Виды экономического анализа, их классификация
В основе классификации видов экономического анализа лежит классификация функций управления. Классификация экономического анализа осуществляется по нескольким признакам:
1. по отраслевому:
- отраслевой
- межотраслевой
При отраслевом анализе учитывается специфика деятельности отдельных отраслей.
Межотраслевой является теоретической и методологической основой анализа во всех отраслях.
2. по признаку времени:
- предварительный (перспективный)
- последующий (исторический, ретроспективный)
Предварительный осуществляется до совершения хозяйственной операции. Он необходим для обоснования плановых заданий и управленческих решений, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.
Последующий анализ проводится после совершения хозяйственной операции и используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, для объективной оценки результатов деятельности предприятия.
Оба эти анализа тесно взаимосвязаны между собой.
Например: Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт, что имеет значение для обоснования уровня экономических показателей на перспективу.
В свою очередь последующий анализ подразделяют на:
- оперативный
- итоговый (заключительный)
Оперативный анализ проводится сразу после совершения хозяйственной операции за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду). Цель - оперативно выявить недостатки и воздействовать на хозяйственный процесс.
Итоговый анализ осуществляется по результатам работы за месяц, квартал, год. Деятельность изучается комплексно, всесторонне и этим обеспечивается более полная оценка работы предприятия по использованию имеющихся возможностей.
3. по пространственному признаку:
- внутрихозяйственный
- межхозяйственный
Внутрихозяйственный изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений.
При межхозяйственном анализе сравниваются результаты работы двух и более организаций, что позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку деятельности организации.
4. по объектам управления:
- технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы. Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических явлений и установления их влияния на экономические результаты деятельности организации.
- финансово-экономический анализ осуществляется финансовыми службами предприятия, финансовыми и кредитными органами. Основное внимание уделяется финансовым результатам работы организации, выполнению финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения прибыли и рентабельности, улучшению финансового состояния и платежеспособности организации.
- управленческий анализ проводят все службы предприятия с целью предоставления руководству информации, необходимой для планирования, контроля и принятия оптимального управленческого решения, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии производства, его организации. Этот анализ оперативный и его результаты для внешних пользователей являются коммерческой тайной.
- социально-экономический анализ изучает взаимосвязь социальных и экономических явлений, их влияние друг на друга и на результаты работы организации в целом. Его проводят социальные службы, статистические органы и экономические службы.
- экономико-статистический анализ применяется для изучения массовых общественных явлений на различных уровнях управления предприятием, отрасли, региона. Проводят его статистические органы.
- маркетинговый анализ осуществляется службой маркетинга, применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения коммерческого риска, формирования ценовой политики.
Деятельность любого предприятия должен начинаться с маркетингового анализа, основными задачами которого являются:
1. изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации продукции соответствующего объема и ассортимента.
2. анализ факторов, формирующих эластичность спроса на продукцию, оценка степени риска невостребованной продукции.
3. оценка конкурентоспособности продукции и изыскание резервов повышения ее уровня.
4. разработка стратегии, тактики, методов и средств формирования спроса и стимулирования сбыта продукции.
5. оценка эффективности производства и сбыта продукции.
С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Маркетинг выступает в качестве инструмента регулирования производства и сбыта, ориентируя производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос.
На уровень спроса влияют: цены на предлагаемый товар, качество, доходы покупателей, потребительские предпочтения, цены на взаимозаменяемые товары, ожидание потребителями изменения их доходов и цен на товары, насыщенность рынка, % ставки по вкладам и т. д.
Различают внутренние и внешние причины возникновения риска невостребованной продукции.
К внутренним причинам относят неправильно составленный прогноз спроса на продукцию, неправильная ценовая политика на рынках сбыта, снижение конкурентоспособности из-за низкого качества сырья, оборудования, отсталой технологии, низкой квалификации персонала, неэффективная организация сбыта и рекламы продукции.
К внешним причинам относят неплатежеспособность покупателей, повышение % ставок по вкладам, демографические, социально-экономические, политические факторы.
5. по методике изучения объектов:
- сопоставительный анализ (сравнительный) – сравнение фактических данных с планом, прошлым годом, другим предприятием и т.д.
- факторный анализ позволяет выявить влияние факторов на прирост и уровень результативности показателей.
- диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушения нормального хода процесса производства на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения.
- маржинальный анализ – метод оценки и обоснования причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деление затрат на постоянные и переменные.
- экономико-математический анализ – с его помощью выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявления резервов, повышения эффективности производства.
- детерминированный анализ применяется для исследования функциональных взаимосвязей между факторными и результативными показателями.
- функционально-стоимостной анализ как метод выявления резервов.
К наиболее эффективным методам хозяйственной деятельности с целью выявления резервов экономии затрат материальных, трудовых и денежных ресурсов на производство продукции относится функционально-стоимостной анализ ( ФСА). Он возник в конце 40-х гг. Почти одновременно американский инженер Л.Д. Майлз и российский Ю.М. Соболев (Пермский телевизионный завод) предложили качественно новые подходы к поиску резервов снижения себестоимости изделия. Узел усиления микротелефона, предложенный Соболевым, позволил сократить количество деталей – на70%, затраты материалов –на 42%, трудоемкость –на 69%, а общую себестоимость в 1,7 раза. На Западе, в отличие от нашей страны, этот метод быстро завоевал всеобщее признание. И сегодня каждый доллар, затраченный на проведение ФСА, дает экономию от 7 до 20 долларов в зависимости от отрасли и объекта исследования. У нас этот метод достиг наибольшего совершенства лишь в электротехнической промышленности. В чем же заключается сущность данного метода? Если рассматривать последовательность поиска резервов сокращения затрат, то она очевидна для аналитика: сравнение фактических сумм затрат по определенным статьям и элементам с нормативными данными. Положительные отклонения и считаются резервами. ФСА основывается на утверждении, что каждый продукт, объект и т.д. существует и вырабатывается для того, чтобы удовлетворять определенные потребности, т.е. выполнять определенные функции. Но, используя тот или иной предмет, можно увидеть, что он выполняет не одну, а всегда несколько функций, которые можно разделить на основные, выполняющие дополнительную роль и ненужные функции.
Отсюда, если функции не нужны, то и затраты на их создание также лишние. Поэтому ФСА все затраты подразделяет на функционально необходимые для выполнения объектом его функционального назначения и на излишние затраты в результате несовершенства конструкторских решений. Кроме того, необходимо отметить, что каждая функция может быть выполнена разными способами путем разного технологического и технического решения и, соответственно, требует разных объемов затрат. Таким образом, ФСА – это метод поиска более дешевых способов выполнения главных функций путем организационных, технических, технологических и др. изменений производства при одновременном исключении лишних функций.
- стохастический анализ используется для изучения зависимости между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности.
6. по субъектам (пользователям) анализа:
- внутренний анализ – предназначен для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления предприятием, коммерческой и финансовой деятельностью.
- внешний анализ – на основании финансовой и статистической отчетности проводится органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
7. по охвату изучаемых объектов:
- сплошной анализ – выводы после изучения всех объектов.
- выборочный анализ – выводы делаются после изучения части объектов.
8. по содержанию программы: - комплексный, тематический
.