Виды стратегий ценообразования. Определение цены и ее адаптация
Стратегия ценообразования в первую очередь зависит от тех рыночных целей, которые предприятие ставит перед собой. Это может быть:
1. Максимизация доли товара на рынке (используется ценообразование, способствующее максимальному сбыту);
2. Максимизация прибыли (делается акцент на ценности товара);
3. Безубыточное существование в условиях острой конкуренции.
В зависимости от этих целей, оценив возможности предприятия и товара, предприятие может выбрать одну из ценовых стратегий:
- «Внедрение на рынок». Необходимым условием для реализации данной стратегии является низкая себестоимость товара, которая обуславливает возможность назначения низкой цены, что дает возможность завоевать большую долю рынка.
- «Снятие сливок». Условием применения стратегии является высокое качество продукции или ее эксклюзивность, что дает возможность запросить максимальную цену и получить максимальную прибыль.
- «Специализация на конкретном сегменте» характерна для небольших фирм (которые не могут бороться с крупными предприятиями в открытую). Цель стратегии – добиться безубыточного существования. Для этого фирмы выбирают определенный участок рынка и назначают цену на среднем либо выше среднего уровня.
Принятие решения при определении цены состоит из трех основных этапов:
1. определение базовой цены;
2. коррекция цены в соответствии с особенностями спроса на товар;
3. коррекция цены в соответствии с типом и уровнем конкуренции.
Подходы к определению уровня цены:
- издержки + прибыль (подсчитываются затраты на производство товара, устанавливается сумма прибыли (либо норма прибыли), и на основе этого устанавливается цена товара). Способ простой, но не учитывает мнение покупателей и действия конкурентов;
- ориентация на конкурентов (цена устанавливается на уровне цен конкурентов);
- ориентация на ценность товара (цена устанавливается на основании мнения покупателей о том, сколько должен стоить данный товар и сколько они готовы за него заплатить).
Однако все эти подходы учитывают один, максимум два фактора из трех (базовая цена, спрос и конкуренция), тогда как в идеале следует учитывать все три фактора. При этом процедура установления цены на товар будет состоять из трех этапов.
Цена товара, определенная по этой схеме, не в полной мере соответствует рыночным тенденциям и настроению потребителей, а также воспринимаемой ценности товара, и нуждается в адаптации. Существует 4 подхода к адаптации цены.
1. Ранжирование цен – установление различных цен на разные товары в ассортименте фирмы для привлечения и удержания различных групп покупателей.
- Единый подход к установлению цены на весь товарный ассортимент. Например, фирма может выпускать различные виды тетрадей (для школьников, студентов, для офиса) и продавать их по различным ценам. Т.о., она сможет удовлетворить потребности всех покупателей.
- Единая шкала цен. Применяется, когда потребителю сложно оценить качество товара либо качество товара для потребителя незначимо, значима цена. В этом случае товары объединяются в группы по уровню цены, например «группа товаров за 100 рублей».
- Принцип убыточного лидера. Один или несколько товаров предлагаются по очень низким ценам. С помощью этого приема покупатели привлекаются в магазин, где представлены и другие товары по обычным ценам. Т.о., растет объем продаж всех товаров.
2. Скидки – наиболее распространенный способ адаптации цены. Скидки могут назначаться:
- за количество купленного товара (в том числе накопительные);
- за постоянство покупок (приверженность данному продавцу или производителю);
- сезонные скидки (для поддержания равномерного уровня продаж сезонных товаров);
- за платеж наличными (либо по безналичному расчету);
- функциональные скидки (предоставляются торговым посредникам за помощь в продвижении товара).
Первые четыре вида скидок применимы как для конечных покупателей, так и для посредников.
3. Ценовая дискриминация или дифференцирование цены. Предполагает установление разных цен на один и тот же товар в зависимости от вида покупателей, мотивов, времени и места покупки. Варианты ценовой дискриминации:
- дополнительная плата за срочность выполнения заказа;
- дополнительная плата за возможность покупки в ночное время;
- дополнительная плата за значимость места приобретения (в магазине сок будет стоить дешевле, чем в кафе).
4. Учет психологических аспектов цены. Метод основывается на предположении, что у покупателя есть т.н. «ценовые барьеры», т.е. перед покупкой какого-либо товара он определяет для себя приемлемый диапазон цен и затем выбирает товар уже внутри этого диапазона, ориентируясь на качество. Основные методы преодоления «ценовых барьеров»:
- Психология препарирования цен – установление комплексной цены на набор. Из товара выделяется базовый элемент, на который назначается цена, приемлемая для покупателя, а дополнительные элементы продаются отдельно. Например, продажа кухонного комбайна по низкой цене, и назначение несколько завышенных цен на насадки к этому комбайну. При таком подходе потребитель воспринимает цену базового элемента как цену всего товара, а остальные траты рассматриваются как необходимость.
- Психология оптовых цен – представляет собой вариант скидки за количество на рынке конечного потребления. Данный прием дает возможность приобрести набор товаров дешевле, чем каждый товар в отдельности. Недостаток подхода в том, что у потребителей накапливаются запасы данного товара и снижается частота повторных покупок.
- Психология восприятия чисел: внимание человека концентрируется на числе до дроби и число, например 29,95 будет воспринято как существенно меньшее, чем 30,10.
Адаптировав базовую цену товара к рынку, получилась окончательная цена, по которой будет продаваться товар (услуга). Следующим шагом должна стать проверка данной цены: позволит ли объем выручки окупить затраты на выпуск товара и получить прибыль.