Разработка программы социологического исследования
Социологическое исследование — это анализ социальных явлений и процессов при помощи специальных методов, что позволяет систематизировать факты о процессах, отношениях, взаимосвязях, зависимостях и делать обоснованные выводы и рекомендации.
Функции социологических исследований следующие.
Информационно-исследовательская — направлена на создание постоянно обновляемой и дополняемой базы социальной информации.
Организационно-внедренческая — заключается в разработке по результатам анализа методических рекомендаций, инструкций, мероприятий, предоставлении информации заинтересованным лицам.
Пропагандистская — распространение основ социологических знаний, особенно среди руководящего состава организации.
Методическая ~ разработка новых, изучение и использование имеющихся прогрессивных методов ведения социологических исследований.
Социологические исследования бывают следующих видов:
В зависимости от цели различают конкретные (эмпирические, прикладные) исследования, направленные на решение конкретных задач, имеющихся проблем в сфере трудовой деятельности, а также теоретические, цель которых — выявление общих социальных закономерностей, разработка методологии исследования, понятийного аппарата.
В зависимости от того, в статике или динамике изучается объект, выделяют: разовые (анализирующие состояние на данный момент) и повторные (изучающие объект в развитии) исследования, которые, в свою очередь, подразделяются на когортные (изучается один и тот же объект, те же люди, группы — через определенные интервалы времени) и панельные — повторное исследование проводится на той же выборке (часть общей изучаемой совокупности), но конкретные лица и группы, попадающие в выборку, могут быть другими, нежели в предыдущих исследованиях.
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Глава 14. Мониторинг социально-трудовой сферы
Помимо этого выделяют так называемые пилотажные, исследования, т. е. пробные, предназначенные для апробации инструментария (например, анкет, разработочных таблиц и т. п.).
Исследование может быть сплошным, когда изучается вся генеральная совокупность, т. е. весь объект исследования, все входящие в него единицы. Вместе с тем, если генеральная совокупность достаточно велика, может проводиться выборочное исследование, когда изучается лишь часть генеральной совокупности — «выборка».
Социологическое исследование проводится в несколько этапов. Первый — подготовка к проведению исследования, включая составление его программы. Второй — сбор первичной социологической информации. Третий — подготовка собранной информации к обработке и ее обработка. Четвертый — анализ обработанной информации, составление выводов и предложений. Пятый — подготовка отчета о результатах исследования, практических рекомендаций.
Разработка программы социологического исследования — очень ответственный момент. Это документ, где определяются методология и методы исследования, требующая решения проблема, цель и задачи исследования, его объект и предмет, выдвигаются исходные гипотезы, уточняются используемые понятия, составляется организационно-технический план работ.
В ходе постановки проблемы, прежде всего, необходимо выявить проблемную ситуацию. Это может быть состояние неустойчивости объекта (социальной группы), наличие в нем противоречий и конфликтов, несоответствие его параметров задачам дальнейшего развития, поиск более эффективных форм работы и взаимодействия и т. п. Затем формулируется проблема — обоснование необходимости разрешить проблемную ситуацию с помощью социологического исследования, выработать в ходе его конкретное управленческое решение.
В соответствии с проблемой определяется цель чередования — модель ожидаемого решения проблемы. Целью может быть: получение нового теоретического знания; разработка новой методики исследований; прогноз развития объекта исследования; программа действий по совершенствованию изучаемого объекта; практические рекомендации по отдельным управленческим решениям. Следует учитывать, что, поскольку социологические исследования требуют соответствующей квалификации и проводятся специалистами по заказу руководителей организаций, цель должна быть согласована с заказчиком.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования должен быть решен ряд задач (средства достижения цели). Их необходимо четко сформулировать. Например: «изучить причины текучести кадров, в том числе по половозрастным, стажевым, профессионально-квалификационным группам работников», «проанализировать тесноту связи между
уровнем заработной платы и удовлетворенностью работников трудом» и т. п. Задачи могут быть основные, ориентированные на решение главной проблемы, и вспомогательные, затрагивающие отдельные побочные вопросы. При построении плана исследования задачи должны быть систематизированы по этапам его проведения.
Не менее важным является определение объекта и предмета исследования.
Объект исследования — носитель проблемной ситуации (социальная группа, совокупность людей). Он должен быть:
— четко обозначен (профессиональная, отраслевая, территориальная
принадлежность; функциональная определенность — изучаются межлич
ностные отношения на работе, производственные связи, досуг и т. п.);
— ограничен временными рамками (изучается в статике или в дина
мике, с каким временным интервалом);
— количественно определен (изучаются вся совокупность, выборка,
каков процент и репрезентативность выборки);
— описан в системе факторов, влияющих на его состояние.
В рамках объекта выделяют единицы исследования (наблюдения) — элементы, в отношении которых ведется сбор информации. Такая группировка называется еще типологизацией объекта исследования. Она может проводиться по количественным признакам (возраст, стаж) и качественным (пол, профессия и пр.).
Следующим этапом является определение предмета исследования. Это те стороны объекта, его функционирования, которые нужно изучить, чтобы решить поставленные задачи, выполнить намеченную цель. Так, в качестве объекта исследования может выступать «коллектив цеха № 5». Предметом исследования могут быть: взаимоотношения в коллективе, текучесть кадров, стиль и методы руководства и т. п. Предмет исследования может иметь сложную структуру, например: текучесть кадров (факторы, мотивы, причины, последствия, направления и т. п.).
Очень ответственный момент — выдвижение гипотез — научных предположений, задающих направление всему исследованию. Здесь окажет существенную помощь предварительный системный анализ объекта исследования, т. е. описание его в виде системы факторов, влияющих на его состояние. Это могут быть: внешние, исходящие из внешней среды, и внутренние, являющиеся частью самого объекта факторы; общие, присущие всем подобным объектам, и специфические, проявляющиеся лишь в некоторых из них; объективные, не зависящие от объекта, и субъективные, зависящие от его деятельности; прямые, чье действие проявляется непосредственно, и косвенные, действующие опосредованно, через изменения в действии других факторов.
При выдвижении гипотеза должна:
• соответствовать исходным методологическим принципам диалектического материализма и прикладной социологии;
24*
учитывать научные положения и выводы, достоверность которых подтверждена установленными фактами;
• быть доступна для проверки;
• не иметь внутренних противоречий.
Для целей научного исследования выделяют следующие виды гипотез.
1. В зависимости от отношения к целям исследования: основные, ука
зывающие на наиболее важные сущностные связи и зависимости; не ос
новные, характеризующие побочные связи и явления.
2. В зависимости от способа доказательства (проверки): гипотезы-ос
нования, которые сами могут не иметь эмпирических, т. е. доказываемых
с помощью опыта, признаков, а обосновываются выводимыми из них
гипотезами; гипотезы-следствия используются для доказательства основ
ных.
3. В зависимости от содержания предположения: описательные гипо
тезы, указывающие на связи, зависимости, но не дающие ответ на вопрос
«почему?»; объяснительные гипотезы, формулирующие предположения
о причинах тех или иных явлений, процессов, зависимостей; прогнозные
гипотезы, в которых заложен возможный прогноз ситуации: «если увели
чить заработную плату, текучесть квалифицированных рабочих снизится».
4. В зависимости от обоснованности: первичные гипотезы (рабочие),
выдвигаемые на начальном этапе исследования, при выявлении проб
лемной ситуации и определении проблемы; вторичные, формулируемые
на основе проверки и уточнения первичных.
5. В зависимости от уровня анализа: теоретические гипотезы (форму
лируемые как совокупность теоретических понятий); статистические
(формулируемые как система статистических показателей); эмпириче
ские (формулируемые как система эмпирически выводимых, т. е. воз
можных к подтверждению опытным путем признаков, показателей, ин
дексов).
Проверить достоверность выдвинутой гипотезы в ходе исследования можно, только если понятия, в которых она выражена, четко сформулированы, однозначно истолковываются и поддаются какому-либо количественному измерению. Для этого при разработке программы исследования применяются две основные процедуры — интерпретация и опера-ционализация понятий.
Интерпретация понятий — уточнение, истолкование их смысла.
Теоретическая интерпретация подразумевает, во-первых, выделение главных, опорных понятий. Во-вторых, в ходе интерпретации понятия раскрываются через понятия меньшей степени общности. В-третьих, устанавливаются взаимосвязи понятий между собой, проверяется их непротиворечивость.
Эмпирическая интерпретация — выделение основных признаков объекта, доступных измерению, установление показателей, которые могут быть
__________________ 373
количественно определены. Эти показатели называют «эмпирическими индикаторами». Например, масштаб текучести, интенсивность текучести кадров и т. п.
Операционализация понятий (или операциональная интерпретация) — это установление порядка количественного измерения показателей: единиц счета, коэффициентов, индексов, шкал (коэффициент текучести кадров, индекс сплоченности группы).
В ходе подготовки к проведению исследования необходимо обеспечить его репрезентативность (достоверность получаемых данных и выводов, гарантию того, что выводы, сделанные на основе анализа части совокупности, отражают свойства совокупности в целом).
Величина репрезентативной выборки зависит от дисперсии — разброса признаков (например, по возрасту, стажу и т. п.). Если дисперсия равна нулю, достаточно проанализировать одну единицу, входящую в объект исследования — выводы будут достоверно характеризовать всю генеральную совокупность. Соответственно чем больше дисперсия признаков, тем больше должна быть выборка. Обычно считается, что репрезентативная выборка не .может быть менее 10% генеральной совокупности.
При формировании выборки используется ряд методов вероятностного отбора. К простым относятся: простая случайная выборка — с помощью таблиц случайных чисел; систематический отбор — через интервал в перечне объектов генеральной совокупности; серийная выборка, когда единицами случайного отбора являются определенные «гнезда» — группы.
Среди сложных методов вероятностного отбора можно упомянуть: многоступенчатую выборку — случайный отбор проводится в несколько ступеней, при этом на каждой из них меняется единица отбора (цех-участок—бригада—работник); комбинированную выборку — на каждой ступени меняется не только единица, но и техника отбора; многофазовую выборку, когда на каждой ступени из большей выборки выделяют меньшую — до достижения необходимой величины; стратифицированную выборку — в генеральной совокупности выделяются однородные группы («страты»), а в них осуществляется случайная выборка любым методом. Помимо указанных существуют так называемые не строго случайные выборки, чей вероятностный характер снижен сознательно либо из-за применяемого метода отбора. К ним можно отнести: целенаправленную выборку, в которую включаются отобранные по установленным исследователями критериям типичные представители генеральной совокупности; квотную выборку — строится как модель, отражающая генеральную совокупность в пропорциях изучаемых признаков (например, 10% — женщины, 25% — с высшим образованием; 12% — занимаются тяжелым физическим трудом и т. п.); стихийную выборку («первый встречный»).
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Глава 14. Мониторинг социально-трудовой сферы
Далее в ходе разработки программы исследования определяются методы сбора информации и инструментарий (таблицы, бланки, анкеты, наблюдательные листы, инструкции и проч.) Инструментарий должен быть апробирован на удобство использования и обработки данных, полноту и надежность получаемых сведений в ходе пилотажного исследования. Подробнее этот вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.
Необходимо разработать организационно-технический план исследования. В нем должны быть определены этапы и сроки проведения работ, исполнители, формы предоставления результатов на каждом из этапов, формы контроля за ведением работ, смета затрат и источники финансирования. Целесообразно составление «сетевого графика», на котором условно обозначаются этапы, процедуры, операции исследования, устанавливаются временные взаимосвязи, возможности кооперации работников, параллельного выполнения отдельных работ.
14.3. Регулирование и совершенствование социально-трудовых отношений
Для регулирования социально-трудовых отношений государство создает систему законодательной и нормотворческой деятельности. Она охватывает такие направления, как занятость, социальная политика, условия и охрана труда, миграционная и демографическая политика и т. д.
Конституция Украины в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права гарантирует гражданам право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом, экономической деятельности. Труд свободен. Принудительный труд запрещен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 2 Конституции Украины). Эти положения имеют высшую юридическую силу, прямое действие и применяются на всей территории Украины.
Трудовые правоотношения могут регулироваться актами компетентных органов государства. К ним относятся: международные договоры с участием Украины, законы, указы Президента Украины, постановления Правительства Украины, Конституции (уставы) субъектов Украины, их законы и постановления, приказы и инструкции министерств, комитетов, ведомств, приказы директоров предприятий, фирм и т. п., решения органов местного самоуправления.
Система рыночных отношений в Украине лишь создается, следовательно, и новое законодательство о труде находится в стадии развития. Наряду с Конституцией Украины, которая определяет основополагающие принципы правового регулирования, в стране действует Кодекс законов о труде Украины 1971 г. (с изменениями от 1 марта 1998 г.).
Кодекс законов о труде Украины (КЗоТ Украины) является сводным законом и действует на всей территории Украины. КЗоТ Украины регулирует трудовые отношения всех работников, содействуя росту производительности труда, улучшению качества работы, повышению эффективности общественного производства и подъему на этой основе материального и культурного уровня жизни трудящихся, укреплению трудовой дисциплины и постепенному превращению труда на благо общества в первую жизненную потребность каждого трудоспособного человека (ст. 1). Наряду с правами на работника налагаются обязанности. Среди них: добросовестное выполнение трудовых обязанностей; соблюдение трудовой дисциплины; бережное отношение к имуществу предприятия, учреждения, организации; выполнение установленных норм труда (ст. 139 КЗоТ Украины). Ни в одном нормативном акте, ни в одном трудовом договоре не может быть снижен уровень тех прав и гарантий, которые предоставляются работнику согласно КЗоТ (ст. 2, ст. 21, ст. 51).
Кроме того, важную роль в регулировании трудовых отношений играют следующие законы: Закон Украины от 1 марта 1991 г. «О занятости населения « (с изменениями и дополнениями от 11 декабря 1998 г.); Закон Украины по состоянию на 25 мая 1999 г. «О коллективных договорах и соглашениях»; Закон Украины по состоянию на 25 мая 1999 г. «Об охране труда».
Названные нормативно-правовые акты распространяются на все трудовые правоотношения в пределах территории Украины.
На уровне Конституции Украины и законов осуществляются закрепление, реализация и защита трудовых прав.
Правовые акты, изданные субъектами Украины, действуют в пределах их территориальных границ.
Правовые акты, изданные министерствами, комитетами, ведомствами, действуют, как правило, в пределах соответствующей отрасли. Однако отдельные акты, издаваемые Министерством труда и социальной политики Украины, Министерством здравоохранения Украины в области трудовых правоотношений, распространяются и на работников других отраслей.
Правовые акты, изданные органами местного самоуправления, руководителями предприятий, учреждений, фирм и организаций, распространяются на территорию самоуправления и соответственно на членов трудового коллектива. В качестве локальных правовых актов выступают:
• коллективный договор — правовой акт, регулирующий трудовые, со
циально-экономические и профессиональные отношения между рабо
тодателем и работниками на предприятии, в учреждении, организации
(ст. 10 КЗоТ Украины);
• трудовой договор (контракт) — соглашение между работником и рабо
тодателем, по которому работник обязуется выполнять работу по
Раздел 4. Развитие и регулирование социально-трудовых отношений
Глава 14. Мониторинг социально-трудовой сферы
определенной специальности, квалификации или должности с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (ст. 21 КЗоТ Украины); • нормативные акты — правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании, о вознаграждении по итогам работы за год, соглашения о графике отпусков и т. д.
Такие локальные нормативные акты обязательны для работодателя, всех структурных подразделений, всех должностных лиц и работников, они должны отвечать требованиям ст. 2, ст. 21, ст. 5 .
Все нормативные акты в области труда не должны противоречить Конституции Украины и законам и ухудшать правового положения работников.