Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса

Ценовая эластичность спроса – это категория, характеризующая реакцию потребительского спроса на изменение цены товара, т.е. как поведут себя покупатели при изменении цены в ту или иную сторону. Если понижение цены приводит к значительному увеличению спроса, то этот спрос считается эластичным. Если же существенное изменение в цене ведет лишь к небольшому изменению в количестве спрашиваемого товара, то имеет место относительно неэластичный или просто неэластичный спрос.

Степень чувствительности потребителей к изменению цены измеряют с помощью коэффициента ценовой эластичности спроса:

Коэффициент ценовой эластичности спроса[6]   =   Процентное изменение количества спрашиваемой продукции
Процентное изменение цены, вызвавшее подобное изменение величины спроса

Иными словами, коэффициент ценовой эластичности спроса: Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru .

Процентное изменение объема спроса и цены рассчитывается следующим образом: Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru ; Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru ,

где Q1иQ2 - первоначальный и текущий спрос; Р1иР2 - первоначальная и текущая цена. Таким образом, следуя данному определению, коэффициент ценовой эластичности спроса рассчитывается:

Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru .

Приведенное отношение (ЕDР) называется коэффициентом ценовой эластичности спроса. Оно показывает, на сколько процентов изменяется спрос в результате изменений цены на один процент. Если ЕDР>1, то, очевидно, спрос эластичен; чем выше этот показатель, тем эластичнее спрос. Если ЕDР<1, то спрос неэластичен. Если ЕDР=1, то имеет место спрос с единичной эластичностью. Т.е. снижение цены на 1% приводит к росту объема спроса тоже на 1%. Иными словами, изменение цены товара в точности компенсируется изменением спроса на него.

Выделяют и крайние случаи:

· Абсолютно эластичный спрос (линия D1 на рис. 3.2.1.). Возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями; коэффициент эластичности спроса стремится к бесконечности. Любое изменение цены приводит либо к полному отказу от приобретения товара (если цена повышается), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена уменьшается).



Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru РХ D2 D1 0 QХ Рис. 3.2.1. Абсолютно эластичный и абсолютно неэластичный спрос · Абсолютно неэластичный спрос (линия D2 на рис. 3.2.1.): как бы не изменялась цена товара в данном случае спрос на него будет постоянным (одинаковым); коэффициент эластичности равен нулю. Замечание: Приведенная выше формула расчета коэффициента ценовой эластичности носит принципиальный характер и отражает суть концепции ценовой эластичности спроса. Для конкретных расчетов обычно применяют так называемую формулу центральной точки, когда коэффициент рассчитывается по следующей формуле:
ЕDР = (Q2 – Q1)/(Q1 +Q2)  
2 – Р1) / (Р2 + Р1)  
       

Чтобы разобраться рассмотрим пример. Допустим, что цена товара колеблется в интервале от 4 до 5 д.ед. При РХ=4д.ед. объем спроса составляет 4000 ед. продукции. При РХ=5д.ед. – 2000ед. Используя первоначальную формулу, рассчитаем значение коэффициента ценовой эластичности для данного ценового интервала:

ЕDР = | ((2000-4000)/4000) / ((5-4)/4) | = |- 2| =2

Однако если в качестве базовой взять другую комбинацию цены и количества продукции, то получим:

ЕDР = | ((4000-2000)/2000) / ((4-5)/5) | = |- 5| =5

И в первом и во втором случае спрос эластичный, но результаты отражают разную степень эластичности, хотя анализ мы проводим на одном и том же ценовом интервале. Для преодоления этого затруднения экономисты используют в качестве базы средние величины уровней цены и количеств, т.е.

ЕDР = ((4000-2000) / ((4000+2000)/2)) / ((4-5)/((4+5)/2)) = 3 или

ЕDР = ((2000-4000) / ((2000+4000)/2)) / ((5-4)/((5+4)/2)) = 3.

Иными словами формула расчета коэффициента ценовой эластичности спроса принимает вид:

ЕDР = (Q2 – Q1)/((Q1 +Q2)/2) = (Q2 – Q1)/(Q1 +Q2)
2 – Р1) / ((Р2 + Р1)/2 2 – Р1) / (Р2 + Р1)

Конкретные факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса, выделить очень сложно, но можно отметь отдельные характерные черты, присущие эластичности спроса на большинство товаров:

1. Чем больше заменителей у данного товара, тем выше степень ценовой эластичности спроса на него.

2. Чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность его спроса.

3. Предметы первой необходимости (хлеб, молоко, соль, медицинские услуги и т.п.) имеют обычно невысокую эластичность, спрос же на предметы роскоши эластичен.

4. В краткосрочном периоде эластичность спроса на товар ниже, чем в более длительных, т.к. в долгосрочных периодах предприниматели могут наладить выпуск широкого ассортимента товаров-заменителей, а потребители – найти другие товары, заменяющие данный.

При рассмотрении эластичности спроса по цене возникает вопрос, что же происходит с выручкой (валовым доходом) фирмы при изменении цены на товар в случае эластичного спроса, неэластичного спроса и спроса единичной эластичности. Валовой доходопределяется как произведение цены продукции на объем продаж (TR=РХ·QХ). Как мы видим в выражение TR (валового дохода), как и в формулу показателя эластичности спроса по цене входят значения цены и объема товара (РХ и QХ). В этой связи логично предположить, что на изменение валового дохода могут оказывать воздействие величины эластичности спроса по цене.

Проанализируем, как изменяется выручка продавца в случае снижения цены на его продукцию при условии, что спрос на неё отличается высокой степенью эластичности (рис3.2.2а). В этом случае снижение цены (РХ) вызовет такое увеличение объема спроса (QХ), что произведение TR=РХ · QХ, т.е. общая выручка, возрастет. Из графика на рис. 3.2.2а. видно, что общая выручка от реализации продукции в точке А меньше, чем в точке В при продаже продукции по более низким ценам, т.к. площадь прямоугольника РААQАО < площади прямоугольника РВВQВО. При этом площадь РААСРВ – проигрыш от снижения цены, площадь СВQВQА – увеличение объема продаж от снижения цены. SСВQВQА – S РААСРВ – величина чистого выигрыша от снижения цены. С экономической точки зрения это означает, что в случае эластичного спроса снижение цены на единицу продукции полностью компенсируется значительным увеличением объемов реализуемой продукции. В случае увеличения цены данного товара мы столкнемся с обратной ситуацией – выручка продавца будет сокращаться. Проведенный анализ позволяет сделать такой вывод – если снижение цены товара влечет за собой увеличение выручки продавца, и, наоборот, при росте цены выручка падает, то имеет место эластичный спрос.

На рис. 3.2.2б. – промежуточная ситуация – снижение цены на единицу изделия полностью компенсируется увеличением объёмов продаж. Здесь выручка в точке А (РА х QА) равна произведению РХ и QХ в точке В. Здесь говорят об единичной эластичности спроса. При этом SСВ QВQА = S РААСРВ, а чистый выигрыш SСВQВQА – S РААСРВ = 0.

Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru РХ РА А В РВ С DХ 0 QА QВ QХ РА х QА < РВ хQВ а) Итак, если снижение цены на продаваемую продукцию не ведет к изменению выручки продавца (соответственно, рост цены также не вызывает изменений в выручке), имеет место спрос единичной эластичности. Теперь о ситуации на рис. 3.2.2в. В этом случае площадь прямоугольника РААQАО < площади прямоугольника РВВQВО, т.е. выручка в точке А меньше общей выручки в точке В. S РААСРВ > SСВQВQА, т.е. проигрыш от снижения цены выше выигрыша от увеличения объема продаж. Экономический смысл ситуации состоит в том, что для данного товара снижение цены на единицу продукции не компенсируется общим, незначительным увеличением объема продаж. Таким образом, если снижение цены блага будет сопровождаться снижением величины общей выручки продавца (соответственно, увеличение цены повлечет за собой и увеличение выручки), то мы столкнулись с неэластичным спросом. Итак, изменение объема продаж, вследствие колебания величины потребительского спроса в связи с изменение цены, сказывается на объеме выручки и финансовом положении продавца. Как уже было выяснено ранее, спрос – есть функция многих переменных. Кроме цены на него оказывают воздействие множество других факторов, в качестве основных из них можно упомянуть:
  • доход потребителей;
  • цены на взаимозаменяемые товары (товары-субституты);
  • цены на взаимодополняющие товары .
Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru РХ DХ РА А РВ С В 0 QА QВ QХ РА х QА = РВ хQВ б)
Эластичность спроса по цене. Концепции эластичности спроса по доходу и перекрестной эластичности спроса - student2.ru РХ DХ     РА А     РВ С В 0 QА QВ QХ РА х QА > РВ хQВ в) Рис. 3.2.2. Оценка эластичности спроса по показателю общей выручки

Исходя из этого, помимо концепции эластичности спроса по цене выделяют понятия эластичности спроса по доходу и перекрёстной эластичности спроса.

Концепция эластичности спроса по доходу отражает процентное изменение количества спрашиваемой продукции, обусловленное тем или иным процентным изменением дохода потребителя:

Коэффициент эластичности спроса по доходу (ЕDY)   =   Процентное изменение количества спрашиваемого товара Х
Процентное изменение дохода (Y) потребителя, вызвавшее подобное изменение величины спроса на Х

Реакция спроса на изменение дохода позволяет разделить все товары на два класса.

1. Для большинства товаров рост дохода будет приводить к росту спроса на сам товар, поэтому ЕDY > 0. Такие товары называются обычными или нормальными товарами, товарами высшей категории. Товары высшей категории (нормальные товары) – это товары для которых характерна следующая закономерность - чем выше уровень доходов населения, тем выше объём спроса на такие товары, и наоборот.

2. Для отдельных товаров характерна другая закономерность - с ростом дохода величина спроса на них сокращается, т.е. ЕDY < 0. Это товары низшей категории. Маргарин, ливерная колбаса, газированная вода являются товарами низшей категории по сравнению со сливочным маслом, сервелатом и натуральным соком, которые являются товарами высшей категории. Товар низшей категории – это вовсе не бракованный товар или испортившийся, это просто менее престижная продукция.

Концепция перекрестной эластичности позволяет отразить чувствительность спроса на один товар (например Х) к изменению цены другого товара (например Y):

Коэффициент перекрестной эластичности спроса (ЕDХY)   =   Процентное изменение количества спрашиваемого товара Х
Процентное изменение цены на товар Y, вызвавшее подобное изменение величины спроса на товар Х

Знак ЕDХY зависит от того, являются ли данные товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими друг друга или независимыми. Если ЕDХY > 0 , то товары взаимозаменяемы, и чем больше значение коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимозаменяемости. Если ЕDХY < 0 , то Х и Y – взаимодополняющие друг друга товары, т.е. «идут в комплекте». Если ЕDХY = 0 , то мы имеем дело с независимыми друг от друга товарами.

Наши рекомендации