УЭ 6. Анализ рентабельности предприятия
Показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они оценивают доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса, рыночного обмена. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
При проведении анализа используются следующие показатели рентабельности:
• общая рентабельность предприятия (рентабельность капитала (активов) предприятия);
• рентабельность собственного капитала;
• рентабельность основных производственных фондов;
• рентабельность продаж;
• рентабельность издержек.
Первые три показателя рентабельности отражают отношение прибыли к различным показателям авансированных средств: всем активам предприятия, собственному капиталу, основным производственным фондам.
Каждый из перечисленных показателей легко моделируется по факторным зависимостям. Например, рентабельность всего капитала предприятия (Рк) может быть представлена как произведение рентабельности продаж (Рп) и коэффициента оборачиваемости всего капитала (Кк):
Рк = Рп* KK = П / ВР *ВР / К,
где П - прибыль; ВР - выручка от реализации продукции; К - среднегодовая стоимость капитала предприятия.
Для анализа рентабельности капитала можно также использовать трехфакторную модель, включающую такие факторы, как рентабельность продаж, фондоемкость продукции по внеоборотным активам и скорость оборота оборотных средств. Модель имеет следующий вид:
Рк = П / К = П / (ВА+ОА) = (П / ВР) / ((ВА / ВР) + (ОА / ВР)),
где ВА - среднегодовая стоимость внеоборотных активов; ОА - среднегодовая стоимость оборотных активов; П / ВР - рентабельность продаж; ВА / ВР - фондоемкость продукции по внеоборотным активам; ОА / ВР - обратный показатель коэффициента оборачиваемости оборотных активов.
Проведем факторный анализ рентабельности капитала на примере данных таблицы 7.
Используем для анализа способ цепных подстановок.
1. Рассчитаем изменение рентабельности капитала за анализируемый период (DРк общ.):
DРк общ.= Рк о - Ркб = 0,20 - 0,11 = 0,09
2. Рассчитаем условную рентабельность капитала (Рк усл.1) при условии, что изменилась только рентабельность продаж, а остальные факторы остались на уровне базисных:
Рк усл.1 = Рп / ((ВА0 / ВР0) + (ОА0 / ВР0)) = 0,2440 / (0,9821 + 0,2679) = 0,1952
Таблица 7
Исходные данные для факторного анализа рентабельности капитала, тыс. руб.
Показатели | Условные обозначения | Базисный год | Отчетный год |
Выручка в ценах базисного периода | ВР | ||
Внеоборотные активы | ВА | ||
Оборотные активы | ОА | ||
Капитал | К | ||
Себестоимость продукции | С | ||
Прибыль | П | ||
Рентабельность капитала | Рк | 0,1100 | 0,2000 |
Рентабельность продаж | Рп | 0,1513 | 0,2440 |
Фондоемкость продукции по внеоборотным активам | ВА/ ВР | 0,9821 | 0,9397 |
Обратный показатель оборачиваемости оборотных средств | ОА/ВР | 0,2679 | 0,2805 |
3. Определим влияние фактора рентабельности продаж на изменение рентабельности капитала:
DРк 1 = Рк усл.1 – Рк б = 0,1952 - 0,1100 = +0,0852
4. Рассчитаем условную рентабельность капитала (Рк усл.2) при условии, что изменились два фактора - рентабельность продаж и фондоемкость продукции по внеоборотным активам, а значение оставшегося третьего фактора осталось на уровне базиса:
Рк усл.2 = Рп о / ((BAо / ВРо) + (ОАб / ВРб)) = 0,2440 / (0,9397 + 0,2679) =0,2021
5. Определим влияние фактора фондоемкости продукции по внеоборотным активам на изменение рентабельности капитала:
DРк 2= Рк усл.2 – Рк усл.1 = 0,2021 - 0,1952 = +0,0069
6. Рассчитаем влияние фактора оборачиваемости оборотных средств на изменение рентабельности капитала:
DРк3 = Рк о – Рк усл.2 = 0,2000 - 0,2021 = - 0,0021
7. Проверим правильность расчетов:
DРк общ.= DРк 1 +DРк 2 + DРк 3 = +0,0852 + 0,0069 - 0,0021 = 0,090
Таким образом, повышение рентабельности продаж способствовало росту рентабельности капитала на 0,0852, рост фондоемкости продукции по внеоборотным средствам снизился на 0,0069, а замедление оборачиваемости оборотных средств снизило рентабельность капитала на 0,0021.
Рентабельность собственного капитала (Рск) зависит от уровня рентабельности продаж, скорости оборота всего капитала предприятия и соотношения собственного и заемного капитала. Факторная модель рентабельности собственного капитала выглядит следующим образом:
Рск = П / СК = (П / ВР) * (ВР / К) * (К / СК),
где СК - среднегодовая стоимость собственного капитала.
Более углубленный анализ рентабельности собственного капитала можно провести с помощью известной факторной модели фирмы «Du Pont»
(схема № 2).
Рентабельность продаж зависит от факторов размер выручки от реализации и полная себестоимости продукции. Факторная модель имеет вид:
Рп = (ВР - С) / ВР,
где ВР - выручка от реализации продукции;
С - полная себестоимость продукции.
В свою очередь размер выручки зависит от количества реализованной продукции и уровня среднереализационных цен, а себестоимость - от объема использованных ресурсов и цен на единицу ресурсов, т.е. данную модель можно расширить и проанализировать влияние на рентабельность продаж также и этих факторов.
Схема № 2
Факторная модель собственного капитала фирмы «Du Pont»
1часть | 2 часть |
ЧП/ВР = Рп | Рп*Рот = Рса |
ВР/А = Рот | КС/СК = Кфз |
ПС+СК = КС | Рса*Кфз = Рск |
где ЧП – чистая прибыль;
ВР – выручка от реализации;
А – активы предприятия;
ПС – привлеченные средства;
СК – собственный капитал;
КС – капитал совокупный;
Рп – рентабельность продаж;
Рот – ресурсоотдача;
Рса – рентабельность средств в активах;
Кфз – коэффициент финансовой зависимости;
Рск – рентабельность собственного капитала.
Аналогичным образом можно провести факторный анализ и других показателей рентабельности: фондов, издержек, авансированного капитала и т.д.