Оборотных средств. Эти рынки различаются как составом спроса на

Товары и услуги, так и различной эластичностью спроса.

На этапе установления влияния на цену спроса на продукцию

Определяется признание этой продукции рынком. Зависимость

Между ценой продукции и уровнем спроса на нее выражается кри-

Вой спроса. Цена и спрос на продукцию находятся в обратной зави-

Симости, т. е. чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос,

Как правило, определяет максимальную цену, которую фирма мо-

Жет установить на свою продукцию. Минимальная цена изделия

Определяется по сумме валовых издержек. Поэтому на этапе их ана-

Лиза фирма рассчитывает затраты при различных объемах продаж и

выбирает оптимальный вариант.

Ценовая политика предприятия зависит от того, на какой фазе

Жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового

Товара, как правило, высокая; на фазе роста —несколько ниже; на

Фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.

Важным для предприятия является учет фактора государственно-

Го регулирования цен. Государство посредством активной ценовой

Политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не

Являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долго-

Срочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь,

Городское хозяйство и т. д.). Это осуществляется как через различ-

Ные виды договорных цен, так и через государственные заказы и

Закупки.

Максимальная цена товара определяется спросом, минималь-

Ная —издержками производства. Но значительное влияние на цену

Товара оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой целью

Могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа

которых делается заключение о качестве и цене продукции конку-

Рентов.

В условиях конкуренции предприниматели при реализации сво-

Ей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену

Товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопо-

Ставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена,

Рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.

На практике в зависимости от конкретных условий и целей пред-

Приятия используются различные методы расчета предполагаемой

цены на товар. Все эти методы объединяются в следующие группы:

•методы, основанные на затратном подходе;

•методы, основанные на ≪целевом ценообразовании≫;

•методы, учитывающие полезность продукта;

•методы, учитывающие потребительский спрос;

•другие.

Первая группа методов отличается простотой расчетов. Основ-

Ной принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издерж-

Кам на производство товара определенной суммы прибыли, кото-

рую планирует получить фирма. Имеется несколько разновидно-

Стей расчета цен, основанных на затратном подходе.

По методу ≪полных затрат≫1 в калькуляцию издержек произ-

Водства включаются переменные и постоянные затраты. Размер

Прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При

Определении цен по этому методу предполагается, что учет условий

И требований рынка не имеет большого значения. Таким образом,

Фирма уверена в реализации своего товара.

Метод ≪полных затрат≫ применяется при заключении государ-

Ственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникально-

го оборудования. Например, в Великобритании заключение контрак-

тов с ≪полным возмещением затрат≫ применяется в тех отраслях при-

Боростроения, машиностроения и химической промышленности,

В которых цена устанавливается в ходе выполнения контракта или

При поставке товара. Прибыль в этом случае определяется с учетом

Существующей нормы ссудного процента, а также средней по от-

Расли нормы прибыли за ряд предшествующих лет.

Метод ≪усредненных затрат≫ заключается в том, что при уста-

Новлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние

Затраты на производство единицы продукции. Усредненные затра-

Ты чаще всего определяются за период экономического цикла. Ве-

Личина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем

Выпускаемой продукции, поскольку средние постоянные затраты

Находятся в обратной зависимости от объема производства.

См.: Мир цен: Справочно-аналитический сборник. М., 1994. № 3.

При методе ≪стандартных издержек производства≫ затраты

Рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирова-

Ние себестоимости производится на основе установленных норма-

Тивов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т. д. Весь

Расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному,

объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—0%).

Этот метод применяется в основном в высокомонополизированных

Отраслях промышленности. В частности, в США он используется

В химической промышленности, сельскохозяйственном машино-

Строении, черной металлургии.

Рассмотрим пример расчета цены исходя из затратного подхода.

Пример. Предприятие планирует выпуск новой продукции. На

Основе рассчитанной калькуляции затраты на производство и реа-

Наши рекомендации