Проектировочный расчет передачи

Проектировочный расчет передач служит только для предварительного определения размеров и не отменяет расчета на контактную выносливость.

При проектировочном расчете определяется один из геометрических параметров передачи – межосевое расстояние аw или делительный диаметр шестерни d1 [7, с. 57]. Предпочтительным считается расчет аw, так как его значение сразу дает представление о габаритах передачи.

Делительный диаметр шестерни

Проектировочный расчет передачи - student2.ru

где Kd – вспомогательный коэффициент; Kd = 675 – для косозубых и шевронных передач; Kd = 770 – для прямозубых передач [6, с. 331]; [7, с. 57].

Ориентировочное значение межосевого расстояния [6, с. 332; 7, с. 57]

Проектировочный расчет передачи - student2.ru

где знак «плюс» используется при расчете передач внешнего зацепления, а «минус» – для передач внутреннего зацепления;

Ka – вспомогательный коэффициент: для прямозубых передач Ka = 495, для косозубых и шевронных передач Ka = 430 [6, с. 332; 7, с. 57];

Т2 – вращающий момент на колесе (на ведомом звене);

u – передаточное число передачи;

КHβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по длине контактных линий, принимают в зависимости от твердости колес и параметра ψbd по графику (рис. 5.3):

ψbd = b2 / d1 = 0,5 ψba(u ± 1)

ψbd – коэффициент ширины колеса относительно делительного диаметра шестерни;

ψba – коэффициент ширины колеса относительно межосевого расстояния; принимают из стандартного ряда чисел в зависимости от положения колес относительно опор (см. с. 22).

Передача косозубая, расположение колес – симметричное, следовательно,

Kа = 430;

ψba = 0,4;

ψbd = 0,5 [0,4(5 + 1)] = 1,2;

KHβ = 1,12;

Проектировочный расчет передачи - student2.ru

Полученное ориентировочное межосевое расстояние округляем до стандартного значения по предпочтительному ряду (табл. 5.4, с. 55). Принимаем аw = 125 мм.

Нормальный модуль при принятой термообработке колес рекомендуется выбирать из диапазона

mn = (0,01–0,02) аw = (0,01–0,02) · 125 = (1,25–2,5) мм.

Из стандартного ряда модулей (табл. 5.5, с. 55) принимаем m = 2 мм. Значение модуля менее 1,5 мм для силовых передач задавать не рекомендуется.

Рабочая ширина колеса

b2 = ψba · аw = 0,4 · 125 = 50 мм;

ширина шестерни

b1 = b2 + (2–7) мм = 50 + (2–7) = 52–57 мм.

Принимаем b1 = 55 мм.

Угол наклона зубьев для косозубого зацепления без смещения рекомендуется β = 7–18°.

Предварительно приняв коэффициент осевого перекрытия εβ = 1 [8, с. 174, табл. 9.1], определим минимальный угол наклона зубьев:

sin β = π · mn εβ / b2 = 3,14 · 2 · 1 / 50 = 0,1256;

β = 7°12'55'' или βmin = arcsin(4mn / b2).

Величиной угла β можно задаться, например, β = 10°.

Суммарное число зубьев [2, с. 13]

z = (2 · аw · cos β) / m = (2 · 125 · cos 7,2154) / 2 = 124,01.

Принимаем z = z1 + z2 = 124.

Определим числа зубьев шестерни z1 и колеса z2.

z1 = z / (u +1) =124 / (5 +1) = 20,67;

принимаем z1 = 21;

z2 = z – z1 = 124 – 21 = 103.

Фактическое передаточное число uф = z2 / z1 = 103/21 = 4,905.

∆u = (uф – u) / u · 100 % = ((5 – 4,905) / 5) · 100 %) = 1,9 % ≤ 4 %.

Для того, чтобы вписать косозубую цилиндрическую передачу в заданное межосевое расстояние аw = 125 мм при принятых числах зубьев зубчатых колес, уточним угол наклона зубьев:

cos β = m (z1 + z2)/(2 · аw) = 2 (21 + 103) / (2 · 125) = 0,992°;

β = 7,25220° = 7°15'8''.

Определим делительные диаметры, диаметры вершин и впадин зубьев зубчатых колес:

d1 = m · z1 / cos β = 2 · 21 / 0,992 = 42,339 мм;

d2 = m · z2 / cos β = 2 · 103 / 0,992 = 207,661 мм;

dа1= d1 + 2 · m = 42,339 + 2 · 2 = 46,339 мм;

dа2 = d2 + 2 · m = 207,661 + 2 · 2 = 211,661 мм;

df1= d1 – 2,5 · m = 42,339 – 2 · 2,5 = 37,339 мм;

df2 = d2 – 2,5 · m = 207,661 – 2 · 2,5 = 202,661 мм.

Выполним проверку межосевого расстояния:

аw = (d1 + d2) / 2 = (42,339 + 207,661) / 2 = 125 мм.

Вычислим величину усилий, действующих в зацеплении, и изобразим схему действия сил (рис. 5.2):

– окружная:

Ft = 2 · Т2 / d2 = 2 · 331080 / 207,661 = 3188,66 Н;

– радиальная:

Fr = Ft · tg αtw / cos β = 3188,66 ·tg 20° / 0,992 = 1169,94 Н;

– осевая:

Fа = Ft · tg β = 3188,66 ·tg 7°15'8'' = 405,77 Н.

Проектировочный расчет передачи - student2.ru

Рис. 5.2. Схема сил, действующих в косозубом цилиндрическом зацеплении

Наши рекомендации