Вопрос структура программы социологического исследования

Программа социологического исследования обычно включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов:

методологическая часть- формулировка и обоснование проблемы, указание цели, определение объекта и предмета исследования, логический анализ основных понятий, формулировка гипотез и задач исследования;

методическая часть - определение обследуемой совокупности, характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации, логическая структура инструментария для сбора этой информации, логические схемы ее обработки.

В процессе формулировки проблемы исследователи стремятся к тому, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация, и основное противоречие, определяющее ее. При этом «важно избегать опасности постановки мнимых проблем, т. е. проблем, либо не отражающих реальной социальной ситуации, либо давно решенной

Определение цели исследования обычно предусматривает решение или научной, или практической задачи, или той и другой одновременно.

Под объектом исследования, как правило, понимают область социальной реальности, включенную в процесс научного познания. Такими областями анализа могут быть: общности, группы, процессы, явления и т.д.

Тогда как под предметом социологического исследования мы понимаем существенные свойства и отношения объекта исследования, познание которых ставит своей целью социолог.

Предмет теоретического анализа — это идеализированный объект, а вернее, модель, описывающая всю систему взаимодействий (как внутренних, так и внешних) в теоретических понятиях и конструктах.

Предметом эмпирического анализа является изучение (несомненно, на базе теории) реальных свойств объекта познания, например типа лидерства в малой группе.

Под целью исследования мы понимаем тот конечный результат, который намерены получить после завершения работы

Под задачами социологического исследования мы подразумеваем тот круг проблем, который необходимо проанализировать, чтобы ответить на главный целевой вопрос исследования.

Описательные гипотезы — предположения о фактическом состоянии (структуре) объекта, его функциях, так как в данном случае анализируется статистическая и эмпирическая информация, относящаяся, прежде всего, к эмпирическим фактам

3 билет

1 вопрос социально-философское наследие Возрождения и реформации

Возрождение 15-16 век Сменяет древнюю эпоху (античность)

Возрождению присуще любому обществу, которое переходит от традиционного к буржуазному

-итальянский ренессанс

-Северный ренессанс

-готика

-реформация

Ранее возрождение 1420-1500 г Начинается новое веение в искусстве , архитектуре, перенос искусства в Рим при Юлии 2, в эпоху возрождения люди пытались возродить части античной культуры.

Отличительная черта эпохи возрождения

- антропоцентризм (человек в центре внимания)

-индивидуализм (каждый способен творить)

- субъективизм (мир раскрывается через внутреннюю призму человека)

Идея безграничного самоутверждения человека

История- дело реальных людей (человек творец истории)

Возрождение латыни

-Титанизм (гениальность- злодейство)

-Гуманизм

А) возрожденческий –целостное мировоззрение

Б) гражданский Совокупность политический идей и общества в котором ты живешь

Данте Олигьере идеи всемирной монархии 13 век Макиавелли «государь»

Томас Мор 15-16 век «утопия» 2 части

1- критика правительства

2- суманизм. Во главе правительсва стоит монарх

В обществе есть рабы выполняющую черную работу, нет частной собственности, труд является обязательным, земледелие- все люди по очереди, сельскохозхозяства- выборочно

Городское производство- каждая семья специализируется на своем деле. 6 часовой рабочий день

Деньги есть только для обмена с другими странами.

Компанелла Томазо «город солнца»

Все общее, жены тоже

Верховный первосвященник (упр. Городом)

Окружение Триумверат могущества, мудрости и любви

Принцип подбора пар – противоположности притягиваются и дополняют друг друга. (толстому муж. худую жен.)

4 часа раб. День. Религия Деизм метафизика и мистическое созерцание

Реформация- востановление и реформирование

Начинается с личности мартина лютера 16 век

Концепция призвание – выполнение в рамках мирской жизни. Спасение благодатью и библией.

Цель жизни человека: приумножение капитала

Жан кальвин часть людей(меньшинство) предопределенны попасть в рай а часть людей (большинство) предопределенны к попаданию в ад.

2 вопрос социологические знания и здравый смысл по работе З.баумана «мыслить социологически.

То что отличает социологию и придает ей особый характер привычка рассматривать человеческие действия как элементы более широких структур т.е. не случайных совокупностей действующих лиц, замкнутых в сети взаимной зависимости. Социологии являются первым и основным способом осмысления человеческого мира. Вероятно социология более чем другие отрасли науки связанна со здравым смыслом( богатым хотя и неорганизованным и несистемным знанием)

В социологическом исследовании используется опыт. Опыт поставляющий данные для социологических открытий, которые затем ложатся в основу социологического знания- это опыт обычных людей доступный каждому но именно социологи должны смотреть на жизненный опыт как на внешний объект с точки зрения беспристрастного и отдаленного наблюдателя.

Одной из наиболее известных версий подобного переосмысления возможностей социологии в постмодернистском ключе является версия, предложенная З.Бауманом. ( Bauman Z. 1988, 1992. ) Согласно Бауману:

постмодернистская социология не стремится ставить себя вне локального конкретно-исторического контекста и тем самым искать для себя иные – универсальные – онтологические основания, помимо тех, которые может дать такой дискурс;

стратегия постмодернистской социологии – это стратегия не "законодательного", а "интерпретативного" разума. В качестве интерпретатора социолог более не заинтересован в установлении "истины" опыта, который он интерпретирует; единственный критерий "научности" – это правильность интерпретации;

поэтому постмодернистская социология воздерживается от того, чтобы "судить" и "исправлять" здравый смысл, как это делала социология модерна. Она стремится добавлять и расширять, а не замещать и вытеснять толкования, вплетенные в реальность, показывать многозначность и неопределенность этой реальности , выявлять различные варианты дальнейшего развития, из которых ни про один нельзя сказать, что он реализуется "по необходимости";

постмодернистская социология стремится избавиться от такой трактовки теории, согласно которой она должна заранее определять развитие событий, которые, с точки зрения постмодернизма, никогда до конца не детерминированы, а потому даже когда один из вероятных (возможных) путей реализуется, он не может быть объявлен "объективно необходимым", "закономерным";

постмодернистская социология должна быть избавлена от легитимирующей и интегрирующей функции. Она должна не позволять душить в зародыше ни одной из возможностей, которые таит в себе человеческая свобода, придавая "истинный" смысл и "рациональное" оправдание одним и делая другие менее "рациональными" и менее "вероятными". Она должна разоблачать "репрессивный характер" всяких "священных" и "абсолютных" истин, давая людям и сообществам возможность использовать различные жизненные шансы, предоставляемые историей.

Наши рекомендации