Функции цены в рыночной экономике

Под функцией цен понимается та роль, то значение, которое они имеют в экономике государств или отдельной территории. В любой модели экономического развития страны цены всегда были и остаются одним из самых действенных инструментов вмешательства государства в ход экономического развития, регулирования им тех или иных процессов. Характеризуя функции цен, мы рассмотрим их с двух сторон. Во-первых, дадим описание тех функций, какие выполняет цена как экономическая категория. Во-вторых, рассмотрим ее как средство регулирования органами исполнительной власти социально-экономических процессов развития страны или отдельного региона.

Как важнейшая категория цена выполняет учетно-аналитическую функцию, которая проявляется в том, что именно через цены идет выражение всех стоимостных процессов как на уровне отдельного предприятия, так и в целом по народному хозяйству. Цена является основой бухгалтерского учета, т.е. количественного выражения оборота средств предприятия и расчета обобщающих показателей его работы за какой-либо временной интервал. Только с помощью цен имеется возможность выразить общие итоги развития территории и страны в целом, учесть объемы производства услуг, рассчитать важнейшие показатели: валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт и национальный доход. Посредством цен мы можем выразить такие принципиально важные категории, как качество продукции, уровень жизни населения, инфляции, т.е. везде, где имеем дело со стоимостными категориями, проявляется учетная функция цены.

Значение цены как аналитической категории проявляется в том, что с ее помощью становится возможным рассчитать важнейшие структурные пропорции народного хозяйства: например, соотношение между валовым внутренним продуктом и национальным доходом, определить вклад отдельных территорий в итоги работы страны, рассчитать отраслевой состав сводных показателей и отраслевую структуру производства по территориям. Незаменима роль цен в определении динамики развития всех экономических процессов. Ценовые оценки сводных итогов служат основой расчета важнейших показателей эффективности: производительности труда в целом по экономике страны, фондоотдачи и материалоемкости. Они позволяют не только их рассчитать, но и проследить направление изменения, сравнить соответствующие показатели по территориям, странам и т.д. Практически учетно-аналитическая функция это та, ради выполнения которой и существует экономическая категория цены.

Второй важнейшей функцией цены является выражение соотношения между спросом и предложением на рынке товаров и услуг. Именно цена в условиях развития рыночных отношений является количественным индикатором, фиксирующим в данный момент времени на конкретной территории сложившееся соотношение между спросом и предложением. Переход нашей страны с 1992 г. на свободные цены значительно усилил значение этой функции, привел к тому, что, с одной стороны, большая часть товаров, потребление которых было директивно определено центральными органами, оказались излишними, не нашли в таком количестве своих покупателей и многие предприятия стали испытывать и до сих пор испытывают сложности со сбытом своей продукции сложившегося качества. С другой стороны, многие ниши рынка оказались свободными, так как рост цен на отечественные товары часто не сопровождался качественным их улучшением. Это привело к интенсивной экспансии зарубежных товаров, цены на которые были не на много выше отечественных, а качество значительно лучше. Выполнение ценой данной функции привело к тому, что цены на одинаковые товары стали значительно различаться по территориям и временам года. Это, в свою очередь, привело к массовому появлению таких видов бизнеса, как спекуляторскаяи арбитражорная деятельность.

Арбитражорная деятельность связана с различиями в ценах по территории - вполне законный, необходимый и полезный вид бизнеса. Для ситуации, какая создалась в Российской Федерации, где пока не сложился единый рынок товаров и услуг, массовая арбитражорная деятельность ("челночный бизнес") является положительным моментом. Массовый арбитражор в нашей стране сумел в кратчайшие сроки разрушить сильную монополию государственной торговли, насытить рынок первоклассными товарами, сделать цены на товары даже намного ниже, чем в крепких магазинах. Это неизбежный момент в переходный период экономики. При образовании в сфере торговли крупных компаний, объединений, которые смогут создать единую сеть магазинов по всей стране, арбитражорная деятельность сначала переместится в районные города, поселки, а затем, как это было в других странах, станет незначительной.

Английский глагол to speculate переводится как размышлять, раздумывать, делать предложения, играть на бирже. Он не имеет никакого криминального привкуса, а само спекуляторское предпринимательство означало купить в какое-либо время по низкой цене, а затем продать по более высокой. Высокий уровень сезонности продукции строительства, сельского, лесного хозяйства приводит к тому, что, например, осенью проводится массовая заготовка продуктов по низким ценам, а с окончанием сезона - продажа по более высоким. Спекуляторская деятельность связана с наличием хорошо технически оснащенных ячеистых мощностей по хранению продуктов, знанием объема ежедневного спроса и поставкой на рынок практически всегда свежих продуктов, наличие которых и имеющиеся запасы служат надежным тормозом роста цен. К сожалению, в нашей стране из-за явной нехватки технически оснащенных ячеистых хранилищ овощей и фруктов цены на овощи и фрукты в межсезонный период достаточно высоки. Таким образом, выполнение ценами функции выражения соотношения между спросом и предложением имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение.

Третьей функцией цены является перераспределительная, которая использует ее как мощный рычаг регулирования экономических отношений. Данная функция выступает в двух видах. Во-первых, в экономике Российской Федерации сложились высокодоходные, низкодоходные и даже убыточные виды продуктов и услуг. Такая ситуация является как итогом господства директивного управления ценами, так и невозможностью в настоящее время повысить цены ряда товаров и услуг из-за низкого уровня потребления населения. Особенно это касается продукции базовых, сырьевых отраслей, а также услуг, предоставляемых населению. Правительство в законодательном порядке через систему налогов, акцизов, платежей перераспределяет часть чистого дохода из высокоприбыльных отраслей в низкодоходные и убыточные. Важнейшим инструментом такого перераспределения являются государственный и местные бюджеты, а формой перераспределения - система дотаций, льгот, выплат, покрытия убытков. Дотируются у нас целые отрасли: сельское и лесное хозяйство, угольная промышленность, частично транспорт и т.д.

Во-вторых, перераспределительная функция проявляется в территориальном аспекте. Исторически сложилась ситуация, когда существуют регионы-доноры, которые отдают в бюджет больше, чем получают из него, и регионы-получатели трансфертов, отдающие в государственный бюджет меньше, чем получающие из него. Такое положение возникло по разным причинам: экономический кризис, охвативший какую-либо отрасль, которая была ведущей в регионе, неразвитость производительных сил, необходимость нести более высокие затраты вследствие суровых условий и отдаленности местностей и т.д. Как и в первом случае, государство, используя бюджет, систему налогов, акцизов, платежей, которые являются частью цены, собирает средства и направляет их в виде трансфертов в регионы. Перераспределительная функция в этом смысле играет важнейшую роль, так как позволяет поддерживать экономическое и социальное развитие отраслей и территорий, служит в какой-то мере выравнивающим рычагом государства.

Четвертой функцией цены является стимулирующая, в которой цена выступает как инструмент регулирования государством социально-экономических отношений в обществе. Во-первых, через систему льгот и скидок в ценах и тарифах государство создает более благоприятные условия жизни для ветеранов и участников войны, инвалидов, через систему местных бюджетов устанавливаются пониженные тарифы на наиболее массовые виды коммунальных услуг: отопление, водоснабжение, саночистку и т.д., проезд в городском транспорте. Это проявление социально-стимулирующей функции цены. Иногда этим в целях рекламы или благотворительности занимаются и частные фирмы, которые устраивают льготные или даже бесплатные пункты питания для пожилых людей, продают товары по сниженным ценам. Во-вторых, государство и местные органы, устанавливая льготы по налогам, стимулируют развитие каких-либо отраслей, производство необходимой продукции, техническое перевооружение предприятий и т.д. Так, в нашей стране тариф на электроэнергию, идущую в сельскохозяйственное производство, снижен в два раза, по более низким ценам туда поступают и другие промышленные товары. Прибыль предприятий, идущая на техническое перевооружение и модернизацию, освобождается от налога и т.д. В-третьих, широко стимулирующая функция ценообразования используется в таможенной политике государства. Регулируя таможенные пошлины, государство, с одной стороны, поощряет ввоз товаров, которые необходимы для развития страны. Так, одно время у нас был разрешен беспошлинный ввоз лекарств, которых крайне не хватало из-за кризиса фармацевтической промышленности. С другой стороны, государство устанавливает высокие пошлины на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественному производителю, чтобы защитить его, дать возможность развития.

Таким образом, выполняя свои функции, цены и ценообразование являются неизменной составляющей рыночной экономики, без которых не обходится ни одно государство.

Наши рекомендации