Оборотных средств. Эти рынки различаются как составом спроса на
Товары и услуги, так и различной эластичностью спроса.
На этапе установления влияния на цену спроса на продукцию
Определяется признание этой продукции рынком. Зависимость
Между ценой продукции и уровнем спроса на нее выражается кри-
Вой спроса. Цена и спрос на продукцию находятся в обратной зави-
Симости, т. е. чем выше цена, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос,
Как правило, определяет максимальную цену, которую фирма мо-
Жет установить на свою продукцию. Минимальная цена изделия
Определяется по сумме валовых издержек. Поэтому на этапе их ана-
Лиза фирма рассчитывает затраты при различных объемах продаж и
выбирает оптимальный вариант.
Ценовая политика предприятия зависит от того, на какой фазе
Жизненного цикла находится товар. Цена на фазе внедрения нового
Товара, как правило, высокая; на фазе роста —несколько ниже; на
Фазе зрелости и упадка она продолжает снижаться.
Важным для предприятия является учет фактора государственно-
Го регулирования цен. Государство посредством активной ценовой
Политики может сделать прибыльным для производителей бизнес, не
Являющийся выгодным для чисто рыночного хозяйствования (долго-
Срочные научно-технические разработки, ВПК, транспорт, связь,
Городское хозяйство и т. д.). Это осуществляется как через различ-
Ные виды договорных цен, так и через государственные заказы и
Закупки.
Максимальная цена товара определяется спросом, минималь-
Ная —издержками производства. Но значительное влияние на цену
Товара оказывают цены и качество товаров конкурентов. С этой целью
Могут осуществляться сравнительные покупки, на основе анализа
которых делается заключение о качестве и цене продукции конку-
Рентов.
В условиях конкуренции предприниматели при реализации сво-
Ей продукции стремятся найти так называемую оптимальную цену
Товара. Реальная цена товара определяется на рынке на основе сопо-
Ставления спроса и предложения. Важно, чтобы оптимальная цена,
Рассчитанная предприятием, стремилась к уровню реальной цены.
На практике в зависимости от конкретных условий и целей пред-
Приятия используются различные методы расчета предполагаемой
цены на товар. Все эти методы объединяются в следующие группы:
•методы, основанные на затратном подходе;
•методы, основанные на ≪целевом ценообразовании≫;
•методы, учитывающие полезность продукта;
•методы, учитывающие потребительский спрос;
•другие.
Первая группа методов отличается простотой расчетов. Основ-
Ной принцип этих расчетов заключается в прибавлении к издерж-
Кам на производство товара определенной суммы прибыли, кото-
рую планирует получить фирма. Имеется несколько разновидно-
Стей расчета цен, основанных на затратном подходе.
По методу ≪полных затрат≫1 в калькуляцию издержек произ-
Водства включаются переменные и постоянные затраты. Размер
Прибыли может быть как фиксированным, так и переменным. При
Определении цен по этому методу предполагается, что учет условий
И требований рынка не имеет большого значения. Таким образом,
Фирма уверена в реализации своего товара.
Метод ≪полных затрат≫ применяется при заключении государ-
Ственных контрактов, контрактов на поставку нового или уникально-
го оборудования. Например, в Великобритании заключение контрак-
тов с ≪полным возмещением затрат≫ применяется в тех отраслях при-
Боростроения, машиностроения и химической промышленности,
В которых цена устанавливается в ходе выполнения контракта или
При поставке товара. Прибыль в этом случае определяется с учетом
Существующей нормы ссудного процента, а также средней по от-
Расли нормы прибыли за ряд предшествующих лет.
Метод ≪усредненных затрат≫ заключается в том, что при уста-
Новлении цены в калькуляцию включаются не полные, а средние
Затраты на производство единицы продукции. Усредненные затра-
Ты чаще всего определяются за период экономического цикла. Ве-
Личина усредненных затрат будет тем меньше, чем больше объем
Выпускаемой продукции, поскольку средние постоянные затраты
Находятся в обратной зависимости от объема производства.
См.: Мир цен: Справочно-аналитический сборник. М., 1994. № 3.
При методе ≪стандартных издержек производства≫ затраты
Рассчитываются до начала процесса производства. Калькулирова-
Ние себестоимости производится на основе установленных норма-
Тивов затрат сырья, топлива, материалов, амортизации и т. д. Весь
Расчет ведется применительно к стандартному, или нормальному,
объему загрузки производственных мощностей (обычно 85—0%).
Этот метод применяется в основном в высокомонополизированных
Отраслях промышленности. В частности, в США он используется
В химической промышленности, сельскохозяйственном машино-
Строении, черной металлургии.
Рассмотрим пример расчета цены исходя из затратного подхода.
Пример. Предприятие планирует выпуск новой продукции. На
Основе рассчитанной калькуляции затраты на производство и реа-