С макроэкономических позиций

Сердцевину любой экономики составляет производство, создание

экономического продукта. Без производства не может быть потреб-

ления, можно только проедать произведенное. Именно предприятия

выпускают продукцию, выполняют работы и услуги, т. е. создают

основу для потребления и приумножения национального богатства.

Экономику государства упрощенно можно рассматривать как

совокупность всевозможных предприятий, находящихся в тесной

производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаи-

мосвязи между собой и государством.

От того, насколько эффективно работают предприятия, каково

их финансовое состояние, зависят здоровье всей экономики и ин-

дустриальная мощь государства. Если схематично представить всю

систему хозяйственного управления в стране в виде пирамиды, то

ее основанием являются предприятия. Государственное, региональ-

ное, ведомственное управление может рассматриваться по отноше-

нию к процессам, происходящим на уровне предприятия, только

как надстроечные и вторичные явления.

Любые изменения в системе хозяйственного управления будут

бессмысленными, если они благотворно не сказываются на дея-

тельности предприятия.

Предприятие —самостоятельный хозяйственный субъект, про-

изводящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий

услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и по-

лучения прибыли.

Предприятие как юридическое лицо —это предприятие (орга-

низация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам,

установленным законодательством страны. К числу признаков юри-

дического лица относятся: наличие своего имущества; самостоятель-

ная имущественная ответственность; право приобретать, пользовать-

ся и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от свое-

го имени иные дозволенные законом действия; право от своего

имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже, иметь само-

стоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке.

При любой форме хозяйствования предприятия играют важней-

шую роль в экономике государства. С макроэкономических пози-

ций предприятия являются основой для:

•увеличения национального дохода, валового внутреннего

продукта, валового национального продукта;

•возможности существования всего государства и выполне-

ния им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть

государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов

с предприятий;

•обеспечения обороноспособности государства;

•простого и расширенного воспроизводства;

•развития национальной науки и ускорения НТП;

•повышения материального благосостояния всех слоев граж-

дан страны;

•развития медицины, образования и культуры;

•решения проблемы занятости;

•решения многих других социальных проблем. Эту роль пред-

приятия будут выполнять только в том случае, если они эффектив-

но функционируют.

Вся история развития общественного производства свидетель-

ствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функ-

ционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого ха-

рактерны наличие различных форм собственности, здоровая конку-

ренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование,

наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество по-

требителя по сравнению с производителем и другие необходимые

атрибуты.

Плановая и административно-командная экономика, как пока-

зывает исторический опыт СССР и других стран СЭВ (в настоящее

время опыт Северной Кореи и Кубы), не создает необходимых

условий для эффективного функционирования предприятий преж-

де всего из-за отсутствия конкуренции, свободы действий в пред-

принимательской деятельности, неразвитости малого бизнеса и

кредитно-финансовых отношений, чрезмерного вмешательства го-

сударства в деятельность предприятия и других причин.

В условиях плановой экономики основная цель предприятия

заключалась в выпуске продукции определенной номенклатуры и

ассортимента исходя из годового плана, который, в свою очередь,

вытекал из пятилетнего плана.

Под этот план предприятию доводились необходимые ресурсы и

конкретные поставщики, а также указывались и потребители продук-

ции, т. е. предприятия заранее знали, какими ресурсами они распола-

гали на год, от каких предприятий их получат и в какой срок. Заранее

они знали, куда сбывать свою продукцию и по каким ценам.

Если рассматривать условия работы предприятий с этой пози-

ции, то вроде бы они являлись идеальными, так как предприятиям

не нужно было беспокоиться, где взять ресурсы и куда сбыть про-

дукцию, —все решалось государством в лице Госплана и Госснаба.

Предприятия в условиях плановой экономики работали по схеме:

При этой схеме основой являются ресурсы; именно они явля-

лись ограничителем объема выпуска продукции. Таким образом,

объем выпуска продукции на предприятиях в условиях плановой

экономики в основном зависел от возможностей государства обес-

печить предприятие необходимыми ресурсами.

Но в связи с тем, что пятилетние планы систематически не вы-

полнялись, предприятия всегда испытывали острую нужду в ресур-

сах. Поэтому основной заботой первых руководителей предприя-

тия при плановой экономике было любой ценой выбить (получить)

ресурсы у государства.

В условиях плановой экономики предприятия не были особо

заинтересованы в выпуске высококачественной продукции, так как

практически отсутствовала конкуренция, и предприятия знали, что

сбыт продукции всегда гарантирован.

У предприятий отсутствовала свобода выбора предприятий-по-

ставщиков —все планировалось Госпланом и Госснабом.

Предприятия не стремились снижать издержки на производство

и реализацию продукции за счет внедрения новой техники и техно-

логии, лучшей организации производства, так как цены устанавли-

вались на основе фактических издержек и нормативной прибыли.

Кроме того, над предприятием никогда не висел дамоклов меч стать

банкротом.

Кроме того, предприятия в материальном аспекте не были заин-

тересованы в повышении эффективности производства и всегда

оставляли существенный резерв для выполнения плана, чтобы его

всегда можно было выполнить без особых усилий.

Выполнение плана при административно-командной системе

являлось самым важным критерием при оценке работы предприя-

тия. По этому критерию оценивалась и деятельность руководителя

предприятия. Система премирования работников предприятия так-

же была тесно увязана с выполнением плана. При плановой эконо-

мике всегда имел место дефицит, особенно товаров народного по-

Ресурсы Производство Сбыт

требления, а также преимущество производителя над потребителем.

В этих условиях предприятия, естественно, не стремились улучшать

качество продукции и насыщать рынок товарами и услугами.

С переходом российских предприятий на рыночные отношения

ситуация в корне изменилась. Предприятия были вынуждены рабо-

тать по совершенно иной схеме:

В этой схеме основой является спрос покупателей, т. е. воз-

можность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать

конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качест-

во продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, ха-

рактерные для рыночных отношений. Многие отечественные пред-

приятия на начальном этапе не были готовы работать по этой схеме

по различным причинам, основные из них:

•многие руководители предприятий не были способны рабо-

тать по этой схеме, а некоторые из них не верили в серьезность про-

исходящих преобразований, надеялись и ждали возвращения к пла-

новой экономике —там они чувствовали себя как рыба в воде;

•распад СССР привел к нарушению производственных и коо-

перированных связей;

•неконкурентоспособность продукции многих отечественных

предприятий;

•переход на рыночные отношения сопровождался инфляцией

и гиперинфляцией, что не создавало благоприятных условий для

работы предприятий, особенно обеспечения предприятия оборот-

ными средствами;

•многие предприятия так и не сумели адаптироваться к рыноч-

ным отношениям;

•насыщение российского рынка импортными товарами;

•государство на переходном этапе не создало необходимых

условий для функционирования цивилизованного рынка в России.

Не были созданы условия для конкуренции, экономика должным

образом не демонополизирована, не работает система банкротства,

не создана и надлежащая рыночная инфраструктура.

Все эти и другие причины в конечном итоге привели к ухудше-

нию финансового положения многих предприятий и к затяжному

экономическому кризису в стране. Переходный период в России от

плановой экономики к рыночной затянулся.

Этот затяжной переходный период обусловлен также поли-

тической и социальной напряженностью в стране. Многие гражда-

не страны, особенно среднего и пожилого возраста, в психологи-

ческом плане не были готовы к переходу на рыночные отношения,

за этот период они многое потеряли как в материальном (обесцене-

Сбыт (спрос) Производство Ресурсы

ние вкладов населения), так и в социальном плане. Естественно, мно-

гие из них были против перехода на рыночные отношения. Имеют-

ся в России и довольно существенные политические силы, которые

против рынка и за возвращение к социализму.

Переходный период в России характеризовался не только нега-

тивными последствиями, но и некоторыми положительными мо-

ментами.

К положительным моментам следует прежде всего отнести:

•все больше предприятий адаптируются к рынку и начинают

выпускать ту продукцию, которая действительно устраивает поку-

пателя. Адаптация хозяйственной деятельности предприятий к ры-

ночным условиям становится ключевой проблемой российской эко-

номики, от ее решения зависят как ближайшие, так и отдаленные

перспективы социально-экономического развития страны;

•государственные и исполнительные органы власти в большей

мере стали понимать роль государства в условиях рыночных отно-

шений для стабилизации и повышения национальной экономики;

•создается необходимая инфраструктура для нормального

функционирования коммерческих организаций в условиях рынка;

•в определенной мере преодолен экономический кризис, до-

стигнута стабилизация и созданы основы для подъема националь-

ной экономики;

•к 1999 г. экономическая ситуация в РФ стабилизировалась и

начался подъем национальной экономики;

•рынки насыщаются товарами, появляется в некоторых сфе-

рах экономики здоровая конкуренция;

•увеличение числа специалистов самых различных направле-

ний, которые способны эффективно управлять предприятием в усло-

виях рынка, и др.

Из всего этого можно сделать вывод, что в нашей стране созда-

ны определенные условия для функционирования рыночной эконо-

мики. Чем быстрее осуществится ее становление, тем лучше для

экономики страны и каждого отдельно взятого предприятия.

Наши рекомендации