Значение и функции цены в рыночной экономике
До сих пор мы рассматривали спрос на товар и его предложение отдельно. Подобный подход не позволяет ответить на принципиально важный вопрос, каким же образом на совершенно конкурентном рынке устанавливается такая цена, которая удовлетворяла бы как покупателей, так и продавцов данного товара. На рынке реальная цена товара, по которой будут осуществляться рыночные сделки, определяется в результате взаимодействия спроса и предложения данного блага. Чтобы разобраться, рассмотрим рынок некоторого товара Х и формирование его цены. Для этого, сопоставим шкалу спроса на товар Х и шкалу его предложения. Шкала спроса будет характеризоваться второй и третьей колонками табл. 3.1.1., а шкала предложения – второй и четвертой колонками.
Таблица 3.1.1. Определение равновесной цены
Исследуемая комбинация | Цена, ден. ед. | Величина спроса, шт. | Величина предложения, шт. | Состояние рынка: излишек (+) или дефицит (-) товара Х, шт. | Направление изменения цены |
А | +9 | Понижается | |||
Б | +6 | Понижается | |||
В | Постоянная | ||||
Г | -8 | Падает | |||
Д | -20 | Падает |
Если цена оказалась каким-то образом зафиксирована на низком уровне, то покупатели были бы не в состоянии найти то количество товара, которое хотели бы купить. Рассмотрим для иллюстрации комбинацию Г. Как видно из табл. 3.1.1, при цене 2 д.ед. потребители предъявляют спрос на 15 ед. товара Х, а производители предлагают лишь 7 ед. Подобная ситуация в условиях рынка не может сохраняться длительное время. Действительно, фирмы продав 7 ед. товара Х, будут видеть, что домохозяйства предъявляют спрос на большее количество товара. Это будет побуждать производителей нанимать дополнительные производственные ресурсы и расширять производство, поскольку каждая проданная дополнительно единица товара сулит им прибыль. При этом нужно помнить, что расширение производства в краткосрочном рыночном периоде сопряжено с увеличением затрат на единицу продукции, вследствие чего цена на товар будет подниматься. Таким образом, излишек спроса и нехватка товара, равная 8 единицам (15-7), будут стимулировать расширение производства. Избыточный спрос, порождающийдефицит товара на рынке, оказывает на цены давление «снизу», «подталкивает» их вверх. Когда производство товар Х достигает 12 ед. и на рынке установиться цена 3 ден. ед., у фирм исчезнут побудительные мотивы увеличивать выпуск товара. Действительно, дальнейшее повышение объемов производства сопровождается ростом цен на товар и сокращением в этой связи количества товара, на которое предъявляется спрос. В результате на рынке появится избыток товара. Так, например, при цене 4 ден. ед. избыточное предложение (превышение объема предложения над объемом спроса) будет составлять 6 ед. (16-10). Нераспроданная продукция пойдет на склад и, в конечном итоге, может обернуться потерями для производителей. Поэтому и такая ситуация не может сохраняться длительное время. Избыточное предложение, порождающее избыток товара на рынке, оказывает на цены давление «сверху», заставляя цены понижаться.В этой ситуации производители начнут сокращать выпуск товара Х, пока на рынке не установится цена 3 ден. ед. Только при такой цене две противоположные силы – давление на цены снизу и давление на цены сверху – уравновешиваются. Эта цена носит название равновесной цены – цены, при которой количество товара, на которое предъявляется спрос, равняется количеству товара, которое предлагается к продаже фирмами. Все остальные цены являются неравновесными. Если перенести данные таблицы 3 на график, то обнаружиться, что равновесие достигается в точке В (рис. 3.1.6.) при цене 3 ден. ед. и объеме производства 12 шт.
Рис. 3.1.6. Равновесие на рынке товара Х
Точка В получила название точки равновесия спроса и предложения, а ее проекции на оси абсцисс и ординат – соответственно, равновесного объема производства (12 шт.) и равновесной цены (3 д.ед.). Итак, ситуация равновесия на рынке означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателю. Такое равновесие является выражением максимальной эффективности рыночной экономики.
Замечание: Изменение рыночного спроса и предложения приводит к изменению рыночного равновесия (рис. 3.1.7.). Так, если рыночный спрос растет и его график смещается вправо, то равновесная цена и равновесный объем производства увеличиваются. И наоборот. Если при неизменном предложении рыночный спрос сокращается (график DХ смещается влево), равновесная цена понижается, в том же направлении изменяется и равновесный объем. Если при неизменном рыночном спросе растет рыночное предложение, тогда равновесная цена должна снизиться при расширении равновесного объема производства. В случае сокращения рыночного предложения ситуация меняется в точности до наоборот.
РХ DХ D'Х SХ Е' Р' Р Е 0 Q Q' QХ а) | РХ DХ SХ S'Х Р Е Е' Р' 0 Q Q’ QХ б) |
Рис. 3.1.7. Изменение равновесия: а) вследствие изменения спроса; б) вследствие изменения предложения |
Выше описаны простые случаи изменения рыночного равновесия. Более сложные случаи, когда одновременно изменяется и рыночный спрос и рыночное предложение, представляют собой совокупность двух простых случаев. Исходя из этого, и осуществляется анализ. Так, если рыночный спрос растет при одновременном увеличении рыночного предложения, то мы можем однозначно утверждать, что увеличится равновесный объем производства. А вот, как изменится равновесная цена, будет зависеть от соотношения роста спроса и роста предложения, ведь рост спроса «толкает» рыночные цены вверх, тогда как расширение предложения их понижает. Поэтому, если рост спроса превышает рост предложения, равновесная цена вырастет. Если предложение увеличивается в большей пропорции по сравнению с увеличением спроса, то равновесная цена снижается. При абсолютно одинаковом изменении спроса и предложения рыночная цена не изменится.