Выделяют следующие причины неравенства доходов:

1. Различия в способностях. Все люди имеют разные интеллектуальные и физические способности. То есть врожденные таланты дают возможность некоторым индивидам внести свой вклад в совокупный продукт – вклад, который приносит очень высокие доходы, другие же оказываются в гораздо менее благоприятных условиях.

2. Образование и обучение. Люди существенно отличаются друг от друга по уровню полученного образования и профессиональной подготовки, а следовательно, и по своим возможностям зарабатывать доход. Отчасти эти различия являются результатом их свободного выбора.

3. Дискриминация. Простой анализ спроса и предложения показывает, как дискриминация – в данном случае имеется в виду дискриминация при найме на работу – является дополнительным источником неравенства доходов. Предположим, что ограничивается доступ женщин к таким профессиям, как секретарь или учитель, которые считались сугубо «женскими». Это означает, что предложение женской рабочей силы по сравнению со спросом на эти несколько профессий будет настолько большим, что зарплата и доходы будут низкими.

4. Профессиональные вкусы и риск. Люди, которые готовы заниматься изнурительной, неприятной работой и очень интенсивно работать в течение многих часов, будут зарабатывать больше. Некоторые увеличивают свои доходы путем «совместительства». Люди также отличаются друг от друга готовностью рисковать (предпринимательский писк).

5. Распределение богатства. Богатство подразумевает наличие некоторого запаса, то есть реальных материальных и финансовых активов, которые человек накопил за некоторый период времени.

6. Господство на рынке. Способность «искусственно вздувать цены на рынке» в своих интересах, безусловно, является главным фактором, определяющим неравенство доходов. Некоторые профсоюзы прибегают к таким мерам, которые ограничивают предложение оказываемых производственных услуг и тем самым повышают доходы своих членов.

7. Удача, связи и несчастные случаи.

Проблема неравенства граждан по уровню доходов исторически являлась одним из важнейших объектов экономической теории. Её анализом занимались многие известные экономисты в силу высокой практической значимости данного вопроса. И всё же единым мнением стало обоснование необходимости политики перераспределения доходов, активная роль, в которой отводилась государству.

Само устройство рыночной экономики делает неизбежным вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения, благодаря этому правительство получает средства, необходимые для удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников.

Кроме того, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в «общественном» секторе экономики (бюджетных отраслях), чьи доходы (зарплата и жалованье) носят фиксированный характер. Обычно это достигается законодательным установлением минимального уровня зарплаты как обязательной базы оплаты труда во всех сферах экономики. Размер минимальной зарплаты должен обеспечивать минимальный стандарт благосостояния.

Перераспределение доходов (переход от «функциональных» к «вертикальным») правительство осуществляет прямым и косвенным способами, включающими:

— «трансфертные платежи», то есть пособия, выплачиваемые малообеспеченным группам, иждивенцам, инвалидам, престарелым и безработным;

— «регулирование цен» на социально важную продукцию;

— «индексацию» фиксированных доходов и трансфертных платежей при определенном законом проценте инфляции;

— «обязательный минимум зарплаты» как базы оплаты труда на всех предприятиях;

— «прогрессивное налогообложение», при котором налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода.

Изменения в системе налогообложения и в процентной ставке — таковы два мощных инструмента регулирования поведения доходополучателей в рыночной экономике, которыми располагает правительство. Налоги определяют размер реального личного дохода, а процентная ставка, влияя на величину сбережений, определяет размер «потребляемой» части дохода и тем самым величину действительного спроса.

Важным элементом государственного регулирования доходов является определение и верхнего предела номинальной зарплаты. Такой предел должен препятствовать развертыванию инфляционной спирали «цена — зарплата». Эта мера образует основной элемент «политики сдерживания», означая на практике «замораживание» зарплаты и цен (в противоположность «политике экспансии», когда стимулируется рост доходов населения). Политика сдерживания ограничивает инфляционное превышение платежеспособного спроса над объемом реализуемого совокупного предложения.

Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, правительство стремится, однако, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности.

Наши рекомендации