Проектировочный расчет
4.1.3.4.1 Межосевое расстояние (второе приближение):
мм,
где = 410 для косозубых и шевронных зубчатых колес и = 450 для прямозубых зубчатых колес;
– коэффициент ширины (выбран в п. 4.1.3.4).
Полученное значение округляем до ближайшего стандартного значения: = 140 мм.
4.1.3.4.2 Ширина венца колеса:
мм.
Ширину венца шестерни принимают большую, чем у колеса, мм:
мм.
4.1.3.4.3 Минимальный модуль (из условия изгибной прочности колеса):
мм,
где – коэффициент, равный 2800 для косозубых передач;
– коэффициент нагрузки принимаемый равным .
Максимально допустимый модуль (из условия неподрезания зубьев у основания):
.
Нормальный модуль зубчатых колес определяют (с дальнейшим округлением по ГОСТ 9563-60) из следующих соотношений:
мм;
Из стандартного ряда принимаем 2,5 мм.
;
– условие соблюдается.
4.1.3.4.4 Минимальный угол наклона зубьев (для косозубых передач):
.
Суммарное число зубьев:
.
Округляем до целого в меньшую сторону: .
Действительное значение угла наклона зубьев:
, .
4.1.3.4.5 Числа зубьев шестерни и колеса :
.
Округляем округляют до целого числа: 19.
Минимальное число зубьев для косозубых зубчатых колес:
.
– условие выполняется.
Число зубьев колеса :
.
Фактическое значение передаточного числа u с точностью до 0,01:
.
4.1.3.4.6 Определение геометрических параметров передачи:
Диаметр делительной окружности:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Диаметр окружности вершин зубьев:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Диаметр окружности впадин зубьев:
шестерни:
мм;
колеса:
мм;
Уточненное межосевое расстояние:
мм.
4.1.3.4.7 Силы в зацеплении (рис. 4.2):
Окружная сила:
Н;
Радиальная сила:
Н;
Осевая сила:
Н.
Проверочный расчет
4.1.3.5.1 Проверочный расчет на контактную выносливость:
МПа МПа.
где – коэффициент, равный 8400 для косозубых передач.
Условие контактной выносливости соблюдается.
4.1.3.5.2 Проверочный расчет на выносливость при изгибе:
Для шестерни:
Приведенное число зубьев:
.
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжения при .
Коэффициент, учитывающий наклон зуба:
.
= 0,65 – коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев.
Коэффициент, учитывающий влияние на напряжение изгиба формы зуба, перекрытия и наклона зубьев:
.
МПа МПа.
Условие прочности соблюдается.
Для колеса:
Приведенное число зубьев:
.
– коэффициент, учитывающий форму зуба и концентрацию напряжения при .
Коэффициент, учитывающий влияние на напряжение изгиба формы зуба, перекрытия и наклона зубьев:
.
МПа МПа.
Условие прочности соблюдается.
Результаты расчета
Таблица 4.3