Функции цены в рыночной экономике

Под функцией цен понимается та роль, то значение, которое они имеют в экономике государств или отдельной территории. В любой модели экономического развития страны цены всегда были и остаются одним из самых действенных инструментов вмешательства государства в ход экономического развития, регулирования им тех или иных процессов. Характеризуя функции цен, мы рассмотрим их с двух сторон. Во-первых, дадим описание тех функций, какие выполняет цена как экономическая категория. Во-вторых, рассмотрим ее как средство регулирования органами исполнительной власти социально-экономических процессов развития страны или отдельного региона.

Как важнейшая категория цена выполняет учетно-аналитическую функцию, которая проявляется в том, что именно через цены идет выражение всех стоимостных процессов как на уровне отдельного предприятия, так и в целом по народному хозяйству. Цена является основой бухгалтерского учета, т.е. количественного выражения оборота средств предприятия и расчета обобщающих показателей его работы за какой-либо временной интервал. Только с помощью цен имеется возможность выразить общие итоги развития территории и страны в целом, учесть объемы производства услуг, рассчитать важнейшие показатели: валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт и национальный доход. Посредством цен мы можем выразить такие принципиально важные категории, как качество продукции, уровень жизни населения, инфляции, т.е. везде, где имеем дело со стоимостными категориями, проявляется учетная функция цены.

Значение цены как аналитической категории проявляется в том, что с ее помощью становится возможным рассчитать важнейшие структурные пропорции народного хозяйства: например, соотношение между валовым внутренним продуктом и национальным доходом, определить вклад отдельных территорий в итоги работы страны, рассчитать отраслевой состав сводных показателей и отраслевую структуру производства по территориям. Незаменима роль цен в определении динамики развития всех экономических процессов. Ценовые оценки сводных итогов служат основой расчета важнейших показателей эффективности: производительности труда в целом по экономике страны, фондоотдачи и материалоемкости. Они позволяют не только их рассчитать, но и проследить направление изменения, сравнить соответствующие показатели по территориям, странам и т.д. Практически учетно-аналитическая функция это та, ради выполнения которой и существует экономическая категория цены.

Второй важнейшей функцией цены является выражение соотношения между спросом и предложением на рынке товаров и услуг. Именно цена в условиях развития рыночных отношений является количественным индикатором, фиксирующим в данный момент времени на конкретной территории сложившееся соотношение между спросом и предложением. Переход нашей страны с 1992 г. на свободные цены значительно усилил значение этой функции, привел к тому, что, с одной стороны, большая часть товаров, потребление которых было директивно определено центральными органами, оказались излишними, не нашли в таком количестве своих покупателей и многие предприятия стали испытывать и до сих пор испытывают сложности со сбытом своей продукции сложившегося качества. С другой стороны, многие ниши рынка оказались свободными, так как рост цен на отечественные товары часто не сопровождался качественным их улучшением. Это привело к интенсивной экспансии зарубежных товаров, цены на которые были не на много выше отечественных, а качество значительно лучше. Выполнение ценой данной функции привело к тому, что цены на одинаковые товары стали значительно различаться по территориям и временам года. Это, в свою очередь, привело к массовому появлению таких видов бизнеса, как спекуляторскаяи арбитражорная деятельность.

Арбитражорная деятельность связана с различиями в ценах по территории - вполне законный, необходимый и полезный вид бизнеса. Для ситуации, какая создалась в Российской Федерации, где пока не сложился единый рынок товаров и услуг, массовая арбитражорная деятельность ("челночный бизнес") является положительным моментом. Массовый арбитражор в нашей стране сумел в кратчайшие сроки разрушить сильную монополию государственной торговли, насытить рынок первоклассными товарами, сделать цены на товары даже намного ниже, чем в крепких магазинах. Это неизбежный момент в переходный период экономики. При образовании в сфере торговли крупных компаний, объединений, которые смогут создать единую сеть магазинов по всей стране, арбитражорная деятельность сначала переместится в районные города, поселки, а затем, как это было в других странах, станет незначительной.

Английский глагол to speculate переводится как размышлять, раздумывать, делать предложения, играть на бирже. Он не имеет никакого криминального привкуса, а само спекуляторское предпринимательство означало купить в какое-либо время по низкой цене, а затем продать по более высокой. Высокий уровень сезонности продукции строительства, сельского, лесного хозяйства приводит к тому, что, например, осенью проводится массовая заготовка продуктов по низким ценам, а с окончанием сезона - продажа по более высоким. Спекуляторская деятельность связана с наличием хорошо технически оснащенных ячеистых мощностей по хранению продуктов, знанием объема ежедневного спроса и поставкой на рынок практически всегда свежих продуктов, наличие которых и имеющиеся запасы служат надежным тормозом роста цен. К сожалению, в нашей стране из-за явной нехватки технически оснащенных ячеистых хранилищ овощей и фруктов цены на овощи и фрукты в межсезонный период достаточно высоки. Таким образом, выполнение ценами функции выражения соотношения между спросом и предложением имеет не только большое теоретическое, но и практическое значение.

Третьей функцией цены является перераспределительная, которая использует ее как мощный рычаг регулирования экономических отношений. Данная функция выступает в двух видах. Во-первых, в экономике Российской Федерации сложились высокодоходные, низкодоходные и даже убыточные виды продуктов и услуг. Такая ситуация является как итогом господства директивного управления ценами, так и невозможностью в настоящее время повысить цены ряда товаров и услуг из-за низкого уровня потребления населения. Особенно это касается продукции базовых, сырьевых отраслей, а также услуг, предоставляемых населению. Правительство в законодательном порядке через систему налогов, акцизов, платежей перераспределяет часть чистого дохода из высокоприбыльных отраслей в низкодоходные и убыточные. Важнейшим инструментом такого перераспределения являются государственный и местные бюджеты, а формой перераспределения - система дотаций, льгот, выплат, покрытия убытков. Дотируются у нас целые отрасли: сельское и лесное хозяйство, угольная промышленность, частично транспорт и т.д.

Во-вторых, перераспределительная функция проявляется в территориальном аспекте. Исторически сложилась ситуация, когда существуют регионы-доноры, которые отдают в бюджет больше, чем получают из него, и регионы-получатели трансфертов, отдающие в государственный бюджет меньше, чем получающие из него. Такое положение возникло по разным причинам: экономический кризис, охвативший какую-либо отрасль, которая была ведущей в регионе, неразвитость производительных сил, необходимость нести более высокие затраты вследствие суровых условий и отдаленности местностей и т.д. Как и в первом случае, государство, используя бюджет, систему налогов, акцизов, платежей, которые являются частью цены, собирает средства и направляет их в виде трансфертов в регионы. Перераспределительная функция в этом смысле играет важнейшую роль, так как позволяет поддерживать экономическое и социальное развитие отраслей и территорий, служит в какой-то мере выравнивающим рычагом государства.

Четвертой функцией цены является стимулирующая, в которой цена выступает как инструмент регулирования государством социально-экономических отношений в обществе. Во-первых, через систему льгот и скидок в ценах и тарифах государство создает более благоприятные условия жизни для ветеранов и участников войны, инвалидов, через систему местных бюджетов устанавливаются пониженные тарифы на наиболее массовые виды коммунальных услуг: отопление, водоснабжение, саночистку и т.д., проезд в городском транспорте. Это проявление социально-стимулирующей функции цены. Иногда этим в целях рекламы или благотворительности занимаются и частные фирмы, которые устраивают льготные или даже бесплатные пункты питания для пожилых людей, продают товары по сниженным ценам. Во-вторых, государство и местные органы, устанавливая льготы по налогам, стимулируют развитие каких-либо отраслей, производство необходимой продукции, техническое перевооружение предприятий и т.д. Так, в нашей стране тариф на электроэнергию, идущую в сельскохозяйственное производство, снижен в два раза, по более низким ценам туда поступают и другие промышленные товары. Прибыль предприятий, идущая на техническое перевооружение и модернизацию, освобождается от налога и т.д. В-третьих, широко стимулирующая функция ценообразования используется в таможенной политике государства. Регулируя таможенные пошлины, государство, с одной стороны, поощряет ввоз товаров, которые необходимы для развития страны. Так, одно время у нас был разрешен беспошлинный ввоз лекарств, которых крайне не хватало из-за кризиса фармацевтической промышленности. С другой стороны, государство устанавливает высокие пошлины на те товары, которые могут составить конкуренцию отечественному производителю, чтобы защитить его, дать возможность развития.

Таким образом, выполняя свои функции, цены и ценообразование являются неизменной составляющей рыночной экономики, без которых не обходится ни одно государство.

Глава 2. ОСНОВЫ МЕТОДОЛОГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

1. Понятие и состав методологии ценообразования

Под методологией ценообразования понимается система приемов, методов и принципов разработки, установления и изменения цены, т.е. это непосредственный механизм реализации объекта исследования.

Прием - математическое или логическое действие по расчету цены. В ценообразовании широко используются все математические действия. Из логических наиболее часто применяются приемы сравнения, аналогии, индукции, синтеза и анализа.

Метод - совокупность приемов разработки цены нового изделия или изменение уже существующей. В результате использования какого-либо метода мы имеем один или несколько вариантов цены, выбирая тот из них, который нам наиболее благоприятен. Основные методы будут изложены ниже.

Принципы ценообразования - совокупность исходных положений, ориентиров, нормативов при формировании цены товара или услуги. Принципы играют важнейшую роль, так как, руководствуясь ими, экономисты, маркетологи намечают определяющие направления в развитии ценовой политики.

Важнейшими принципами являются:

1. Уровень цены должен быть таким, чтобы в нем по возможности более полно удовлетворялись интересы производителей и общества в целом. Реализуя этот принцип, государство в законодательном порядке достаточно жестко устанавливает перечень основных элементов себестоимости, вводит в нее специальные налоги и платежи, прямые и косвенные налоги. Предприятия стараются установить такой уровень затрат и прибыли, чтобы нормально функционировать. Хотя, естественно, между государством и производителем есть всегда противоречия, разрешением которых и является уровень цен.

2. Обеспечение в цене нормальных условий воспроизводства. Цена должна быть такой, чтобы предприятия, торгующие организации могли: а) полностью воспроизводить затраты на производство и реализацию продукции или услуг, т.е. обеспечивался процесс простого воспроизводства нормальных экономически обоснованных затрат; б) поддерживать средний уровень оплаты труда в составе затрат не ниже среднеотраслевого или среднего по региону; в) обеспечивать уровень прибыли, необходимый для нормального социального и технического развития предприятия или фирмы.

3. Установление дифференциации цен, исходя из групп потребителей, качества товара или услуги, положения и стратегии предприятия на рынке, т.е. выделения интервала, в котором цена может колебаться без ущерба или даже с выгодой для фирмы.

4. Включение в состав чистого дохода элементов, отражающих общегосударственные и региональные интересы, т.е. налоги, сборы, платежи, акцизы и т.д.

5. Соблюдение единства в методологии и нормативной базе. Предприятия любой формы собственности обязаны соблюдать отраслевые инструкции по составу затрат, включать все необходимые виды налогов, соблюдать установленные правительством и его ведомствами нормативы непроизводительных расходов: потерь, порчи, представительских расходов и т.д. Это необходимо для правильного исчисления единой базы налогообложения, расчета сводных отраслевых и российских итогов.

Основу методологии ценообразования составляют такие науки, как экономическая теория, которая определяет понятийный аппарат, систему категорий и законов экономии. Важнейшее значение для ценообразования имеет микроэкономика как наука о рыночных отношениях, закономерностях изменения спроса и предложения, поведении потребителей и финансовых структур. Она устанавливает закономерности изменения цены на рынке товаров и услуг. Другой дисциплиной, которая оказывает огромное влияние на изменение и политику цен, является маркетинг. Изучая закономерности и возможности продвижения товаров и услуг на рынке, маркетолог использует цену как важнейший инструмент такого продвижения. Фирма должна строить свою ценовую стратегию именно на основе маркетинговых исследований рынка. Микроэкономика, маркетинг определяют в наибольшей степени верхний предел цены, т.е. поведенческие аспекты на рынке.

При обосновании нижнего предела цены основными науками, лежащими в основе его, являются бухгалтерский учетикалькулирование себестоимости товаров и услуг. Они определяют метод свода затрат, объект калькулирования, методы распределения комплексных затрат, транспортно-заготовительных расходов на единицу продукции, т.е. именно с помощью этих наук мы определяем себестоимость товаров и услуг. Второй наукой, которая играет важнейшую роль при формировании нижнего предела цены, является налогообложение. Источником любых налогов в бюджеты всех уровней являются цены, и всякое изменение налогового законодательства в первую очередь отражается на них. Изучая объекты налогообложения, базу расчета всех видов налогов, налоговые платежи, данный предмет непосредственно определяет зависимость цен от налогов, без установленного включения которых нет и правильного ценообразования.

Инструментарий ценообразованию обеспечивают такие науки, как статистикаи экономико-математические методы и модели.Они лежат в основе используемых методов формирования цены нового изделия, обоснования изменения цены в зависимости от действия различных внутренних и внешних факторов. Моделирование поведения цены на рынке помогает учесть неожиданные ее изменения, предвидеть возможные потери или выгоду. Оно намного экономит средства на проведение маркетинговых исследований.

Из других наук, выводы которых широко используются в ценообразовании, наибольшее значение имеют экономический анализ, который количественно определяет финансово-экономическое положение производителей и потребителей, денежное обращение, изучающее закономерности оборота денежных средств в экономике страны и отвечающее на актуальные вопросы влияния изменения цен на инфляцию и покупательную способность населения. Таким образом, ценообразование является как бы собирательной наукой, в которой непосредственно используются знания и умения практически всего цикла экономических наук.

2. Краткие сведения из истории методологии ценообразования

В своем развитии методология ценообразования прошла достаточно тернистый путь, так как одним из самых легких способов объяснения причин неудач и провалов в экономике страны было объявление неправильной методологии ценообразования. Государство всегда рассматривало цены как один из основных рычагов управления экономикой, директивность и высокая централизация были неизменными их спутниками. Положительными в этом отношении были два момента: 1) высокая степень научности в разработке методологии; 2) строгий контроль за единством ее применения.

Впервые строго научные основы методологии ценообразования с позиций марксистской экономической науки были использованы в генеральной реформе цен в 1925/26 гг. и установлении цен 1927/28 гг. Именно тогда была выдвинута и обоснована общественно необходимая норма затрат труда (ОНЗТ), которая легла в основу всех концепций ценообразования в дальнейшем. Краеугольным камнем этой концепции было то, что ОНЗТ трактовалась как категория, объединяющая интересы производителей товаров и услуг и государства в целом. В фундаментальной работе М.А. Терентьева им дается следующая формулировка: "Под ОНЗТ следует понимать признаваемые и возмещаемые обществом затраты непосредственных изготовителей продукции для удовлетворения общественных потребностей"[2]. Естественно, что в ценообразовании необходимо было найти адекватную количественную меру ОНЗТ, и различия в подходах выражения ее обусловили использование той или иной концепции.

Наиболее продолжительный период в ценообразовании господствовала концепция усредненной стоимости, одним из авторов которой был Д.Д. Кондрашов. Впервые она была использована в ценах 1927/28 гг. и действовала до 1967 г., т.е. практически 40 лет. В упрощенном виде суть ее сводилась к тому, что в целом по экономике Союза была определена необходимая сумма прибыли, которую государство должно получить со всех хозрасчетных отраслей для содержания бюджетной сферы. Отношение этого объема прибыли к затратам хозрасчетных отраслей и позволило определить общественно необходимый уровень рентабельности:

Rобщ = Функции цены в рыночной экономике - student2.ru ,

где Rобщ - общественно необходимый уровень рентабельности;

П - объем прибыли, получаемый с хозрасчетных отраслей для содержания бюджетной сферы;

З - общие затраты хозрасчетных отраслей.

Проведя такие расчеты, была получена цифра в 21%, т.е. для нормального развития государства необходимо на затраты хозрасчетных отраслей "наложить" рентабельность в 21%. Однако при более тщательном анализе поступлений в бюджет оказалось, что около 80% всех платежей производят всего четыре отрасти, уровень чистого дохода в которых был чрезвычайно высок: от 100% до 3000%: винно-водочная, табачная, хлебо-кондитерская и легкая. Тогда первоначальная формула была модифицирована, с нее убрали прибыли и затраты этих 4-х отраслей:

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru ,

где Пi и Зi - прибыль и затраты перечисленных выше отраслей.

Скорректированный уровень рентабельности оказался равным примерно 15% - эта цифра и была взята в качестве средней нормы рентабельности, отражающей ОНЗТ. Тогда цена, согласно этой концепции, определялась так:

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru ,

где Ц1 - цена товара или услуги по первой концепции,

С/ст - себестоимость товара или услуги.

Усредненный подход к определению рентабельности не означал ее единого уровня, целые отрасли (добывающая, лесная, электроэнергетика и др.) были планово-убыточными, зато другие - высоко прибыльны. Государство в больших масштабах использовало перераспределительную функцию и снимало доходы с одних отраслей и планово дотировало другие. Но 15% - был тот ориентир, которого старались все придерживаться. Если рентабельность продукции или услуг была ниже 15%, то такое производство считалось низкорентабельным. Если же этот предел превышался, то - наоборот. Более того, если по каким-либо видам продукции или услуг рентабельность была выше 21%, то накладывался налог с оборота. Нормальным было положение, когда планово убыточные предприятия платили большой налог с оборота. Например, если из 100 наименований продукции 80 были убыточны и в целом завод был убыточен, но у 20 видов рентабельность превышала 21%, то предприятие именно с этих 20 видов платило в бюджет налог с оборота.

Положительными моментами этой концепции была ее простота, четкость, широкие возможности для директивных органов осуществлять контроль за изменением цен. Однако концепция имела существенные недостатки. Во-первых, это уравниловка, т.е. практически одинаковый подход и критерии для всех отраслей. Во-вторых, наличие большого количества планово убыточных отраслей, которые всецело зависели от выделяемых дотаций и не могли сами развиваться. В-третьих, при нормативно утверждаемой рентабельности самым легким способом получения большей суммы прибыли было наращивание затрат, что, к сожалению, предприятия и делали. Лозунги экономии затрат оставались пустыми декларациями, т.к. концепция, сама жизнь толкала на рост затрат. В этом был ее главный недостаток.

С 1 июля 1967 г. в промышленности, строительстве и ряде других отраслей были введены новые цены. Этому предшествовала Генеральная реформа цен в 1965 г. в промышленности и в 1966 г. в других отраслях. Переход на новые цены сопровождался сменой методологии ценообразования, так как была принята концепция цены производства. Согласно ее положениям цена рассчитывалась по формуле:

Ц2 = себестоимость Функции цены в рыночной экономике - student2.ru ,

где Rпр - рентабельность производства. Она рассчитывалась по формуле:

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru ,

где Фпр - производственные фонды хозяйственных отраслей;

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru - производственные фонды 4-х наиболее доходных отраслей.

В состав производственных фондов входили: 1) промышленно-производственные фонды, непромышленно-производственные фонды, средние остатки нормируемых оборотных средств (запасы товарно-материальных ценностей, незавершенное производство, расходы будущих периодов). Как правило, рентабельность рассчитывалась в разрезе промышленности и ее отдельных отраслей. Концепция была построена на том, что в образовании стоимости в основном участвуют производственные фонды. Преимущества ее состояли в простоте, возможности директивного регулирования, дифференцированном по отдельным отраслям подходе. Однако недостатки первой концепции сохранились, т.к. рентабельность производства по-прежнему накладывалась на себестоимость и стремление увеличить размер прибыли за счет роста затрат сохранилось. Еще одним недостатком стала гонка предприятий за дорогими фондами. Именно с 1967 г. в стране начинается быстрый рост стоимости фондов, неадекватный улучшению их качества и производительности, и снижение фондоотдачи. Эта концепция просуществовала до 1992 г., т.е. 25 лет.

Однако в ее использовании существовал перерыв. С 1977 г. сначала в качестве эксперимента, а с 1979 г. и вся промышленность перешла на новую концепцию - цены труда. Суть ее состояла в следующем:

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru ФОТ,

где Rтр - рентабельность труда;

ФОТ - фонд оплаты труда;

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru .

Авторы этого подхода исходили из того, что создателем стоимости может быть только труд, стоимость которого выражается через оплату труда. Переход на новую концепцию сопровождался использованием такого сложного показателя, как нормативно-чистая продукция, который рассчитывался по всей номенклатуре изделий. Концепция не оправдала возлагаемых на нее надежд на заинтересованность предприятий в экономии затрат, но благодаря ее внедрению стало выгодным увеличивать фонд оплаты труда, а самым легким способом для этого было внедрение ручного труда. Именно после 1979 г. в экономике страны стало наблюдаться резкое замедление внедрения достижений научно-технического прогресса, не всегда оправданный рост численности работающих. Другой негативной тенденцией, которая появилась в связи с этой концепцией, стало "вымывание" из оборота дешевого ассортимента, все больший выпуск предприятиями высокоприбыльных изделий. Основной причиной этого было то, что в показателе нормативно-чистая продукция, по которой оценивалась работа предприятий, доля прибыли по отраслям промышленности колебалась от 25% до 55%. Это и породило стремление выпускать высокорентабельные, дорогие виды изделий в ущерб дешевым, в которых больше нуждалось население. Недостатки концепции "цены труда" были столь очевидны, что уже в 1981 г. от нее отказались и вновь перешли на расчеты цены по методологии "цены производства".

Были рассчитаны еще две концепции, которые, однако, не были приняты, а остались только в теоретической разработке. Концепция цен "оптимального плана" была рассчитана на материалах межотраслевого баланса затрат труда 1959 г. специалистами ЦЭМИ во главе с академиком Н.П. Федоренко. На основе МОБ была проведена оптимизация затрат труда по всем отраслям хозяйства СССР, через средние уровни оплаты труда перешли на стоимостные затраты труда, а уже через них на цены. Рост цен оптимального плана позволил сделать два принципиальных вывода: 1) структура цен, сложившаяся в экономике страны, нуждается в коренном пересмотре. Необходимо резко поднять цены на сырьевые, продовольственные товары и снизить - на готовые потребительские изделия, т.е. практически перевернуть ту "пирамиду цен", которая существует; 2) структура цен, которая сложилась в экономике стран с развитыми рыночными отношениями, близка к оптимальной, т.е. за длительный период развития капитализм достиг большей оптимальной структуры цен.

Вторая концепция была разработана Институтом экономики Академии наук СССР. В ней была сделана попытка объединить концепции "цены производства" и "цены труда". В упрощенном виде цена рассчитывалась по формуле:

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru ,

где a и b - коэффициенты вклада производственных фондов и труда в образовании стоимости.

Расчеты по этой концепции были произведены по важнейшим отраслям экономики и промышленности. Однако авторы до конца не сумели обосновать, как рассчитывать a и b при формировании цен отдельных изделий и услуг. Как и предыдущая концепция, она осталась "мертворожденным дитем", т.к. без коренных преобразований в обществе, при господстве административного подхода в ценообразовании, любой научный подход в нем оставался невостребованным.

Коренные преобразования, которым подверглось ценообразование после реформ декабря 1991 г., введение свободных цен, рыночные преобразования объективно потребовали изменить и методологию формирования цены. С 1992 г. перешли на вариант первой концепции, т.е. как бы вернулись "на круги своя", но без нормативности и директивности. В насто-ящее время нижний предел цены определяется по формуле:

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru себестоимость Функции цены в рыночной экономике - student2.ru себестоимость,

где Rф - рентабельность предприятия или фирмы, которая определяется по формуле:

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru ,

где Пф - прибыль, доход фирмы;

Зф - затраты фирмы.

Изменение подхода в ценообразовании было связано еще и с изменением практики налогообложения, когда налог на прибыль стал взиматься не с каждого вида продукции или услуг, а с общей суммы прибыли, полученной за какой-либо период, предприятиям стало возможным регулировать общий уровень рентабельности, маневрируя прибыльностью отдельных видов продукции.

Если рассмотреть структуру цены в развитой рыночной экономике, то ее можно выразить в виде следующей схемы:

Конечная цена (выручка от продажи ед. продукции)
Экономические затраты  
Хозяйственные издержки Нормальная прибыль Экономическая
Постоян-ные затраты Перемен-ные затраты Затраты на социально-техни-ческое развитие Доход на капитал Предпри-ниматель-ский доход рента (Пере-менная часть прибыли)
Хозяйственные издержки Хозяйственная прибыль
           

Рис. 6. Структура цены в развитой рыночной экономике

Важнейшей категорией в составе цены являются экономические затраты, отражающие тот уровень цены, который как минимум хочет получить фирма, в нашей интерпретации - это нижний предел цены, т.е. значение, не снижающее общую рентабельность фирмы. Хозяйственные издержки - это затраты, которые необходимы для производства и реализации произведенной продукции, полная себестоимость ее. Они состоят из постоянных затрат, т.е. расходов, не меняющихся от изменения объема выпуска продукции. К постоянным затратам относятся: стоимость аренды помещения, оплата освещения, отопления, саночистки, почтовых, телефонных и телеграфных расходов, частично оплата труда и т.д. В ряде отраслей (торговля, снабжение, хранение и других) они составляют значительную долю. Другой частью хозяйственных издержек являются переменные затраты, которые напрямую зависят от объема произведенной продукции или выполненных услуг. В промышленности, строительстве, транспорте - это затраты сырья, материалов, топлива, оплаты труда основных рабочих и т.д.

Нормальная прибыль - это такой уровень дохода в цене продукции, который сложился в данной отрасти или виде бизнеса, считается, что это цена вида бизнеса. Нормальная прибыль - это средний ее уровень, который соответствует условиям спокойной работы отрасли без ажиотажных изменений спроса на ее продукцию. Она состоит из трех частей. Во-первых, в ее состав всегда включается доход на капитал - то есть тот доход, который получают держатели акций данной фирмы. В странах с цивилизованными рыночными отношениями, как правило, организации и фирмы являются акционерными предприятиями и их акции можно свободно продать и купить через дилерские представительства на фондовых рынках. Естественно, доход на акции должен быть таким, чтобы все держатели средств могли получать доход на них, достаточно превышающий прибыль от государственных ценных бумаг. Таким образом, ставка дохода на капитал регулируется их доходностью, включая еще плату за риск. Например, если ставка доходности ценных бумаг федеральной резервной системы США равняется приблизительно 6,25% в год, то естественно, любая фирма закладывает больший доход, чтобы ее акции покупались на рынке. Во-вторых, в состав нормальной прибыли включаются расходы на социально-техническое развитие предприятий, которое, правда, могут позволить себе крупные фирмы, определяющие развитие в отрасли, направление моды, старающиеся чаще обновлять ассортимент выпускаемой продукции или услуг. В-третьих, нормальная прибыль включает в себя во многих фирмах предпринимательский доход. Как правило, ведущие специалисты фирм, директора, члены правлений получают не заработную плату, а доход, заложенный в цену продукции. Более того, в ряде, например, американских предприятий этим людям запрещается покупать акции самих фирм, чтобы не получать с них дохода. Логика здесь достаточно проста - менеджер должен так работать, чтобы продукция фирмы успешно расходилась, и за это он получает доход. Чем большим успехом пользуется продукция фирмы, тем больше идет дохода, так как заложенный твердый процент определяет прямую зависимость между продажами и доходом высших руководителей.

Особое место в цене занимает экономическая рента. Это переменная часть цены, призванная мгновенно реагировать на изменение спроса. При ажиотаже, буме на данный товар экономическая рента может достигать иногда значительных размеров, а при снижении спроса ее может вообще не быть.

Рассмотрение цены по ее отдельным элементам позволяет указать, изменение каких элементов происходит, если наступают особые режимы в работе фирмы. Так, при сезонных распродажах многие фирмы стараются снизить цены настолько, чтобы снижение прибыли компенсировалось увеличением спроса. Поэтому в первую очередь снимают экономическую ренту, снижают долю предпринимательского дохода и затрат на социально-техническое развитие, как правило, сезонные скидки колеблются в пределах 10-20%. Если же цена снижается еще больше, то здесь уже фирма принимает другую тактику, речь о которой пойдет дальше. В ситуации полного отсутствия спроса на товар сначала снимается экономическая рента, затем предпринимательский доход, затраты на развитие, доход на капитал, т.е. вся хозяйственная прибыль. Если же и после этого товар не продается, то цена может снизиться ниже хозяйственных издержек, сначала за счет оплаты труда, а затем и всего остального. Конечной границей снижения является бросовая цена, т.е. "лишь бы продать", она, как правило, состоит из постоянных затрат, куда входят жизненно важные затраты фирмы: освещение, отопление, саночистка и др., без оплаты которых предприятие может просто разориться.

3. Методы ценообразования

Под методом ценообразования понимается совокупность приемов установления цены нового изделия или изменения уже существующей. На первом этапе - это установление интервала между верхней и нижней границей цены, в котором она может колебаться без ущерба для фирмы. На втором этапе - это определение верхнего предела цены с учетом состояния рынка данного товара или услуги. Установление цены нового изделия - явление довольно редкое, так как в статистике под новым изделием или услугой понимают такое, которое отличается от существующего на важнейшие технико-экономические характеристики: конструкцией, мощностью, производительностью, принципом действия, источником энергии, отсутствием аналога. В потребительских товарах к новым изделиям относятся такие, которые изготовлены из новых материалов, новым способом, удовлетворяют ранее отсутствовавшие потребности.

Наиболее широко в ценообразовании используется параметрический метод, то есть метод количественного выражения связи между ценой и одним или несколькими важнейшими параметрами изделия. Общая формула метода:

Функции цены в рыночной экономике - student2.ru , (1)

где Цнт - цена нового товара;

Цбаз - цена товара, принятого за базу;

П1, П2, П3, ... Пn - важнейшие технико-экономические параметры нового изделия;

а1, а2, а3, ... аn - вклад этих параметров в установление цены нового изделия или изменение уже существующей цены.

Существует множество модификаций этого метода, от простейших - до достаточно сложных.

3.1. Одним из наиболее распространенных методов является использование удельной цены. Он применяется при обосновании изменения цены товара или услуги, где имеется ведущий технико-экономический параметр. Суть метода заключается в том, что цена старого или аналогичного изделия делится на значение ведущего параметра, получается удельная оценка единицы параметра. Затем удельная оценка умножается на значение ведущего параметра в новом изделии. Как правило, этим обосновывается верхний предел цены на стадии выпуска изделия.

Пример: Цена электродвигателя мощностью 375 кВт равнялась 42 тыс. руб. при рентабельности 18%. На предприятии была проведена модернизация двигателя, в результате которой мощность выросла на 40%, однако себестоимость также выросла на 12%, а рентабельность снизилась на 3 процентных пункта. Определить цену модернизированного двигателя и факторы, которые повлияли на это.

Решение: Себестоимость старого двигателя сост<

Наши рекомендации