С макроэкономических позиций
Сердцевину любой экономики составляет производство, создание
экономического продукта. Без производства не может быть потреб-
ления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия
выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т. е. создают
основу для потребления и приумножения национального богатства.
Экономику государства упрощенно можно рассматривать как
совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной
производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаи-
мосвязи между собой и государством.
От того, насколько эффективно работают предприятия, каково
их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и ин-
дустриальная мощь государства. Если схематично представить всю
систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то
ее основанием являются предприятия. Государственное, региональ-
ное, ведомственное управление может рассматриваться по отноше-
нию к процессам, происходящим на уровне предприятия, только
как надстроечные и вторичные явления.
Любые изменения в системе хозяйственного управления будут
бессмысленными, если они благотворно не сказываются на дея-
тельности предприятия.
Предприятие —самостоятельный хозяйственный субъект, про-
изводящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий
услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и по-
лучения прибыли.
Предприятие как юридическое лицо —это предприятие (орга-
низация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам,
установленным законодательством страны. К числу признаков юри-
дического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятель-
ная имущественная ответственность; право приобретать, пользовать-
ся и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от свое-
го имени иные дозволенные законом действия; право от своего
имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь само-
стоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.
При любой форме хозяйствования предприятия играют важней-
шую роль в экономике государства. С макроэкономических пози-
ций предприятия являются основой для:
•увеличения национального дохода, валового внутреннего
продукта, валового национального продукта;
•возможности существования всего государства и выполне-
ния им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть
государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов
с предприятий;
•обеспечения обороноспособности государства;
•простого и расширенного воспроизводства;
•развития национальной науки и ускорения НТП;
•повышения материального благосостояния всех слоев граж-
дан страны;
•развития медицины, образования и культуры;
•решения проблемы занятости;
•решения многих других социальных проблем. Эту роль пред-
приятия будут выполнять только в том случае, если они эффектив-
но функционируют.
Вся история развития общественного производства свидетель-
ствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функ-
ционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого ха-
рактерны наличие различных форм собственности, здоровая конку-
ренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование,
наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество по-
требителя по сравнению с производителем и другие необходимые
атрибуты.
Плановая и административно-командная экономика, как пока-
зывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее
время опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых
условий для эффективного функционирования предприятий преж-
де всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в пред-
принимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и
кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства го-
сударства в деятельность предприятия и других причин.
В условиях плановой экономики основная цель предприятия
заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и
ассортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь,
вытекал из пятилетнего плана.
Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и
конкретные поставщики, а также указывались и потребители продук-
ции, т. е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они распола-
гали на год, от каких предприятий их получат и в какой срок. Заранее
они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.
Если рассматривать условия работы предприятий с этой пози-
ции, то вроде бы они являлись идеальными, так как предприятиям
не нужно было беспокоиться, где взять ресурсы и куда сбыть про-
дукцию, —все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.
Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:
При этой схеме основой являются ресурсы; именно они явля-
лись ограничителем объема выпуска продукции. Таким образом,
объем выпуска продукции на предприятиях в условиях плановой
экономики в основном зависел от возможностей государства обес-
печить предприятие необходимыми ресурсами.
Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не вы-
полнялись, предприятия всегда испытывали острую нужду в ресур-
сах. Поэтому основной заботой первых руководителей предприя-
тия при плановой экономике было любой ценой выбить (получить)
ресурсы у государства.
В условиях плановой экономики предприятия не были особо
заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как
практически отсутствовала конкуренция, и предприятия знали, что
сбыт продукции всегда гарантирован.
У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-по-
ставщиков —все планировалось Госпланом и Госснабом.
Предприятия не стремились снижать издержки на производство
и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и техно-
логии, лучшей организации производства, так как цены устанавли-
вались на основе фактических издержек и нормативной прибыли.
Кроме того, над предприятием никогда не висел дамоклов меч стать
банкротом.
Кроме того, предприятия в материальном аспекте не были заин-
тересованы в повышении эффективности производства и всегда
оставляли существенный резерв для выполнения плана, чтобы его
всегда можно было выполнить без особых усилий.
Выполнение плана при административно-командной системе
являлось самым важным критерием при оценке работы предприя-
тия. По этому критерию оценивалась и деятельность руководителя
предприятия. Система премирования работников предприятия так-
же была тесно увязана с выполнением плана. При плановой эконо-
мике всегда имел место дефицит, особенно товаров народного по-
Ресурсы Производство Сбыт
требления, а также преимущество производителя над потребителем.
В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улучшать
качество продукции и насыщать рынок товарами и услугами.
С переходом российских предприятий на рыночные отношения
ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены рабо-
тать по совершенно иной схеме:
В этой схеме основой является спрос покупателей, т. е. воз-
можность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать
конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качест-
во продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, ха-
рактерные для рыночных отношений. Многие отечественные пред-
приятия на начальном этапе не были готовы работать по этой схеме
по различным причинам, основные из них:
•многие руководители предприятий не были способны рабо-
тать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность про-
исходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к пла-
новой экономике —там они чувствовали себя как рыба в воде;
•распад СССР привел к нарушению производственных и коо-
перированных связей;
•неконкурентоспособность продукции многих отечественных
предприятий;
•переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией
и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для
работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборот-
ными средствами;
•многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыноч-
ным отношениям;
•насыщение российского рынка импортными товарами;
•государство на переходном этапе не создало необходимых
условий для функционирования цивилизованного рынка в России.
Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным
образом не демонополизирована, не работает система банкротства,
не создана и надлежащая рыночная инфраструктура.
Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудше-
нию финансового положения многих предприятий и к затяжному
экономическому кризису в стране. Переходный период в России от
плановой экономики к рыночной затянулся.
Этот затяжной переходный период обусловлен также поли-
тической и социальной напряженностью в стране. Многие гражда-
не страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологи-
ческом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения,
за этот период они многое потеряли как в материальном (обесцене-
Сбыт (спрос) Производство Ресурсы
ние вкладов населения), так и в социальном плане. Естественно, мно-
гие из них были против перехода на рыночные отношения. Имеют-
ся в России и довольно существенные политические силы, которые
против рынка и за возвращение к социализму.
Переходный период в России характеризовался не только нега-
тивными последствиями, но и некоторыми положительными мо-
ментами.
К положительным моментам следует прежде всего отнести:
•все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают
выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает поку-
пателя. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к ры-
ночным условиям становится ключевой проблемой российской эко-
номики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные
перспективы социально-экономического развития страны;
•государственные и исполнительные органы власти в большей
мере стали понимать роль государства в условиях рыночных отно-
шений для стабилизации и повышения национальной экономики;
•создается необходимая инфраструктура для нормального
функционирования коммерческих организаций в условиях рынка;
•в определенной мере преодолен экономический кризис, до-
стигнута стабилизация и созданы основы для подъема националь-
ной экономики;
•к 1999 г. экономическая ситуация в РФ стабилизировалась и
начался подъем национальной экономики;
•рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сфе-
рах экономики здоровая конкуренция;
•увеличение числа специалистов самых различных направле-
ний, которые способны эффективно управлять предприятием в усло-
виях рынка, и др.
Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созда-
ны определенные условия для функционирования рыночной эконо-
мики. Чем быстрее осуществится ее становление, тем лучше для
экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.