Разработка Инструментария (анкеты) социологического исследования

Инструментарий (анкета) социологического исследования (СИ) является приложением к курсовой работе, он помещается после Программы СИ и является её логическим продолжением. Если Программа СИ составлена грамотно, то и анкета будет такой.

Анкета должна предназначаться определённым категориям населения, например, студентам, преподавателям, избирателям, пенсионерам, военнослужащим, мигрантам и т. д. Это должно быть отражено в названии анкеты, ошибочно будет представлять деперсонифицированную анкету.

Правильное название анкеты.

Анкета студента

Категория населения, к которой обращена анкета должна соответствовать объекту СИ, который определён в Программе СИ. Если Программа предполагает несколько объектов, то и анкет должно быть столько же.

Например, исследование вопросов качества образовательных услуг и образования в СибАГС предполагает опрос таких категорий, как студенты, слушатели, выпускники, преподаватели, заказчики образовательных программ, соответственно, в Программе СИ выделено пять объектов, столько же необходимо разработать анкет.

Анкета должна иметь чёткую структуру, которая включает в себя: 1) название; 2) инструментарий; 3) основную часть; 4) социально-демографический блок. Если какая-либо часть отсутствует анкета не принимается. Иногда студенты допускают одну из ошибок — в анкете есть основная часть и социально-демографический блок, но нет инструкции к её заполнению, или есть инструкция и основная часть, но нет социально-демографического блока. В первом случае респонденту не будет понятно, как заполнять анкету, во втором — анкета деперсонифицирована, и в том, и в другом случае в реальном исследовании анкета подлежит доработке.

Также распространённой ошибкой является нарушение структуры анкеты. Расположение частей в анкете может быть следующим: 1) название; 2) инструкция; 3) основная часть; 4) социально-демографический блок; или 1) название; 2) инструкция; 3) социально-демографический блок; 4) основная часть.

Обычно социально-демографический блок ставят перед основной частью, это нужно делать в том случае, если он содержит нейтральные вопросы, например, вопросы на выявление пола, возраста, уровня образования респондента. Если же вопросы социально-демографического блока могут насторожить респондента, например, вопросы о его доходах, то социально-демографический блок следует поместить после основной части, отвечая на вопросы которой, респондент преодолеет психологический барьер и вопросы социально-демографического блока его не будут пугать.

Вопросы социально-демографического блока должны соответствовать признакам объекта, которые задаются в Программе СИ, например, сущностными признаками такого объекта, как студенты (слушатели), являются не пол и возраст, как иногда не верно определяют при написании курсовых работ, а образовательная программа и специальность.

Итак, начинать анкету следует с её названия, оно включает в себя: 1) название организации, которая проводит исследование; 2) название подразделения этой организации (не обязательно); 3) названия самой анкеты.

Пример правильного полного названия анкеты:

Сибирская академия государственной службы

Кафедра социологии и социального управления

Анкета преподавателя

После названия помещается инструкция, о которой нередко студенты забываю. Другой распространённой ошибкой при разработки инструкции является не полная инструкция, отсутствие некоторых компонентов. Правильно разработанная инструкция к анкете включает в себя следующие компоненты: 1) обращение к респонденту; 2) указание цели исследования и названия организации, проводящей его; 3) просьба ответить на вопросы; 4) собственно инструкция или пояснение по заполнению анкеты; 5) указание на анонимность опроса; 6) контактные телефоны; 7) благодарность за участие в опросе.

Следует помнить, что простые правила этикета предполагают обращение к человеку, прежде чем начинать задавать вопросы, о чём в частности забывают «уличные» анкетёры, представляющие, скорее всего, социологические организации, занимающиеся опросами не профессионально. Поэтому, разрабатывая анкету, нужно помнить об этом правиле, этим респондент располагается к беседе, а количество отказов от участия в опросе сокращается.

Обращение обычно сопровождается прилагательным «уважаемый», например, «уважаемый избиратель», «уважаемый преподаватель» и т. д.

Указание организации и цели самого исследования также способствует расположению респондента к беседе и соответствует правилам этикета, предполагающих представление себя, прежде чем вы будете задавать вопросы, таким образом одно предложение преследует двоякую цель.

Пример: Кафедра социологии и социального управления Сибирской академии государственной службы проводит опрос, целью которого является изучение вопросов качества обучения в СибАГС.

Стереотипной ошибкой студентов при разработке анкеты является отсутствие в инструкции пояснении того, как заполнять анкету. Другой распространённой ошибкой в формулировке таких пояснений является высказывание - «обведите кружком номер правильного варианта ответа», в этом случае студент идентифицирует респондента с экзаменуемым, то есть с самим собой. Задачей опроса является получение достоверной информации о том, что думает респондент, информации о его мнении, а не правильный ответ.

Пример правильного пояснения по заполнению анкеты:

Внимательно прочитайте вопрос и обведите кружком код того варианта ответа, который наиболее всего соответствует Вашему мнению или дайте свой ответ в специально отведённом для этого месте».

Особо следует отметить табличные вопросы. Ошибкой студентов является отсутствие пояснений по заполнению подобного вида вопросов. Если в анкете содержатся табличные вопросы, то инструкция к ним даётся по тексту анкеты в конце формулировки вопроса в скобках и выглядит следующим образом.

Инструкция по заполнению табличных вопросов:

Оцените, пожалуйста, качество работы подразделений СибАГС. (Оцените каждый параметр в отдельности, обводя кружком коды вариантов ответов соответствующих вашему мнению, в каждой строке таблицы).

Указание в анкете контактных телефонов необходимо по нескольким причинам. Контактные телефоны выполняют следующие задачи: 1) осуществляют обратную связь с организацией, которая проводит исследование, таким образом, респондент может получить интересующую его информацию; 2) наличие контактных телефонов свидетельствует о солидности организации, проводящей опрос; 3) респондент будет чувствовать себя в безопасности, если знает, что может позвонить и связаться с осуществляющей опрос организацией.

Наконец, обязательно нужно добавить в инструкцию к анкете слова благодарности за сотрудничество.

Пример полной инструкции:

АНКЕТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Уважаемый коллега! Сибирская Академия государственной службы проводит социологическое исследование, целью которого является изучение факторов эффективности процесса обучения государственных и муниципальных служащих ИПС СибАГС. Нас интересует Ваше отношение к различным аспектам процесса обучения. Анкета анонимная, её результаты будут использованы только в обобщённом виде. Заполните, пожалуйста, анкету. Для этого Вам необходимо внимательно прочитать вопрос и обвести кружком код того варианта ответа, который наиболее соответствует Вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответа Вам не подходит, напишите свой вариант в специально отведённом для этого месте.

Наши рекомендации