УЭ 2. Показатели и модели оценки эффективности
Результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования предприятия измеряется абсолютными и относительными показателями эффективности. Следует различать показатели экономического эффекта и экономической эффективности.
Показатели, характеризующие экономический эффект,являются абсолютными, объемными, их можно суммировать в пространстве и во времени. В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели валового национального продукта, национального дохода, валовой продукции, валового дохода от реализации продукции, прибыли и т.д.
Основным показателем экономического эффекта на уровне предприятия является прибыль.Увеличение прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения материальных и социальных проблем работников. За счет прибыли выполняется также часть обязательств предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.
Однако по показателям прибыли, взятым изолированно, часто трудно судить об уровне эффективности деятельности предприятия. Одна и та же сумма прибыли может быть получена при совершенно разных вложениях капитала.
Поэтому в анализе финансовых результатов деятельности предприятия обязательно используют показатели экономической эффективности (доходности, прибыльности). Эти показатели являются относительными, соразмеряющими полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для получения этого эффекта.
На практике существуют два подхода к оценке экономической эффективности – ресурсный и затратный. При использовании первого подхода экономический эффект сопоставляется с ресурсами, при втором – с затратами.
При проведении анализа нередко смешивают понятия «ресурсы» и «затраты», хотя различия между ними совершенно очевидны. Например, если анализируются эффективность использования основных средств, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная стоимости), а в качестве характеристики затрат – часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, т.е. амортизационные отчисления.
Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия служит принятая для всех предприятий единая модель хозяйственного механизма предприятия в условиях рыночной экономики, основанная на формировании прибыли (схема №1).
Как видно из приведенной схемы, алгоритм расчета экономического эффекта заключается в последовательном уменьшении или увеличении полученного дохода и получении нового результативного показатели прибыли, значимость каждого из которых различна для отдельных категорий лиц, заинтересованных в деятельности предприятия. Можно выделить четыре крупные группы таких лиц. Дадим краткую характеристику интересов отдельных групп лиц, придерживаясь приведенной схемы №1.
Первая группа –физические и юридические лица, ссужающие деньги предприятию на долгосрочной основе и получающие свою долю в виде процентов по ссудам и займам (так называемые лендлеры). Основной абсолютный показатель, характеризующий деятельность предприятия с позиции лендлеров, прибыль до вычета процентов и налогов. Для лендлера в принципе безразлично сколько, например, предприятие получило чистой прибыли - 100 тыс. руб. или 1 млн. руб. Эта сфера интересов других заинтересованных лиц. Для лендлеров же важно, чтобы прибыль до вычета процентов и налогов покрывала финансовые расходы предприятия.
Вторая группа – заинтересованные лица, представлены государством. С экономической стороны заинтересованность государства выражается через суммы выплачиваемых предприятием налогов. С этой позиции государство интересует, прежде всего, объем реализации и налогооблагаемая прибыль. Чем больше значение этих показателей, тем больше отчисления государству, осуществляемые по установленным ставкам.
Третья группа –участники коммерческой организации. С позиции текущего момента их интересует, прежде всего, конечный результат, т.е. один из показателей прибыли к распределению, а с позиции долгосрочной перспективы представляет интерес сумма реинвестированной прибыли.
Четвертая группа – представлена работниками предприятия, ее контрагентами (поставщиками и кредиторами). Представителей данной группы могут интересовать различные показатели прибыли предприятия. Например, работников интересует часть прибыли, которая направляется в фонд материального поощрения работников; поставщиков – прибыль, используемая на развитие предприятия и повышающая эффективность, в том числе платежеспособность предприятия; кредиторов – проценты по текущим платежам и возможность вернуть свои деньги.
Таким образом, в анализе можно выделить несколько показателей прибыли. Выбор того или иного показателя определяется целями и задачами анализа и учетом интересов тех или иных лиц.
Схема № 1