Ценовая эластичность спроса. Коэффициент эластичности спроса. Типы ценовой эластичности спроса
Чувствительность покупателей к изменению цен измеряет ценовая эластичность спроса.
Ценовая эластичность спроса показывает, на сколько процентов изменится объем спроса при изменении цены товара на один процент.
Ценовая эластичность спроса измеряется с помощью коэффициента эластичности. Его определяют по формуле:
= или ×
где ΔQD – изменение объема спроса; ΔP – изменение цены.
Если процент изменения спроса больше процента изменения цены, то это – эластичный спрос (или товар эластичного спроса), Еd >1.
Если процент изменения величины спроса меньше процента изменения цены – спрос неэластичный, Еd < 1.
Пропорциональные (одинаковые) изменения характеризуют единичную эластичность спроса (т.е. процентное изменение спроса равно процентному изменению спроса) Еd = 1.
Если изменение цены не приводит к изменению спроса, то это совершенно неэластичный спрос, Еd = 0.
Если изменение спроса не приводит к изменению цены товара, то это совершенно эластичный спрос, Еd = ∞
К товарам с эластичным спросом обычно относятся:
1) предметы роскоши (шампанское, драгоценности, деликатесы);
2) товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета (мебель, телевизор);
3) легко заменяемые товары (отдельные виды мяса, фруктов).
Товары с неэластичным спросом включают:
1) предметы первой необходимости (лекарства, обувь, электроэнергия);
2) товары, стоимость которых незначительна для семейного бюджета (карандаш, зубная щетка);
3) труднозаменяемые товары (электрические лампочки, бензин, билет на интересный концерт).
Среди основных факторов, определяющих эластичность спроса по цене можно выделить следующие:
1. Наличие и доступность товаров-заменителей на рынке (чем больше заменителй имеет товар, тем спрос более эластичен);
2. Временной фактор (чем больше времени имеет потребитель, чтобы отреагировать на изменение цены, тем спрос более эластичен);
3. Доля расходов на товар в потребительском бюджете (чем выше уровень расходов на товар в доходе потребителя, тем спрос будет более эластичен);
4. Степень насыщения рынка рассматриваемым товаром (чем больше насыщенность рынка данным товаром, тем спрос более эластичен);
5. Разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше различных областей использования имеет товар, тем более эластичен спрос на него);
6. Важность товара для потребителя (если товар является необходимым в повседневной жизни (зубная паста, мыло, услуги парикмахера), то спрос на него будет неэластичным. Товары, которые не столь важны для потребителя и приобретение которых может быть отложено, характеризуется большей эластичностью.